Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

 

Два уровня органов исполнительной власти:

федеральные органы исполнительной власти

органы исполнительной власти субъектов  РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

 

По организации:

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г»  ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению  РФ. Имеются в виду федеральные  органы исполнительной власти.

На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для  осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных  органов и назначения соответствующих  должностных лиц (ст. 78 Конституции  РФ).

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции  РФ и соответствующих статей республиканских  конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов  РФ.

 

По характеру и объему компетенции:

Органы исполнительной власти общей  компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные  и республиканские министерства)

Органы исполнительной власти межотраслевой  компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов  по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные  комиссии, а также аналогичные  органы в субъектах Федерации).

 

Органы исполнительной власти специальной  компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции  в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные  надзоры).

 

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

Правительство РФ;

федеральные министерства;

государственные комитеты РФ;

федеральные комиссии России;

федеральные службы РФ;

российские агентства;

федеральные надзоры России;

иные федеральные органы исполнительной власти:

Главное управление специальных программ Президента,

Гос. техническая комиссия при Президенте,

Управление делами Президента.

 

Организационно-правовыми формами  органов исполнительной власти субъектов  Федерации могут быть:

правительства (советы министров, мэрии, администрации);

министерства;

комитеты;

департаменты;

главные управления,

управления,

отделы и иные органы.

 

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной  основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная  комиссия и др.);

единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

 

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также  по другим признакам:

по порядку образования (избираемые, назначаемые);

по источникам финансирования (видам  бюджета).

 

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

федеральный центральный аппарат  ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных  органов);

аппарат ИВ субъектов Федерации; местный  аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

 

Структурными элементами системы  федеральных государственных органов  исполнительной власти являются Правительство  РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные  органы исполнительной власти.

 

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий  единую систему исполнительной власти РФ.

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти» структура  системы федеральных органов  исполнительной власти включает в себя 3 группы:

Федеральные министерства, федеральные  службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых  осуществляет Президент РФ, федеральные  службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным  министерствам;

Федеральные министерства, находящиеся  в ведении Правительства РФ, федеральные  службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным  министерствам;

Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства  РФ: федеральная антимонопольная  служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

 

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные  функции и функции по управлению государственным имуществом.

 

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции  в области обороны, государственной  безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным  имуществом и оказывать платные  услуги.

 

Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных  услуг по управлению государственным  имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

 

Территориальные органы федеральных  министерств, служб и агентств (находящиеся  в субъектах Федерации и отдельных  регионах РФ) также входят в систему  органов исполнительной власти РФ как  элемент ее структуры.

 

В большинстве субъектов РФ (а  ими являются края и области) основными  структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные  исполнительные органы государственной  власти (края или области).

23. Полномочия Президента РФ  в сфере исполнительной власти.

 

Полномочия Президента в сфере  исполнительной власти огромны.

 

В соответствии со ст. 83 Конституции  он, в частности:

назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решения об отставке Правительства;

представляет ГД кандидатуру для  назначения на должность Председателя ЦБРФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;

по предложению Председателя Правительства  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров;

формирует и возглавляет Совет  Безопасности;

утверждает военную доктрину;

формирует Администрацию Президента;

назначает и освобождает полномочных  представителей Президента;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или  комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и  международных организациях;

подписывает и обнародует ФЗ (в  том числе по вопросам исполнительной власти);

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

осуществляет руководство внешней  политикой страны; ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей.

 

Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами России; в соответствующих  случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе; награждает государственными наградами  РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные  звания.

 

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить  Конституции и федеральным законам.

 

Президент вправе отменять постановления  и распоряжения Правительства, а  также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

Субъектом административного права  Президент становится на 4 года в  результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента  принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

 

Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его  Администрация. Администрация создает  условия для реализации Президентом  функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной  целостности, определения основных направлений внутренней и внешней  политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом  иных возложенных на него полномочий.

 

В целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных  полномочий, повышения эффективности  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, усиления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента его Указом от 9 июля 1997 утверждено Положение о полномочном представителе Президента в регионе РФ. Представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он представляет интересы Президента на части территории страны, включающей в себя один или несколько субъектов Федерации (соответствующий регион). Основные задачи полпреда: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и иными общественными организациями.

24. Правительство РФ: правовой статус.

 

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах  всей страны. Его правовое положение  определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

 

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

 

Председатель Правительства назначается  Президентом в порядке, установленном  Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и  федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом по предложению  Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

 

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

разрабатывает и представляет ГД федеральный  бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной  собственностью;

осуществляет меры по обеспечению  обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"