Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

 методы управления нуждаются  в правовой форме их непосредственного  выражения, которая придает им  обязательный характер;

 свое наиболее ощутимое проявление  методы получают в правовых  актах управления.

 

Следовательно, метод — практический инструмент управления, выраженный в  используе мых в повседневной деятельности субъектов упра вления административно-правовых формах. Соот ношение метода управления с методом правового регулирования: методы правового регулирования распространяются на всех участников управленче ских отношений, включая исполнительные органы (должностных лиц), а методы управления использу ются только ими; первые всегда нормативны, вто рые же индивидуализированы.

 

Таким образом, метод правового  регулирования есть функция административного  права; метод управления есть функция  субъекта административ ного права, являющегося одновременно субъектом исполнительной власти.

 

В повседневной работе исполнительные органы используют также различные  способы принятия управленческ??х решений, но они не являются мето дами управления, так какие выражают управляющее воздействие и связи субъекта и объекта управления. Это — внутриорганизационные действия, не оказывающие влияния на объект управления. Они раз личаются:

 методы управляющего воздействия:  они всег да имеют внешнее юридически-властное значение и выражение, и поэтому являются методами упра вления;

 методы организации работы  аппарата управления;

 методы совершения отдельных  управленче ских действий: это методы процедурного характера.

 

Административные методы обычно квалифици руются в качестве способов или средств прямого или внеэкономического управляющего воздей ствия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение объектов управления.

 

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления явля ется сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или юридическое лицо), должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются сред ства убеждения и принуждения. Допускается воз-можность юридического принуждения, что, однако, не дает оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

 

Характер и объем использования  подобных мето дов прямо связаны с повышением роли государства в регулировании рыночной экономики. В частности, без административных методов практически невозможно обеспечить в экономической сфере преодо ление монополизма, защиту прав и законных инте ресов участников экономической деятельности, ответственность субъектов рынка за нарушение за конодательства, реальный контроль за законностью предпринимательства. Главная характеристика за ключается в том, что с их помощью субъекты упра-вления добиваются должного поведения управляе мых путем воздействия на их материальные интересы, т. е. опосредованно, в отличие от спосо-бов прямого властного воздействия.

 

Средства прямого (административного) и кос венного (экономического) назначения используют ся с единой конечной целью — реализацией упра-вляющего воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

 

Прямые и косвенные средства используются в практической деятельности исполнительных орга нов в качестве одностороннего и властного воле изъявления субъекта управления. Для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется единая правовая форма. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно правовые.

 

В правовых актах управления можно  заметить сочетание экономического содержания того или иного решения  и его административно-правовой формы. Конкретное содержание административно-правовых методов управления достаточно разнообразно.

 

Без административных методов невозможно обеспечить упорядоченность управляемой  сферы, быстрое и эффективное  решение всех возникающих в ней  индивидуальных проблем.

34. Сущность и виды административного  принуждения (предупредительные  и пресекательные).

 

Сущность административного принуждения. Как уже упоминалось, к числу  административных методов управления относятся способы и средства правового принуждения, которые  гарантируют, а при необходимости  и обеспечивают соблюдение и исполнение правил поведения, содержащихся в административно-правовых и иных нормах права.

 

Административное принуждение  — разновидность государственного правового принуждения. Поэтому  ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение  имеет присущие ему особенности.

Административное принуждение  является гарантией и средством  защиты общественных отношений в  сфере государственного управления от противоправных посягательств, а  также средством обеспечения  общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения  общественной безопасности.

Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права  и является административно-правовым принуждением.

Административное принуждение (в  отличие от судебного) характеризуется  множественностью субъектов его  использования. Его уполномочены применять  многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в  предусмотренных законодательством  случаях суды и судьи, а также  негосударственные организации  и их представители (например, члены  некоторых общественных формирований по охране правопорядка).

Реализация мер административного  принуждения не связана (в отличие  от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам.

Меры административного принуждения  используются в целях обеспечения  соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранитель-ного и др.). которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность. За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.

 

Административное принуждение  как метод управления состоит  в психическом, материальном или  физическом воздействии на сознание и поведение людей.

 

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику  личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению  путем угрозы применения насилия  или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия  для личности. К психическому принуждению  относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения; предупреждение, вынесенное в установленной форме, за совершение административного правонарушения гражданином или должностным  лицом и др.

 

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных  и юридических лиц через принадлежащие  им денежные средства и имущество. Оно  выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования  имуществом; в лишении некоторых  материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя  денежных сумм — штрафа и др.

 

К физическому принуждению относятся  такие меры, которые непосредственно  воздействуют на личность, ограничивая  ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции  лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения; посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также  оружия работником милиции пресекаются  противоправные действия нарушителя и  т.п.

 

Административное принуждение, применяемое  в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.

 

Меры административного принуждения  могут применяться как в отношении  правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в  целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных  последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

 

Виды, административного принуждения. Исходя из целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих  при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного  принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного  предупреждения (административно-предупредительные  меры); меры административного пресечения (административно-пресека-тельные меры); меры административно-процессуального обеспечения; меры административного взыскания. Выделяются также в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей .

35. Административная ответственность:  понятие и особенности как  юридической ответственности. Нормативная  база административной ответственности.

 

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности  по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно  к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения  как отрицательные последствия  его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

 

В процессе привлечения к ответственности  правонарушитель приобретает специальный  правовой статус, включающий ряд ограничений  прав и свобод, дополнительные обязанности, юридические гарантии от произвола.

 

Меры ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности и индивидуализации наказания.

 

Юридическая ответственность - это  охранительное правоотношение между  государством и нарушителем, где  у государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц  возникает право налагать взыскания  за совершенное правонарушение, а  у нарушителя - обязанность понести  определённые лишения в результате наложения этих взысканий. Меры ответственности  всегда носят ответный характер и  выражают негативную реакцию государства  на совершенное правонарушение.

 

Целями юридической ответственности  являются:

карательно-штрафная, означающая наказание, кару, возмездие;

превентивно-воспитательная, предполагающая перевоспитание нарушителя, профилактику правонарушений.

 

Выделяют так называемую частную  превенцию, направленную на конкретного  правонарушителя, и общую превенцию, направленную на неопределенный круг лиц.

 

Основаниями юридической ответственности  являются необходимые условия привлечения  к юридической ответственности:

нормативное основание - это наличие  действующей нормы права, устанавливающей  определенное деяние как правонарушение.

фактическое основание - это фактически совершенное правонарушение;

процессуальное основание - это  вступивший в силу акт уполномоченного  государственного органа или должностного лица о привлечении нарушителя к  ответственности.

 

Главная функция юридической ответственности  состоит в защите правопорядка.

 

Признаки юридической ответственности  состоят в следующем:

юридическая ответственность носит  исключительно правовой характер, то есть во всех аспектах регулируется материальным правом: общие принципы, составы  правонарушений, правовой статус участников, санкции и т.д., и процессуальным правом: порядок привлечения к  ответственности;

юридическая ответственность применяется  за нарушение норм всех отраслей права, публично-правовых и частно-правовых. Но связь правонарушения и ответственности не абсолютна, в некоторых ситуациях возможно освобождение от ответственности;

юридическая ответственность сопровождается публичным осуждением нарушителя и  состоит в применении к нему взысканий, закрепленных в санкциях норм права;

юридическая ответственность применяется  как к организациям, так и к  физическим лицам. Государственные  органы также могут привлекаться к юридической ответственности, прежде всего имущественной;

юридическая ответственность носит  официальный характер, является разновидностью государственного принуждения. Субъектами, привлекающими к ответственности, выступают суды, другие уполномоченные государственные органы и должностные  лица;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"