Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Административное право является одной из ведущих отраслей права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)
ext-align:justify">Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие  действия, которые регламентируются не административным, а другими отраслями  права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы  гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов (см., например, ст. ст. 3, 8, 13, 51 ГК РФ). Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ - высшего звена системы органов исполнительной власти страны - с Государственной Думой, т.е. с органом законодательной власти. Субъект исполнительной власти налицо, однако отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права.

Во-вторых, административное право регулирует те отношения с  участием соответствующих субъектов  исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных  именно на них управленческих функций.

В-третьих, следует особо  подчеркнуть, что такие категории, как "сфера государственного управления" и "управленческие отношения", настолько  многозначны, что охватывают все  основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни. Соответственно они обнаруживаются и там, где действуют нормы  иных отраслей права. Иначе говоря, управленческими по своей сути могут  быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового  и даже гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового  регулирования.

Управленческая деятельность имеет место не только в сфере государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований. Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. Свой рабочий аппарат имеет, например, Федеральное Собрание РФ, его палаты, республиканские, краевые, областные и прочие законодательные (представительные) органы.

Административное право  охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется  многообразие административно-правового  регулирования. Например, финансовое право  регулирует строго ограниченные рамками  его предмета общественные отношения. Административное право таких строгих  границ не имеет. Соответственно трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы называть чисто  административно-правовым, т.е. не затрагивающим  интересы иных правовых отраслей. Если, например, говорить в этом плане  о гражданине, то наиболее широки и  многообразны его административная право- и дееспособность: рождение, обучение, практическая работа, взаимоотношения  с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоохранительными  и т.п. службами - все это неизбежно  испытывает на себе соответствующее  регулятивное воздействие административного  права.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом. Будучи ведущей  отраслью российского права, конституционное  право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов  в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений  с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71 - 72, 77, 83 - 88, 102 - 103, 110 - 117, 125 Конституции  РФ); права и свободы человека и гражданина, значительная часть  которых практически реализуется  в сфере государственного управления (ст. ст. 85, 103, 111, 117) и т.п.

Гражданское и административное право нередко с внешней стороны  регулируют сходные общественные отношения  имущественного характера, ориентируясь на преобладающее значение тех или  иных элементов метода правового  регулирования (на началах договора либо административного предписания). Аналогично решается вопрос о соотношении  трудового и административного права. Трудовые отношения - основной предмет трудового права - возникают, как правило, на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения, в том числе и контракты, об условиях будущей работы. Правовой акт полномочного должностного лица требуется и для прекращения трудовых отношений, для юридического оформления субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.). Особенно тесно взаимодействие норм административного и трудового права при регулировании государственно-служебных отношений.

Наиболее сложно проведение граней между, например, административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Механизм их соотношения  таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами  административного права и свойственными  ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих  запретов (преступление или административное правонарушение).

Определенные связи можно  обнаружить между гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной и административно-процессуальной отраслями российского права. В  частности, Гражданский процессуальный кодекс предусматривает рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений (например, рассмотрение жалоб  на действия административных органов  или должностных лиц).

 

Соотношение административного  права с наукой социального управления.

 

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия  субъекта управления на объект управления. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Управление неразрывно связано с информацией. Для устойчивого существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию.

Существенным признаком  управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это  необходимо, чтобы субъект управления получал информацию о состоянии  объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи. Благодаря  обратной связи в системе создается  замкнутая цепь каналов информации, система приобретает органичную целостность, способность противостоять  изменениям окружающей среды.

Наиболее общей целью  управления является гомеостазис —  обеспечение динамического равновесия между системой и средой, сохранение ее качественной определенности вопреки  разрушающим воздействиям, преодоление  противоречий между элементами системы, системой и внешней средой.  В  каждой из систем можно выделить две  подсистемы:

  • управляемую (объект управления);
  • управляющую (субъект управления).

Социальное управление как  особый тип управления представляет собой воздействие одних людей  на других главным образом с помощью  информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения  устойчивости, развития социальных систем.

Главные особенности социального  управления.

1. Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом  в целом), что является особым  типом взаимоотношений людей.

Социальное управление может  сводиться только к руководству  людьми (призыв на военную службу, прием  в вузы). Но часто оно служит средством  воздействия на вещи, средством обеспечения  согласованной деятельности людей  в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ.

2.  Действия человека  носят сознательный, целесообразный, волевой характер.

Единство воли — необходимое  условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком  социального управления является то, что оно осуществляется путем  воздействия на волю людей.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над  волей других, способность подчинять  чужую волю называют властью. Власть — это вертикальная, иерархическая  координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.

3.  Высокая степень  автономии, самостоятельности, свободы  воли управляемых, которые способны  к самоорганизации. Объекты социального  управления: люди, коллективы, народы  — обладают волей и сознанием,  способностью анализировать окружающую  обстановку, выбирать определенные  варианты поведения. 

Человек чрезвычайно многообразен, индивидуален, он является участником разнообразных общественных отношений, выполняет различные социальные роли, управляет техническими средствами, а в ряде случаев и людьми.

Наряду с управлением  в обществе действуют и такие  регуляторы, как наука, искусство, стихийные  процессы (миграция, преступность и  т. п.).

4.  Управление людьми  осуществляется сознательно. В  этом процессе вырабатываются  идеальные цели и программы  их осуществления, сознательно  создаются средства выполнения  программ (органы, системы связи  и т. п.).

5.  Очень важно и  то, что человечество научилось  накапливать и хранить информацию  вне индивида, передавать ее путем  социального воспитания.

В этой связи социальное управление характеризуется наличием индивидуальных устройств, т. е. специальных  управляющих систем, технических  средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).

Существуют разнообразные  виды управления людьми. Оно всегда осуществляется в конкретных условиях. Управленческие отношения — один из видов общественных отношений, складывающихся под влиянием многих обстоятельств.

Социальное управление представляет собой общественные отношения  между субъектом и объектом управления, сущностью которых является властное, организующее либо регулятивное, воздействие  субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности. Социальное управление характеризуется тем, что оно:

а) возникает в  связи с потребностью организации  и регулирования деятельности людей  и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

 б) направлено  на достижение целей и решение  задач управления, заключающихся  в удовлетворении публичных интересов  путем осуществления совместной  деятельности людей;

г)   использует  имеющиеся  властные  полномочия  и  функции;

д)  осуществляется на началах подчиненности участников управ ленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации

Социальное управление включает несколько видов, различающих  по целям, задачам, функциям, субъектам  и их полномочиям, а также процедурам управления: 1) государственное управление (управление в области организации  и функционирования государства, государственной  исполнительной власти); 2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление); 3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях); 4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).8

 

Роль науки административного  права в современном государственном  управлении и законотворческой деятельности.

 

Государственное управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательной, исполнительной и правосудия. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства, но каждая из них обладает определенными особенностями, обусловленными «разделением труда» между органами государства.

Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность, в узком смысле слова, является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом черт:

— является организующей деятельностью;

— носит государственно-властный характер;

—характеризуется тем, что оно носит непосредственный деятельностный характер, т.е. в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.);

— осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Поскольку управление является одной из форм деятельности государства, то оно так же, как и другие формы государственной деятельности, носит государственно-властный характер.

Информация о работе Административное право