Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

 

Основные права и обязанности  граждан в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в главе 2 КРФ и конкретизированных в законах и других нормативно-правовых актах. Из конституционных прав и  обязанностей важное значение для административно-правового статуса имеют положения ст.ст. 25, 27, 31, 32, 33, 42, 45, 46, 57, 58, 59 Конституции РФ и ряд других.

 

Нормы Конституции РФ являются нормами  прямого действия, но для того, чтобы  реализовать принадлежащие гражданину права и выполнить возложенные  на него обязанности, необходимо дальнейшее развитие конституционных норм в текущем законодательстве, регламентирующем возможность и режим осуществления прав, свобод и обязанностей гражданина. Так, положения ст. 27 КРФ конкретизированы в законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в Федеральном законе от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», а также в ряде подзаконных актов, например, в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 года «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и т.д.

 

Административная ответственность  – один из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом  в качестве административного наказания  к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность  имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

 

Административная ответственность  – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом  установленных государством мер  административного наказания на основании закона или в порядке, определяемым законом, к физическим или юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством  РФ и законами субъектов РФ, а  также осознанная готовность виновного  лица понести это наказание. Последнее  важно тем, что формирует правосознание  граждан и должностных лиц  о справедливости наказания и  профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

 

Нормы административного права  предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и  материальную. Решение вопросов уголовной  и частично материальной ответственности  находится в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической  ответственности, и в первую очередь  административной, дисциплинарной и  частично материальной – в компетенции  административной юрисдикции.

 

Кроме того, на основе норм административного  права могут применяться меры общественного воздействия в  том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить  меры общественного воздействия.

 

Административная ответственность  имеет общие черты с другими  видами юридической ответственности  – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

9. Государственный служащий как  субъект административного права.

 

Закон «Об основах государственной  службы в Российской Федерации» дает правовое определение государственной  службы:

 

Федеральный закон под государственной  службой понимает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

 

Государственная должность – это  должность федеральных органов  государственной власти субъекта РФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

 

Правовой статус государственного служащего включает права и обязанности. Можно разделить на:

Служебные (общие) – для всех государственных  служащих;

Специальные (для определенной государственной  должности).

 

Закон установил три категории  гос. должностей:

Государственные должности осуществляют лица, которые непосредственно (то есть лично) исполняют полномочия государственных  органов – Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат  Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие лица, предусмотренные  в реестре государственных должностей в Российской Федерации.

Государственные должности замещают лица, занятые непосредственным обеспечением исполнения полномочий (заместители, помощники, консультанты, другие лица, составляющие рабочий аппарат руководителя государственного органа).

Государственные должности замещаются лицами для исполнения и обеспечения  полномочий государственных органов  – специалисты, профессиональные оперативные  работники, другие лица. Это основной контингент в государственном органе, обеспечивающий выполнение им своей  компетенции.

 

К государственной службе относится  деятельность только лиц на должностях категории только 2 и 3. Лица на должностях категории 1, как принято считать, - первые лица в государственном  аппарате, не несут государственную  службу, государственными служащими  не являются и на них данный закон  не распространяется.

 

Основные качества и признаки, присущие государственным служащим, то есть лицам 2 и 3 категорий:

Действуют при исполнении своих  служебных полномочий – по поручению  государства и от его имени, отдают распоряжения, обеспечивают их исполнение, подвергают лицо задержанию и т.д.;

Каждый государственный служащий занимает государственную должность, учрежденную государством. Должность  определяет правовой статус служащего, для её замещения установлены  определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.);

Оплата труда по нормам и формам, устанавливаемым государством. Имеются  в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных  служащих (служебные разряды и  классы, надбавки за различные показатели – классность, стаж и др.).

 

Существенное значение имеет классификация  государственных служащих:

по роду их деятельности;

по признаку объема должностных  полномочий.

 

Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо  вытекает из сфер государственно-служебной  деятельности: государственный аппарат, военная служба.

 

В соответствии с этим все государственные  служащие подразделяются на 2 группы: служащие в государственном аппарате и  военнослужащие. В свою очередь можно  классифицировать каждую из групп по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти. Служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и  т.д. Военнослужащие подразделяются по виду и роду Вооруженных Сил (сухопутные войска, Военно-морской флот и т.д.) и служб, к ним приравненных (внешняя  разведка, пограничная служба и другие структуры).

