Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:56, шпаргалка

Описание работы

Понятие, основные черты и функции государственного управления.
Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Файлы: 1 файл

админ право.docx

— 150.42 Кб (Скачать файл)

б) между несоподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);

в) между субъектами исп. власти и не находящимися в их организационном подчинении гос. объединениями, предприятиями и учрежд. (финансовый контроль, административный надзор);

г) между субъектами исп. власти и исп. органами системы МСУ;

д) между субъектами исп. власти и общ. объединениями;

е) между субъектами исп. власти и гражданами и др.

     - В завис-сти от гос. устройства различают отношения, возникающие:

а) между центральными органами фед. исп. власти и исп. органами субъектов РФ (между правительством РФ и правительствами республик);

б) между органами исп. власти субъектов РФ, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);

в) между органами исп. власти субъектов РФ, стоящими на разных уровнях (между администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского АО).

     - В завис-сти от конкретных целей возникновения общ. отношений, выделяют:

     внутренние – отнош., связанные с формированием управленческих структур, опред. основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обяз., прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях – соподчиненные исп. органы, их структурные подразд., должн. лица.

     внешние – отнош., связ. с непосредств. воздействием на объекты, не входящие в сист. исп. власти (напр., граждан, общ. объед., коммерч. структуры).

     - По характеру юрид. фактов АПО делятся на:

а) порожденные правомерными действиями;

б) порожденные неправомерными действиями.

     - По содержанию различают следующие виды АПО:

     материальные – ОО в сфере управления, кот. регулируются материальными нормами АП;

     процессуальные – отнош., складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел,кот. регулируются адм.-процессуальными нормами.

 

  1. Источники административного права. Место административного права в системе права России.

Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся адм.-прав. Нормы, т.е. нормативные акты. В завис-ти от юр. силы актов, содержащих адм.-прав. нормы, источники АП можно разделить на след. группы:

     Актф фед. органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные фед. акты.

     Законы РФ:

а) Конст. РФ, обладает высшей юр. силой и явл-ся базой текущего зак-ва;

б) акты Федерального Собрания РФ:

фед. конст. законы – основные законы, кот. сод. нормы, устанавливающие сист. органов гос. управления, определ. круг прав и обязанностей граждан и общ. организаций;

фед. законы, издаваемые в порядке текущего зак-ва, регулируют различные стороны общ. и хоз. жизни;

акты ФС (декларации, положения, пост-я и др.).

     Подзаконные федеральные акты:

а) указы, распоряжения Президента РФ;

б) пост-я, распоряжения Прав-ва РФ;

в) норм. акты министерств и других центр. органов;

г) приказы, пост-я, инструкции иных фед. органов исп. власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

     Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.

     Законы субъектов  РФ:

а) конституции, уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ;

     Подзаконные акты субъектов РФ:

а) указы, распоряжения президентов (губернаторов);

б) пост-я, распоряж. правительств субъектов РФ;

в) приказы, пост-я министерств субъектов Федерации;

г) приказы, пост-я иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений

субъектов РФ.

     Акты органов МСУ (местного самоуправления) – нормативные акты местной администрации, кот. действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов МСУ: а) распоряжения, б) решения.

     Международные акты, кот. регулируются, напр., вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля.

Место административного права в российской правовой системе. 
Право РФ принето делить на 4 отросли в соответствие с придметом и методом пр. рег.. Так выделяют а.п., к.п., у.п. и г.п.. Но сейча ни одна отрасль не существует в чистом виде. Одако данные четыре выделяются безспорно. А.п. занемает в российской правовой системе положеное ей место, тесно соприкасаясь с другими отрослями и подотрослями права. гос. управление охватывает значительный массив правовой материи, трудно найти вопрос, кот. можно былобы назвать чисто адм.. А.п. тестно связ. с к.п. К.п. закресляет основные права и св., значительная часть кот. практически реализуется, детализируются и конкретизирубтся с помощью а.п.. А.п. нередко регулирует имуществ. отнош., сходные с г.п.. Трудно провести грань между а-п и у-п запертами. А.п. частью своих норм заходит и в трудовое, финансовое, земельное право. А.п. включило в себя все средства и методы, предметы ведения, наилутьшим образом организующие продуктивную и результативную деятельность гос. п овыполнению своих функций и задач.

