Шпаргалака по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Администативное право"

Файлы: 1 файл

АП ответы к зачёту .docx

— 130.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                       27. Состав административного правонарушения. 
Состав административного правонарушения -  совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения. 
                         Элементы состава административного правонарушения: 
1) объект административного правонарушения; 
2) объективная сторона административного правонарушения; 
3) субъект административного правонарушения; 
4) субъективная сторона административного правонарушения.

1.Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц. 
2.Объективная сторона административного правонарушения -  внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. 
Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем). 
Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям. 
Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

3.Субъектом  признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью). По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты ( физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью) и юридические лица.

 4. Субъективная сторона - это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния. 
Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель). 
Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

28. Общая характеристика  законодательства об административных  правонарушениях.

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с его положениями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1, 2.1). КоАП РФ ориентирован на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности независимо от ее форм, условий нормальной жизнедеятельности россиян.

Во-первых, КоАП РФ берет под правовую защиту широчайший круг общественных отношений — права и свободы человека и гражданина, собственность, общественную безопасность, экономические интересы физических и юридических лиц и др. 
Во-вторых, он адресован практически всем гражданам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, организациям, правомерное поведение которых связывается с соблюдением установленных в КоАП РФ запретов. 
В-третьих, КоАП РФ определяет рамки законной деятельности органов, должностных лиц по применению норм административной ответственности, демократическую процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях. 
В КоАП РФ сосредоточены и общие принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, и составы конкретных административных правонарушений, за которые установлена ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подсудность (подведомственность), и порядок исполнения постановлений о наложении административного наказания. Сделано это в целях удобства пользования данным правовым актом должностными лицами органов государственного контроля (надзора), не являющимися юристами-профессионалами. 
По своему содержанию КоАП РФ является комплексным нормативным правовым актом: в нем кодифицированы материальные нормы, определяющие основания и пределы административной ответственности; нормы, закрепляющие систему и полномочия органов, должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях; процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по делам об этих правонарушениях. Эта особенность предопределила и структуру КоАП РФ. 
Он состоит из пяти разделов, включающих в себя 32 главы, которые содержат более 600 статей. Кодекс дает четкое представление о современном российском законодательстве об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации (ст. 1). Новизна этого правового установления в том, что на федеральном уровне вопросы 
административной ответственности не могут отныне регулироваться другими нормативными актами, кроме Кодекса.КоАП РФ дается разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов. К ведению Российской Федерации относится установление: 1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2.перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе норм об ответственности за нарушение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Р Ф; 4.порядка производства, в том числе установления мер обеспечения производства (доставления, задержания, осмотра и т.д.); 5. порядка исполнения постановлений о наложении административных наказаний. 
Специальные главы посвящены экологическим правонарушениям, правонарушениям в области информации, торговли, общественной безопасности и защите других конституционных прав граждан. КоАП РФ определяет компетенцию судей, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях. 

29. Обстоятельства исключающие административную деликтность деяния.

Административный  деликт - деяние, обладающее нормативно предусмотренными юридическими признаками.

Административному деликту, с учетом действующей редакции ст. 2.1 КоАП РФ должны быть присущи следующие признаки: 
1) противоправность, включающая в себе и запрещенность законодательством об административных правонарушениях; 
2) виновность; 
3) наличие административной ответственности за его совершение; 
4) отсутствие обстоятельств, исключающих административную деликтность деяния. 
Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет квалифицировать деяние как административный деликт.

 

К таким обстоятельствам относят:

КоАП. Статья 2.7. Крайняя необходимость: Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. 

Статья 2.8. Невменяемость: Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое  во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в  состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   30. Административное наказание: понятие и цели.

 

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. 
                 Признаки административного наказания: 
• фактическим основанием выступает административное правонарушение; 
• применяется специально уполномоченными субъектами; 
• реализуется в установленном процессуальном порядке; 
• применяется посредством соответствующих мер; 
• вызывает наступление определенных правоограничений; 
• применяется для достижения определенных целей.

                                 Цели административного наказания: 
1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем); 
2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 - 32.Основные и дополнительные административные наказания.

По юридическим свойствам: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания могут применяться только в качестве основных. Административные наказания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное  выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде). 
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в определённом размере

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного  правонарушения – их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (назначается судьей). 
Конфискация орудия совершения или предмета  административного  правонарушения  – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (назначается судьей). 
Лишение специального права – мера, применяемая к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, имеющему специальное право, грубо или систематически нарушающему порядок пользования этим правом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП (назначаются судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. 
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (назначается судьей). 
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (назначается судьей). 
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (назначается судьей). 
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

 

 

 

 

 

 

        33. Освобождение от административной ответственности.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: не достижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц). 
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения. 
Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. 
Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. 
Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            34. Общие правила назначения административного наказания.

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение. 
Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания  физическому лицу:  
• характер совершенного административного правонарушения; 
• личность виновного; 
• имущественное положение виновного; 
• обстоятельства, смягчающие административную ответственность; 
• обстоятельства, отягчающие административную ответственность. 
Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:  
• характер совершенного административного правонарушения; 
• имущественное и финансовое положение юридического лица; 
• обстоятельства, смягчающие административную ответственность; 
• обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация о работе Шпаргалака по "Административному праву"