Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношения между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и др.).

Плюсы и  минусы современной цивилизации  служат отправным пунктом для  различных теоретических воззрений  относительно будущего. Встает задача представить варианты будущего, спроектировать его и понять, какой человек  может жить в этом будущем.  Но следует подчеркнуть, что нам  не дано знать, каким будет выбор  человечества, в какой форме пойдет будущее развитие. Сценарии дальнейшего  изменения современной цивилизации, рассматриваемые  футурологами, учеными, философами  различны, что  связано  с противоречивостью процесса развития.

По мере усиления антигуманных проявлений современного общества все чаще звучат призывы  к тому, что его следует коренным образом изменить. Предлагается вернуться  к более ранним, традиционным формам социальной жизни, пересмотреть социальные отношения.  Столь же сильны призывы  к спасению природного окружения, к  борьбе с загрязнениями, экологическими нарушениями. Эти и подобные им идеи взяты на вооружение многими социальными  общественными движениями.

Некоторые же ученые  убеждены, что в человеческой истории на смену эпохе современности  должна прийти другая, качественно  отличная эпоха. Еще не ясно, каким  будет это новое общество, которое  вырастет после разрушения настоящего,  но для него придуманы названия «постмодернистское», «постцивилизационное». Все эти  названия привлекают  людей.

К концу 20 века человечество приобрело достаточно технических возможностей, чтобы  уничтожить себя и все живое на Земле. Нетрудно предположить, что в 21 веке от многих привычных вещей  в сфере техники и технологий, а также в области идеологии, морали, представлений о человеке придется отказаться. Вновь встает проблема «нового человека». Придется не только «возлюбить ближнего», но и  «возлюбить дальнего» гораздо в  большей мере, чем в предшествующие эпохи. Чем позже человечество возьмет  ответственность за свою историю, тем  меньше у него в будущем окажется возможностей и шансов на выживание. По прогнозам  21 век может войти  в историю как начало эпохи  Великого Отказа.

 

  1. Человек как предмет философского анализа, его природа и структура. Образ человека в классической и неклассической философии.

Исторически первой была разработана философско-религиозная концепция человека. С древнейших времен люди верили, что своим появлением человек обязан богам. В христианском учении сотворение человека предстает как высшая осознанная цель Бога. Человек — «венец творения», центр Вселенной, существо, господствующее на Земле. Двумя главными частями человека считались смертное тело и бессмертная душа, даруемая Богом и наделенная им разумом и свободной волей.  Несмотря на статус «венца творения», человек — ничтожное и порочное существо, не способное справиться со своими греховными наклонностями. Для спасения души человеку постоянно необходима божественная  помощь. Разуму отводилось второстепенное место по сравнению с верой. Только благодаря вере можно войти в контакт с Богом и получить подлинную информацию об устройстве мира и смысле человеческой жизни. Разум же только обосновывает и подтверждает полученное знание.

В Новое  время (ХYII-XYIII вв.) под влиянием рационалистических теорий сущностными чертами человека стали считаться разум, сознание, с помощью которых, представлялось, можно исчерпывающим образом познать природу, поставить себе на службу ее стихийные силы, покончить с голодом, нищетой, болезнями, построить благополучное и справедливое общество. Считалось, что человек от природы добр, злым его делает несовершенное общество. И если преобразовать общество, изменится и человек. Силой разума он может контролировать свои  страсти и поступки, быть полным хозяином своего характера и судьбы.

Такой полный горделивого самомнения образ человека начал разрушаться в XIX веке. Появляется натурализаторская интерпретация человека. Эволюционная теория Ч.Дарвина утверждала, что человек — не творение Бога, а лишь звено в длинной цепи эволюционного развития живых организмов, особый вид животных. Разум — не божественный дар, а дальнейшее развитие высших психических способностей, которые есть уже у человекообразных обезьян.

В XIX в. оформляется и социологизаторская интерпретация человека, рассматривающая его как продукт, результат воздействия на него различных социокультурных факторов. Главную установку социологизаторского подхода четко выразил К.Маркс: «Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. К главнейшим особенностям человека помимо разума была причислена трудовая деятельность. Труд – это способ существования человека, выделивший его из мира животных.