 

К настоящему времени сложился ряд  должностных лиц на основе организационных  и правовых признаков:

служащие государственных и  негосударственных организаций, наделенные распорядительными полномочиями;

служащие, осуществляющие организационные  и хозяйственные функции;

служащие, наделенные распорядительными  государственными полномочиями контрольно-надзорного характера за пределами органа, в  котором они состоят на службе, работники государственных инспекций, органов контроля и надзора.

 

Ограничения для государственных  служащих:

не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью;

не в праве быть депутатом законодательного или исполнительного органа;

не имеет права заниматься предпринимательской  деятельностью непосредственно  или через представителей;

не имеет права быть членом органов  управления коммерческой организации;

не в праве получать гонорары за выступления, публикации в качестве государственного служащего;

не в праве получать вознаграждения за исполнение своих обязанностей (взятки);

не в праве принимать без разрешения Президента РФ награды и почетные звания других государств;

не в праве выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц;

не в праве участвовать в забастовках;

не в праве использовать технические средства по специальности для своих личных целей.

10. Общая характеристика организаций  как субъектов административного  права.

 

Организация – это коллектив  работников, возглавляемый своим  органом управления, имеющий в  собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество.

 

Предприятие – это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие  может быть государственное и  не государственное. Может быть на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

 

Учреждение – это организация, которая выполняет социально-культурные и административно-политические функции.

 

ФЗ «Об общественных объединениях».

 

ФЗ «О не коммерческих организациях».

 

ФЗ «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях».

 

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) – это комплекс прав и обязанностей, которые они приобретают  и реализуют в процессе совершения следующих действий:

Создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества;

Получение разрешения на занятие определенными  видами деятельности;

Ведение и предоставление бухгалтерских  и статистических отчетов.

 

Предприятия, учреждения и организации  государственной, муниципальной, кооперативной  и иных форм собственности являются субъектами административного права, однако они не могут быть органами государственного управления, так как  их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные  и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение  экономических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач.

11. Государственные организации.

 

Государственные учреждения – как  субъекты административного права  осуществляют оперативную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения и в объеме полномочий, определяемых для них прежде всего органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

 

Основной объем функций государственного управления (в первую очередь функции  правового регулирования) реализуют  не только органы исполнительной власти, компетенция которых определяется, прежде всего, Конституцией РФ, ФКЗ  и ФЗ, но и многочисленные государственные  учреждения.

 

Анализируя ст. 23 КоАП РФ, можно  заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного  рассматривать дела об административных правонарушениях, значительное большинство  является государственными учреждениями, осуществляющими функции правового  регулирования в своей сфере  и объеме полномочий, при этом практически  каждый из этих органов, кроме судей  и комиссий по делам несовершеннолетних, входит в состав какого-то Федерального Органа Исполнительной Власти.

 

Предприятия, учреждения и организации  государственной, муниципальной, кооперативной  и иных форм собственности являются субъектами административного права, однако они не могут быть органами государственного управления, так как  их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные  и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение  экономических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач.

 

Органы местного самоуправления также  являются субъектами административного  права. Особое место имеет Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», который определил основные этапы и направления государственной  политики в области развития местного самоуправления в РФ.

 

В период проведения реформы местного самоуправления основной вопрос стоит  не в мере самостоятельности в  процессе реализации основных задач  и функций на местах, а в обеспечении  механизма ответственности за результаты деятельности исполнительных органов  местного самоуправления.

 

В настоящее время наиболее актуальной задачей является укрепление государственности, единства и целостности органов  исполнительной власти РФ, что и  делается Президентом. Поэтому особое внимание должно уделять формированию и укреплению целостной системы  исполнительной власти РФ, оптимизации  организационных структур Федеральных  Органов Исполнительной Власти в  целях эффективного осуществления  их функций и задач государственного управления и правового регулирования. Представление Президентом кандидатур глав субъектов РФ на утверждение  их местными парламентами также служит задаче укрепления исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"