 

  1. Административно-правовой статус граждан РФ.

Адм.-пр-й статус гражд. РФ – часть общего правового статуса, установленного К РФ, законом «О гражданстве РФ» и др. актами.

     Адм.-правовой статус гражд.  – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами АП, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ).

Правовое положение граждан определ-ся объемом и характером адм. правосубъектности.

     Элементы  правосубъектности:

     адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права, предусм. нормами АП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос. управления.

     адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП, и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами.

     Виды адм. дееспособности:

а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет.

На адм. дееспособность влияет наличие у граждан опред. заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм. ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло осознавать фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич. расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

 

  1. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, Изначальным и универсальным гарантом может быть толь закон. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).

главные направлениях юридической защиты личности: 
1.     от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан; 
2.     от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. 
Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются: 
-    создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций), важнейшей задачей которых является защита правопорядка; 
-    существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (СМИ, партии, религиозные объединения); 
-    активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права. 
Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан.

 

  1. Обращения граждан: порядок и сроки рассмотрения в органах исполнительной власти.

Статья 33 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан на обращения – «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».  
Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.  
Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. 
К ним относятся:  
- письменные обращения, в которых не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ,  
- в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;  
- текст письменного обращения не поддается прочтению;  
- в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;  
- ответ на поставленный вопрос невозможно дать без разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны.  
Обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.  
Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения. 
Кроме того, для более качественной реализации прав граждан, закрепленных статьей 33 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом о порядке рассмотрения обращений с целью повышения ответственности должностных лиц, рассматривающих обращения граждан, Президентом России 11 июля 2011 года подписан Федеральный закон № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», статьей 5.59., в которой регламентирована ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, с 25 июля 2011 года, за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.  
Следует иметь в виду, что положения ст.5.59. КоАП РФ не распространяются на случаи отказа в предоставлении информации, за которые предусмотрена административная ответственность должностными лицами органов власти по другой статье КоАП РФ (ст.5.39. КоАП РФ – неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации).  
С жалобами на нарушения в части порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку, в соответствии с ч.1 ст.28.4. КоАП РФ, полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, установленных статьей 5.59. КоАП РФ, закреплены именно за прокурорами. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч.1 ст.23.1. КоАП РФ).

 

  1. Обжалование в суд действий органов государства и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В соответствии с действующим законодательством, граждане вправе обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, а также к их должностным лицам с заявлениями, жалобами и обращениями.

Обращения рассматриваются в установленный законом срок с принятием законного и обоснованного решения. В случае несогласия с принятым по обращению решением гражданин вправе его обжаловать.

Законодательством предусмотрено несколько способов обжалования действий, бездействий, а также решений должностных лиц государственных и муниципальных органов.

Действия или бездействия вышеуказанных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Заявление подается гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, решение или действие которого обжалуются. Согласно ст. 256 ГПК РФ срок для подачи такого заявления равен трем месяцам, со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии ст.257 ГПК РФ заявления по таким делам рассматриваются в течение 10 дней с участием гражданина и органов, чьи действия или решения обжалуются.  Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа или лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод. Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об удовлетворении его требований может быть обращено к немедленному исполнению.     

Кроме этого, с жалобой на решения, действия или бездействия должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления гражданин может обратиться в органы прокуратуры.   По общему правилу жалобы рассматривается в прокуратуре в течение 30 дней. В случае выявления нарушений прав и свобод обратившегося гражданина, принимаются меры прокурорского реагирования, обязывающие устранить выявленные нарушения. Кроме этого, решается вопрос о привлечении к дисциплинарной или административной ответственности виновных лиц.

 

  1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Правовое положение иностр. гражд. регламентируется Конст. РФ, межд. договорами, Правилами пребывания иностр. гражд. в СССР.

Согл. Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностр. гражд. и лица б/гражд. Пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражд. РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или межд. договорами. находящиеся на территории РФ ино. гражд. и лица б/гражд. подлежат адм. отв. на общих основаниях с гражд. РФ. Вопросы об ответственности за адм.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"