Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

1.Задачи административного  права как отрасли права.

Административное  право – отрасль права, нормы  которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации  и реализации исполнительной власти.

Нормы АП:

Устанавливают формы  и методы государственного управления.

Регламентируют  порядок образования органов  исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с  другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями  и гражданами.

Определяют правовое положение граждан, местных органов  самоуправления, общественных объединений  и иных негосударственных формирований в сфере управления.

Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Задачи АП как  отрасти права:

Создание условий  для эффективной деятельности исполнительной власти.

Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий  возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано  с функционированием исполнительной власти.

Защита граждан  и общества от административного  произвола.

2.Предмет и метод  административного права.

Предметом АП –  является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы АП:

Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей  административно-правовой нормой.

Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

Дозволение - предоставление возможности совершать либо не совершать  действия, предусмотренные соответствующей  административно-правовой нормой. 

 

3.Цели правового  регулирования деятельности государственной  власти.

Создание условий  для эффективной деятельности исполнительной власти.

Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий  возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано  с функционированием исполнительной власти.

Защита граждан  и общества от административного  произвола.

4.Понятие и содержание  управления, социального и государственного  управления.

Управление –  организующая деятельность людей для  достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и  объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие  на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов  в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными  полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации  и граждане, в отношении которых  осуществляется организационно-распорядительная деятельность. 

 

13.Виды административно-правовых  отношений.

1Административно-правовые  отношения делятся:

В зависимости от конкретных целей возникновения  на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы  исполнительной власти)

По характеру  юридических фактов на порождённые правомерными или неправомерными действиями

По содержанию на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы  права)

В зависимости от особенностей участников отношений.

В зависимости от государственного устройства 

 

14.Субъекты административно-правовых  отношений.

Субъекты административно-правовых отношений – наделённые государственными властными полномочиями органы и  должностные лица и лица, на которых  возложены обязанности.

Субъекты административно-правовых отношений:

Государственные органы и их служащие.

Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения.

Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

15.Общая характеристика  административно-правового статуса  граждан РФ.

Административно-правовой статус гражданина РФ – комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закреплённые нормами АП. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового  статуса, установленного К РФ и ФЗ. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).

Виды административной дееспособности:

Полная – с 18.

Ограниченная –  с 16.

Частичная – с 7.

Гражданин может  быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при  наличии определённых заболеваний.  

 

17.Система прав  и обязанностей граждан, закреплённая  нормами административного права.

Права граждан в  сфере государственного управления делятся:

В зависимости от механизмов реализации на абсолютные (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают) и относительные права (для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)

В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены  и оснований возникновения на общие (распространяются на все отрасли  управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере  управления – право на предпринимательство)

По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба)

Обязанности граждан  в сфере государственного управления делятся:

По степени возможности  реализации на абсолютные (возлагаются  на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные (возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог) 

 

18.Способы защиты  административной правосубъектности граждан. Право на обращение.

Основным гарантом правосубъектности граждан является закон.

Способы защиты административной правосубъектности граждан:

Судебный (жалобы на действия государственных органов).

Административный (внесудебный) – вышестоящие должностные лица рассматривают жалобы граждан и принимают решения.

Обращение (право  закреплено К РФ) – индивидуальное или коллективное в государственные органы и органы местного самоуправления.

Виды обращений:

Предложение – привлечение  внимания к несовершенству организации  и указание способов устранения

Заявление – обращение  по поводу реализации права, не связанного с его нарушением

Жалоба – обращение  в государственные органы по поводу нарушенного права 

 

19.Право гражданина  на общую и специальную административную  жалобы.

Правом на общую  жалобу обладают все граждане. Обжалованию  подлежат действия, нарушающие или  создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так  же незаконное возложение обязанности  или ответственности.

Виды права на общую жалобу:

Право на административное обжалование – в вышестоящую  инстанцию

Право на судебное обжалование – в течение 3 месяцев  со дня, когда стало известно о  нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в  удовлетворении жалобы вышестоящим  начальством.

Право на специальную  жалобу предоставлено – участникам судебных процессов, административного  и дисциплинарного производства, трудовых споров. 

 

20.Виды коллективных  субъектов.

Государственные организации: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные  предприятия, учреждения и их объединения

Негосударственные организации: общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры  и органы местного самоуправления. 

 

21.Виды, признаки, понятие  органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет  свою структуру, компетенцию, территориальный  масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов  исполнительной власти:

Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

Образуются и  подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

В соответствии с  федеративным государственным устройством  на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

По характеру  компетенции на органы общей и  специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное  управление)

В соответствии с  организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные. 

 

22.Понятие, значение  и виды контроля за деятельностью государственной администрации. Президентский контроль.

Контроль за деятельностью  государственной администрации  – деятельность субъектов контроля по проверке соответствия действий органов  исполнительной власти и должностных  лиц установлениям правовых норм, для обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов.

Виды (субъекты) контроля: президентский контроль, судебный контроль и прокурорский надзор.

2 вида президентского  контроля:

Непосредственный  контроль – подбор кадров на федеральном  уровне, право на отмену постановлений  и распоряжений Правительства

Контроль через  президентские структуры – Администрацию  и полномочных представителей (исполнение в федеральном округе постановлений  правительства) 

 

23.Формы деятельности  государственной администрации.

Формы деятельности государственной администрации  – внешне выраженные действия, совершаемые  исполнительными органами и их должностными лицами в процессе осуществления  исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определённы последствия.

2 вида форм –  правовые (влекут юридические последствия)  и неправовые (не влекут юридические последствия).

Правовые формы  деятельности государственной администрации  – правотворческая (создание и изменение  правовых норм) и правопримительная форма (применение существующих правовых норм).

Неправовые формы деятельности государственной администрации – осуществление организационных (разработка программ, контроль)и выполнение материально-технических действий (ведение делопроизводства) 

 

25.Понятие и значение  судебного контроля за деятельностью государственной администрации.

Судебный контроль – контроль за законностью издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Значение судебного  контроля – правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление  нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Субъекты судебного  контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. 

 

26.Общая характеристика  методов управления.

Методы управления – способы осуществления управленческой функции исполнительной власти и  средства воздействия на управляемые  объекты.

Методы управления по воздействию на объект делятся  на:

Методы прямого  воздействия – прямое воздействие  на волю; приказной характер; однозначность  указаний; наличие административного  аппарата, осуществляющего контроль, стимулирующего выполнение и применяющего меры принуждения (широко используются методы внеэкономического принуждения)

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"