Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные  на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.

 

Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство  в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики;

осуществляет регулирование в  социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы  исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые  программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему  право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство  может передавать им осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции и ФЗ;

оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании  соответствующих соглашений.

 

Правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется  высоким положением Правительства  в государстве и в системе  исполнительной власти.

 

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства  раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации  работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных  министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства  с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности  участия Правительства в законодательном  процессе, а также обеспечения  координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных  представителях в палатах Федерального Собрания.

 

Постановлением Правительства  от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный  представитель Правительства в  Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов  Правительства в Конституционном  Суде РФ.

 

Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев  и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства  администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства  при Президенте страны. Эти представительства  – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.

 

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные  органы, а также органы при Правительстве (например, имеются Правительственные  комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).

 

Для обеспечения деятельности Правительства  и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.

 

Постановлением Правительства  от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации  работы Правительства РФ» установлено, что в целях обеспечения всестороннего  рассмотрения социально-экономических  вопросов развития страны и усиления взаимодействия с органами государственной  власти субъектов Федерации наравне  с членами президиума Правительства  на заседаниях Правительства участвуют  в выработке решений Председатель ЦБРФ, специальный представитель  Президента по связям с международными финансовыми организациями и  президент РАН. Руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.

 

Правительство руководит работой  федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий  ВС и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных  ОГВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой  полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий  стихийных бедствий. Правительство  осуществляет руководство названными органами в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента.

 

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство  информирует граждан через СМИ  о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

 

Свои полномочия Правительство  слагает перед вновь избранным  Президентом. Правительство может  подать в отставку, которая принимается  или отклоняется Президентом.

25. Федеральные органы исполнительной  власти: их система и структура.

 

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):

Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию  в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной  сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся  в его подчинении федеральных  служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

 

В объеме компетенции ФС полномочна:

издавать индивидуальные правовые акты;

выдавать лицензии;

регистрировать акты, документы, права  и объекты;

вести реестры,

регистры и кадастры;

осуществлять правоприменительные  функции.

 

ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных  указами Президента или постановлениями  Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.

Федеральное агентство (ФА), являясь  ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию гос. платных услуг, за исключением функций  контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

 

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет  реестры. регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

 

Структура ФОИВ:

Первый блок — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  РФ — 5 федеральных министерств: МВД  России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных  служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Второй блок ФОИВ находится в  ведении Правительства РФ — 11 федеральных  министерств:

здравоохранения и социального  развития;

культуры и массовых коммуникаций;

образования и науки;

природных ресурсов;

промышленности и энергетики;

регионального развития РФ;

сельского хозяйства;

транспорта;

информационных технологий и связи:;

финансов;

экономического развития и торговли).

 

6 федеральных служб: 

антимонопольная;

по тарифам;

гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

государственной статистики;

по финансовым рынкам;

по экологическому, технологическому и атомному надзору).

 

3 федеральных агентства:

по атомной энергии;

космическое агентство;

по туризму.

 

Кроме того, в введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.

 

Федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров  назначаются на должность и освобождаются  от должности Правительством. если иное не установлено законом.

 

Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

 

В соответствии с принципом федерализма  и административно-территориального деления система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

федеральные органы исполнительной власти РФ;

органы исполнительной власти субъектов  РФ.

26. Органы исполнительной власти  субъектов РФ.

 

Государственно-правовая природа  субъектов РФ различна. С одной  стороны, республики; с другой —  края и области; с третьей стороны  — автономные об разования (область, округа); с четвертой, города фе-дерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Ор ганизационно-правовые основы исполнительной власти субъектов РФ закреплены в их законодатель ных актах—конституциях (республик) и уставах (в других субъектах РФ), а также в специальных законах.

 

Исполнительная власть в субъектах  РФ обычно обозначается как Правительство  — в республиках и крупных  областях, краях или как Администрация  — в остальных субъектах РФ.

 

В связи с этим учреждаются и  формируются отра слевые и иные органы управления — министерства и ведомства (в субъекте, где исполнительную власть возглавляет Правительство) или иные органы — коми теты, главные управления и т. д., по усмотрению субъекта РФ.

 

Полномочия Правительства или  Администрации определяются законами, принятыми всеми субъекта ми РФ, а полномочия отраслевых и иных органов— соответственно положениями об этих органах.

 

По содержанию управленческой деятельности ор ганы исполнительной власти субъектов РФ следует определить как органы общего управления (Прави тельство, Администрация) и как органы отраслевого или функционального управления (сельским хозяй ством, промышленностью, дорожным хозяйством, экономикой, финансами, лицензированием, имуще ством субъекта РФ и т. д.). Конституция требует (ст. 77 ч. 2), чтобы органы исполнительной власти (фе деральные и органы исполнительной власти субъектов РФ) составляли в вопросах совместного ведения еди ную систему исполнительной власти в Российской Фе дерации. Единство (в смысле соподчиненности) исполнительной власти можно заменить заметить лишь в системе отраслей и соответствующих отраслевых органов, ко торые составляют единой систему, в пределах кото рой действует принцип управления по усмотрению и возможна отмена актов управления по этому основа нию. В отношениях же органов исполнительной власти и других органов «Президента., законодательного орга на) даже Президент не вправо отменять акт органов исполнительной власти субъектов РФ, он должен об жаловать его в суд (ст. 85 конституции РФ, ст. 43 Зако на "О Правительстве Российской Федерации').

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"