Во второй половине XIX – начале XX вв. появляются новые, постклассические версии философских учений о человеке.

Экзистенциально-персоналистские  концепции человека считают его сущностной чертой не разум, а свободную волю. Действия человека нельзя объяснить природными закономерностями  или социальными факторами. Они обусловлены исключительно его индивидуальным опытом и намерениями. Каждый человек индивидуален и уникален, и, руководствуясь своей свободной волей, сам творит себя, свою судьбу и мир вокруг себя.

Психоаналитическая концепция изменила представление о роли разума, сознания в жизнедеятельности человека. З.Фрейд установил, что действия человека зачастую обусловливаются противостоящей сознанию и гораздо большей по объему частью психики — бессознательным. Бессознательное состоит частично из врожденных инстинктов, частично из вытесненных из сознания из-за столкновений с культурными нормами аморальных влечений, комплексов и страхов. Оценивая, так сказать, «моральный облик» бессознательного, Фрейд дал свой ответ на философский вопрос «добр человек от природы или зол?». Вопреки возникшей у представителей эпохи Просвещения XYIII в. трактовке природы человека как доброй и непорочной, основатель психоанализа подтверждает правоту средневековых мыслителей, считавших человека греховным по своей натуре существом. По Фрейду, именно бессознательное играет доминирующую роль в психике и, таким образом, не сознание, а бессознательное является сущностной характеристикой человеческой природы.

В дальнейшем появляются идеи о том, что человек  физически приспособлен к миру много  хуже его ближайших животных родственников. Разум является компенсацией его  биологической слабости. Сделав ставку на разум, человек вышел из-под  действия естественного отбора, его  биологическая эволюция прекратилась, ни органы, ни способности дальше у  него не развиваются. Из-за своей биологической  несостоятельности человек создал цивилизацию, которая разрастается, выходит из-под его контроля, становится все более неуправляемой и  опасной. Под угрозой исчезновения оказывается не только человек, но и  все живое на Земле. Таким образом, человек — это тупик жизни. Разум, считавшийся ранее высшей ценностью, является неудачным, ошибочным  созданием природы, ведущим к  уничтожению жизни. По более оптимистической  версии, человек, долгое время считавшийся  «венцом творения», не окончательный  результат эволюции, а всего лишь промежуточное звено, которое должно смениться более совершенным  биологическим видом.

Обобщая философские и научные представления  о человеке, можно отметить, что  в настоящее время  человек понимается как разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения.

 

  1. Проблема происхождения человека в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

Длительный  процесс одновременного становления  человека и общества называется антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, то есть вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.

Признанной  научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч.Дарвина. В ней основным фактором эволюционного развития живых организмов считается естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. Современная наука добавляет еще случайные мутации, происходящие на генетическом уровне. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Непосредственным предком человека стала обезьяна.

Эволюционную  концепцию антропосоциогенеза дополняет  и развивает трудовая теория, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Трудовая теория была развита Ф.Энгельсом. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а природу. Труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы с использованием орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни. В современной науке принято считать, что антропосоциогенез начался около 5 млн. лет назад и завершился примерно 40 тыс. лет назад появлением человека современного типа.

Существуют  теории, пытающиеся объяснить происхождение  человека возникновением культуры (психоаналитическая теория З.Фрейда,  игровая теория Й.Хейзинги, семиотическая концепция  К.Леви-Стросса и др.). 

Философское обобщение упомянутых и других концепций  происхождения человека подводит к  выводу о комплексном характере антропосоциогенеза. Это означает, что формирование анатомии человека, труда как специфически человеческой формы жизнедеятельности, сознания и речи, социально-нравственных норм жизни происходило одновременно. Принципиально неверно утверждать, что сначала появился труд, потом – общество, еще позже – язык и сознание.

Гипотетической  является и появившаяся в XX в. инопланетарная (уфологическая) версияантропосоциогенеза. Высказывается мысль, что на Землю из космоса были занесены метеоритами «споры жизни», а дальше вступила в действие эволюция. В другом варианте, люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. У различных вариантов инопланетарной теории есть один общий изъян – они не отвечают на вопрос о возникновении жизни в космосе.

