Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

экзам. админ. право.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая  возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Конституцией Республики Беларусь обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная дееспособность гражданина - это признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. По общему правилу, все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Однако некоторые из них  по состоянию здоровья, могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь  об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:

а) реализацией  гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и  медицинскую помощь, право на жилище и др.); б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.); в) нарушением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе); г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (например, ответственность за административные правонарушения).               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Специальные административно-правовые статусы граждан РБ

В реальной жизни  существует огромное разнообразие специальных  административно-правовых статусов. Используя  критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить специальные статусы:

- членов  коллективов;

- субъектов  административной опеки (сирот,  безработных, беженцев и др.);

- жителей территорий  с особым административно-правовым  режимом;

- субъектов  разрешительной системы (водителей,  лиц, получивших лицензии, допущенных  к государственной тайне и  др.);

- государственных  служащих;

- лиц, совершивших  правонарушения и прежде всего  лиц, совершивших умышленные преступления.

Среди статусов членов коллективов различаются статусы:

- обучающихся  (студентов, аспирантов, учащихся  техникумов и др.);

- милитаризованных  служащих (военнослужащих, сотрудников  милиции, военизированных формирований);

- лиц, свобода  которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения, граждан, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и др.).

Поскольку специальные  административно-правовые режимы влияют на общие административно-правовые статусы граждан, их содержание, основание и порядок введения регулируются законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

- избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

- занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь;

- их не допускают к деятельности, связанной с государственной тайной;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые виды административного принуждения (административное выдворение (депортация));

- могут въезжать на территорию Республики Беларусь при наличии разрешений (исключение составляют граждане стран СНГ, с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

- проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;

- устанавливаются ограничения в передвижении и выборе места жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

- при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Республики Беларусь может быть не разрешен.

Выдворение (депортация) иностранных граждан и лиц  без гражданства за пределы Республики Беларусь регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, утвердившим «Положение о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», и может быть применено в следующих случаях:

- если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и других лиц;

- если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка;

- если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное и иное законодательство.

За иные нарушения  правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда  через республику иностранные граждане привлекаются к установленной законом  ответственности.

Правовое положение  иностранных граждан, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством и международными договорами. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны.

 

 

9. Административно-правовые гарантии граждан в сфере государственного управления

Реализация  прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди  которых выделяют:

- Экономические гарантии, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения и т.д.

- Политические гарантии прав и обязанностей граждан предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководствующуюся в своей деятельности принципами демократии.

- Организационные гарантии обусловлены наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административно-правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации.

- Юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Их можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере административного права. С другой стороны юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные; внесудебные. В целом, к юридическим гарантиям административно-правового статуса граждан относятся: правовое закрепление административно-правового статуса граждан; ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граждан; право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей; контрольно-надзорная деятельность государственных органов; прокурорский надзор и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Понятие и виды обращений, порядок рассмотрения обращений и принятие решений.

Основными видами обращений являются:

- предложения – обращение граждан, направленное на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, на улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий;

- заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан;

- жалобы – обращения граждан, которые содержат требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц либо соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Обращения могут  быть индивидуальными или коллективными, устными либо письменными.

Обращения, по которым  не требуется дополнительных проверок либо изучения, должны быть рассмотрены  не позднее чем в пятнадцатидневный  срок; общий срок рассмотрения обращений граждан – не свыше одного месяца. При необходимости проведения специальных проверок, запроса исполнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно сообщив об этом заявителю.

Должностные лица несут административную ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан по статье 1677 КоАП.

Решение, принятое в связи с обращением, может  быть обжаловано в вышестоящий государственный  орган или в суд. Гражданин может обратиться с жалобой в суд в установленные сроки в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав: одного месяца – со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом в 10-дневный срок по правилам гражданского судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Административно-правовой статус общественных организаций.

Административно-правовой статус различных видов и форм общественных организаций имеет свою специфику и особенности. Общим для них является то, что они создают свои общественные организации, действующие на основании добровольности, самостоятельности, гласности и осуществляют свою деятельность на основании устава. 

Устав – это  внутреннее нормативное положение, определяющее правовое положение членов конкретного общественного организации. Кроме устава деятельность общественных организаций должна соответствовать конституции и иному законодательству РБ. Государство обеспечивает сохранность и защиту прав и интересов всех общественных организаций. Законодательство ограничивает вмешательство госорганов и должностных лиц в деятельность общественных организаций. Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных организаций лишь в той мере, которая предусмотрена законодательством (пример: контроль за соблюдением уставных требований законодательства в целом, контроль за производственной и хозяйственной деятельностью, контроль за источниками средств и т.д.).

В ряде случаев  государство оказывает помощь общественным организациям на основании и в случаях предусмотренных законодательством.

Правовой статус общественных организаций определен наличием у них определенных прав и свобод:

1) беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности. Учреждать собственные и использовать в установленном законом порядке СМИ. Осуществлять издательскую деятельность

2) представлять  и защищать права и законные  интересы своих членов перед ОГУ, судебными органами и т.д.

3) образовывать  в необходимых случаях структурные  подразделения (филиалы) 

4) осуществлять  производственно хозяйственную  деятельность на условиях, предусмотренных  в уставе

Одним из важнейших  условий осуществления общественными организациями управленческих функций является наличие у них административной правоспособности. Она наступает с момента регистрации организации и определяется комплексом принадлежащих общественной организации юридических прав и обязанностей в сфере госуправления. ОГУ определяют границы административной правоспособности общественных объединений в соответствии с законодательством, указывающим виды административных правоотношений, субъектами которых они могут выступать (пример: определяя полномочия членов добровольной народной дружины). В процессе реализации своих полномочий общественные организации вступают в различные правоотношения в сфере госуправления.

Виды правоотношений зависят от уставных положений общественных организаций, действующего законодательства и других факторов (пример: в соответствии с законом «о профсоюзах» профсоюзные комитеты имеют право участвовать в регулировании отношений, складывающихся между работниками и нанимателями).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"