Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

А-п отношения могут возникнуть по инициативе одной из сторон, согласие второй стороны не является обязательным.

Большинство споров решаются во внесудебном порядке  путём издания властного одностороннего распоряжения органом исполнительной власти. 

 

13.Виды административно-правовых  отношений.

Административно-правовые отношения делятся:

В зависимости от конкретных целей возникновения  на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы  исполнительной власти)

По характеру  юридических фактов на порождённые правомерными или неправомерными действиями

По содержанию на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы  права)

В зависимости от особенностей участников отношений.

В зависимости от государственного устройства 

 

14.Субъекты административно-правовых  отношений.

Субъекты административно-правовых отношений – наделённые государственными властными полномочиями органы и  должностные лица и лица, на которых  возложены обязанности.

Субъекты административно-правовых отношений:

Государственные органы и их служащие.

Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения.

Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. 

 

15.Общая характеристика  административно-правового статуса  граждан РФ.

Административно-правовой статус гражданина РФ – комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закреплённые нормами АП. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового  статуса, установленного К РФ и ФЗ. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).

Виды административной дееспособности:

Полная – с 18.

Ограниченная –  с 16.

Частичная – с 7.

Гражданин может  быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при  наличии определённых заболеваний.  

 

17.Система прав  и обязанностей граждан, закреплённая  нормами административного права.

Права граждан в  сфере государственного управления делятся:

В зависимости от механизмов реализации на абсолютные (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают) и относительные права (для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)

В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены  и оснований возникновения на общие (распространяются на все отрасли  управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере  управления – право на предпринимательство)

По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба)

Обязанности граждан  в сфере государственного управления делятся:

По степени возможности  реализации на абсолютные (возлагаются  на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные (возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог) 

 

18.Способы защиты  административной правосубъектности граждан. Право на обращение.

Основным гарантом правосубъектности граждан является закон.

Способы защиты административной правосубъектности граждан:

Судебный (жалобы на действия государственных органов).

Административный (внесудебный) – вышестоящие должностные лица рассматривают жалобы граждан и принимают решения.

Обращение (право  закреплено К РФ) – индивидуальное или коллективное в государственные органы и органы местного самоуправления.

Виды обращений:

Предложение – привлечение  внимания к несовершенству организации  и указание способов устранения

Заявление – обращение  по поводу реализации права, не связанного с его нарушением

Жалоба – обращение  в государственные органы по поводу нарушенного права 

 

19.Право гражданина  на общую и специальную административную  жалобы.

Правом на общую  жалобу обладают все граждане. Обжалованию  подлежат действия, нарущающие или создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так же незаконное возложение обязанности или ответственности.

Виды права на общую жалобу:

Право на административное обжалование – в вышестоящую  инстанцию

Право на судебное обжалование – в течение 3 месяцев  со дня, когда стало известно о  нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в  удовлетворении жалобы вышестоящим  начальством.

Право на специальную  жалобу предоставлено – участникам судебных процессов, административного  и дисциплинарного производства, трудовых споров. 

 

2.Предмет и метод  административного права.

Предметом АП –  является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы АП:

Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей  административно-правовой нормой.

Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

Дозволение - предоставление возможности совершать либо не совершать  действия, предусмотренные соответствующей  административно-правовой нормой. 

 

20.Виды коллективных  субъектов.

Государственные организации: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные  предприятия, учреждения и их объединения

Негосударственные организации: общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры  и органы местного самоуправления. 

 

21.Виды, признаки, понятие  органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет  свою структуру, компетенцию, территориальный  масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов  исполнительной власти:

Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

Образуются и  подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

В соответствии с  федеративным государственным устройством  на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

По характеру  компетенции на органы общей и  специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное  управление)

В соответствии с  организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные. 

 

22.Понятие, значение  и виды контроля за деятельностью государственной администрации. Президентский контроль.

Контроль за деятельностью  государственной администрации  – деятельность субъектов контроля по проверке соответствия действий органов  исполнительной власти и должностных  лиц установлениям правовых норм, для обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов.

Виды (субъекты) контроля: президентский контроль, судебный контроль и прокурорский надзор.

2 вида президентского  контроля:

Непосредственный  контроль – подбор кадров на федеральном  уровне, право на отмену постановлений  и распоряжений Правительства

Контроль через  президентские структуры – Администрацию  и полномочных представителей (исполнение в федеральном округе постановлений  правительства) 

 

23.Формы деятельности  государственной администрации.

Формы деятельности государственной администрации  – внешне выраженные действия, совершаемые  исполнительными органами и их должностными лицами в процессе осуществления  исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определённы последствия.

2 вида форм –  правовые (влекут юридические последствия)  и неправовые (не влекут юридические последствия).

Правовые формы  деятельности государственной администрации  – правотворческая (создание и изменение  правовых норм) и правопримительная форма (применение существующих правовых норм).

Неправовые формы деятельности государственной администрации – осуществление организационных (разработка программ, контроль)и выполнение материально-технических действий (ведение делопроизводства) 

 

25.Понятие и значение  судебного контроля за деятельностью государственной администрации.

Судебный контроль – контроль за законностью издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Значение судебного  контроля – правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление  нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Субъекты судебного  контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. 

 

26.Общая характеристика  методов управления.

Методы управления – способы осуществления управленческой функции исполнительной власти и  средства воздействия на управляемые  объекты.

Методы управления по воздействию на объект делятся  на:

Методы прямого  воздействия – прямое воздействие  на волю; приказной характер; однозначность  указаний; наличие административного  аппарата, осуществляющего контроль, стимулирующего выполнение и применяющего меры принуждения (широко используются методы внеэкономического принуждения)

Методы косвенного воздействия – косвенное воздействие  на волю (создание определённых ситуаций); управомачивающий характер актов власти; возможность выбора вариантов поведения; наличие стимулирующего механизма и механизма правосудия.

Методы управления:

Метод убеждения  – воспитательное и принудительное воздействие

Метод принуждения  – применение методов принуждения  при неправомерном поведении

Метод поощрения  – мотивация определённого поведения

Экономический метод  – косвенное воздействие на материальные интересы управляемого 

 

28.Правовые акты  управления (понятие, особенности).

Правовой акт  управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление а-п норм или возникновение, изменение и прекращение а-п отношений в целях реализации административно-управленческих отношений. 

 

29.Административное  принуждение: понятие, особенности,  виды.

Административное  принуждение – средство обеспечения  и охраны правопорядка в сфере  государственного управления.

Административное  принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Признаки административного  принуждения:

Применяется на основании  закона.

Осуществляется  посредством юрисдикционных, правоприминительных актов.

Носит персонифицированный  характер.

Имеет судебное и  внесудебное применения.

Применяется для  обеспечения общеобязательных а-п норм (правила дорожного движения).

Органы, применяющие  административное принуждение:

Исполнительные  органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в сфере государственного управления.

Исполнительные  органы, наделённые специальными полномочиями по осуществлению административной власти (федеральный антимонопольный  орган)

Виды административного  принуждения делятся:

По целевому назначению на административно-предупредительные  меры (используются в целях предупреждения и предотвращения), административно-пресекательные меры (используются в целях прекращения противоправных деяний), меры административной ответственности (за совершение административного правонарушения).

По субъекту принуждения  на государственно-правовое и общественно-правовое принуждение. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"