В последнее  время появляются научные данные, возрождающие интерес к  считавшейся  долгое время безнадежно устаревшей религиозной (креационистской) теории антропогенеза. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум, свободная воля, способность к творчеству. Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, природное и внеприродное, естественное и сверхъестественное.        Сравнительно недавно появилась теория «разумного плана»,взаимоувязывающая различные концепции антропосоциогенеза. С точки зрения этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря, Бог) создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие. Механизм же реализации этой программы описывается, в частности, уфологической, эволюционной, трудовой и прочими концепциями антропосоциогенеза.

 

  1. Проблемы жизни и смерти, смысла жизни, ответственности перед собой и миром  в духовном опыте человечества.

 

В процессе жизни каждый человек решает задачу определения собственной позиции  по ряду важнейших вопросов, таких  как сущность смерти, смысл жизни  и др.

 Смерть  — это очень загадочный феномен  жизни. Единственное, что считается  бесспорным в этом явлении, - это   конец существования тела. Но  остается вопрос о душе: умирает  ли душа вместе с телом   или же она бессмертна? На этот  вопрос существует два основных  варианта ответа. Атеизм полагает, что душа умирает вместе с  телом. Поскольку духовное —  функция материального, оно не  может существовать без своей  материальной основы.

Для всей классической культуры, разделявшей  тезис о бессмертии души, смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. Христианство, ислам и ряд других религий  считают, что земная жизнь человеку дается только однажды, а после смерти душа навечно уходит в мир иной, где ее в соответствии с земными  заслугами ожидает либо блаженство в раю, либо бесконечные муки в  аду. В восточных вариантах религии  и культуры существует теория перерождения души, в соответствии с которой  бессмертная душа имеет не одну, а множество земных жизней, в каждой из которых она появляется в новом  телесном облике. По закону кармы каждая последующая жизнь зависит от того, как человек прожил предыдущую.

В большинстве  культур смерть воспринимается как  трагическое событие, ее боятся, стараются  избежать, мечтают продлить жизнь  и даже стать бессмертными. Относительно желания продления жизни трудно что-либо возразить. Субъективно жизнь  воспринимается людьми как недостаточно длинная. Сожаления по поводу кратковременности  жизни особенно остро возникают  тогда, когда человек, накопив определенный жизненный опыт, пытается осмыслить  пройденный путь и делает вывод о  том, что жизнь прожита не так, как следовало бы, но возможности  исправить что-либо уже нет. Удлинение  срока жизни позволило бы человеку испробовать разные модели отношения  к миру, обществу и самому себе. Поэтому  проблема продления жизни — это  очень важная и для индивида, и  для всего общества проблема продления  наиболее активного, деятельного, богатого опытом и умениями возраста человека. На решение этой проблемы направлены усилия современной науки.

Что же касается идеи бессмертия, то с ней дело обстоит  не так однозначно. С одной стороны, достижение бессмертия избавило бы от присущих каждому страха смерти, страданий  из-за потери дорогих и любимых  людей, сожалений по поводу ухода  из жизни выдающихся личностей. С  другой стороны, человеку того уровня развития, который достигнут в  массе, бессмертие давать опасно. Например, велика вероятность того, что власть в руки возьмут агрессивные и  честолюбивые люди, которые станут не просто пожизненными диктаторами, а, что гораздо страшнее, бессмертными диктаторами. Становится вполне реальной перспектива застоя, так как история  не раз демонстрировала, что конец  какой-либо эпохи наступал именно со смертью политического лидера.

Против  идеи бессмертия можно высказать  и следующее соображение: смерть делает жизнь ценной. Ощущая себя существом  недолговечным, люди проявляют активность и целеустремленность. Перед лицом  смерти люди задумываются о смысле жизни. Именно смертность делает жизнь  трагичной, трудной, но и осмысленной, в которой есть ради чего страдать, бороться, рисковать. Бессмертие лишает человеческую жизнь смысла, наполняет  скукой бесконечных повторений мыслей  и поступков. Поскольку ничто  не случается однажды, нет смысла ни радоваться, ни печалиться — все  исправимо, все повторимо. Исчезает вкус жизни, цели и ценности. Остаются скука, печаль, застой.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"