Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

Предтечей философской мысли в  Беларуси является просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла  Туровского. Ефросинья Полоцкая — первая женщина на Руси, которая была канонизирована церковью. С её именем связано создание библиотек, строительство храмов и монастырей, которые стали позже центрами просвещения в Полоцком княжестве. Много времени она отдавала педагогической  деятельности — обучению письменности простых людей. Ефросинья Полоцкая занималась также переписыванием книг, переводом философско-религиозной литературы с греческого языка на славянский. Писала она и оригинальные произведения: летописи, молитвы, поучения. По её мнению, ценность человека проявляется первее всего в нравственной среде: в любви к ближнему, милосердии, сочувствии. 

Известным представителем христианской культуры XII – XIII вв. является Кирилл Туровский. Туровский епископ отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и аллегорий. Идеал служения Богу видел в аскетизме. Большой интерес проявлял К. Туровский и к логике (проблема доказательства),  а также к ораторскому искусству.

Дальнейшее и качественно новое  развитие философской мысли в  Беларуси связано с эпохой Возрождения (Ренессанса) и Реформации (XVI - XVII вв.).

Важнейшей установкой общественного  сознания этой эпохи стал гуманизм. Проявляется интерес к человеку, его внутреннему миру, выше всего  ставятся уникальность и неповторимость личности. В теоретико-познавательных взглядах белорусских мыслителей усиливается  вес религиозного скептицизма, рационализма и свободомыслия, проявляются элементы материализма и атеизма. В произведениях  белорусских философов появляются также глубоко патриотические мотивы, которые отражали борьбу белорусского этноса против феодалов и религиозно-национального  угнетения, содействовали установлению национальной культуры и самосознания народа.

Становление самобытной национальной философии связано с именем Франциска Скорины, гуманиста и первопечатника 1-ой половины XVI в. В комплексе философских взглядов этого мыслителя ведущее место занимает этика. Перед человеком ставится задача, которая возрождает сократовскую идею «Познай самого себя». Причём, поднимается не только проблема познания внутреннего мира человека, но и усовершенствования личности, формирования у неё этических и интеллектуальных положительных качеств. Последние развиваются в процессе обучения, воспитания, труда, выполнения общественных обязанностей. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины,  лежит человеколюбие. Любовь к ближнему — это нравственное качество, которое вытекает из естественной природы человека. Одна из наивысших характеристик личности — справедливость, важным моментом духовности человека является также мудрость, которую Скорина понимает как стремление к познанию мира. Однако знание — только компонент мудрости. Только в соединении с нравственностью человека это понятие проявляется во всей полноте.

В рамках онтологической проблематики большой интерес представляет рационалистически-теологическая (по сути деистически-материалистическая) концепция СымонаБудного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склонялся к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух — не равнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос — человек, избранный Богом для спасения человечества.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве Казимира Лыщинского. Если для Ф.Скорины, С. Будного скорее был характерен компромисс с ортодоксальным богословием, то в философском учении К. Лыщинского имел место последовательный отказ от теологии и еёосновоположений. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Центральным понятием в этом произведении является понятие «природа». Мыслитель-атеист признавал природу вечной. По его мнению, она не имеет конца, никакой внешней силой не создавалась, развивается по своим естественным законам. Это был не только материалистический подход, но и попытка диалектически осмыслить бытие. Одновременно К. Лыщинский отрицал бессмертие души. Белорусский философ высказал также смелые догадки о происхождении религии, её социальной роли в истории общества, выступал с критикой самого духовенства. Католическая церковь жестоко расправилась со своим идейным противником: 30 марта 1689 г. Лыщинский был приговорен к сожжению на костре. Имя К. Лыщинского достойно стоять в одном ряду с именами таких «великих еретиков» как Мишель Сервет, Джордано Бруно и др.

Во второй половине XVIII – начале XIX вв. (эпоха Просвещения) был сделан значительный шаг вперёд в развитии астрономии, математики, биологии, физики. В общественном сознании формируется понимание практической ценности науки. Для белорусских учёных данной эпохи, таких, как М.Почобут, Я. Снядецкий, К. Нарбут и др., был характерен стихийный естественнонаучный материализм.

Развитие философской мысли  в Беларуси в XIX – XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев в национальной идентификации и путей развития национального самосознания (Я. Купала, Э. Пашкевич (Тётка), Я. Колас,  Ф. Богушевич и др.). С конца 20-х гг.  XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси (В.Стёпин, Е. Петушкова, Вл. Берков и др.).

 

  1. Метафизика и онтология. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического  знания в историко-философской традиции

В философию  термин «метафизика» был введен  в 1 в. до н.э. Андроником Родосским. В  древнем собрании работ Аристотеля, систематизацию которых провел АндроникРодосский, совокупность работ по философии  шла после естественнонаучных трудов и была условно помечена словами  «то, что идет после физики» (metataPhysica).

В современной  философии  можно выделить три  основные традиции в толковании понятия  «метафизика».

1. Нередко  понятие «метафизики» выступает  как синоним философии. Метафизика  и философия понимались как  науки о высших, неизменных, недоступных  органам чувств началах  и  причинах всего существующего,  обязательных для всех наук. Подобное  толкование метафизики берет  свое начало с Античности, с  творчества Аристотеля.

2. В ряде  философских систем понятие «метафизика»  сужалось и отождествлялось с  онтологией. В данном случае под  метафизикой понималось учение  о бытии, независимо от его  частных видов. Метафизика не  распространялась на гносеологию,  логику, философскую антропологию  и другие разделы философии. 

3. Третья  традиция в понимании термина   метафизики  формируется в 17-18 в.в. В это время под метафизикой  стали понимать философский,  антидиалектический способ мышления, который отрицает всеобщие связи  бытия и развитие бытия. Но, говоря о метафизике как о  способе мышления, нельзя принижать  его познавательные возможности.  В повседневной жизни, в быту  для большинства людей метафизика  является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления и может  служить дополнением к диалектической  картине мира.

В настоящее  время, наиболее распространенным  в  отечественной философии является следующее определение метафизики. Метафизика – философское  учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, человека и культуры.

Традиция  метафизического  мышления, зародившаяся в древности, по-видимому, отвечает глубокой потребности человеческой природы, и хотя достижения метафизики не столь впечатляющи, как успехи науки, она будет существовать до тех пор, пока существует страсть  к абсолютному познанию.

Онтология как философское учение о бытии

Онтология (от греч. «онтос» - сущее) - учение о бытии, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.

Исходной  категорией в философском осмыслении мира является категория "бытие".  Бытие – философская категория, которая указывает на реальное существование чего-либо.Понятие "бытие" сходно с такими понятиями как «есть», «действительность», «реальность», «существование» и по большому счету они могут рассматриваться как синонимы. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, бред, сновидения и т.п.

Отсутствие  бытия обозначается понятием «небытие», «ничто», «пустота» и т.д. Категория небытия говорит о таких свойствах предметов, процессов и явлений как отсутствовать, быть нереальными.

Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии  форм проявления  бытия.  В соответствии с материалистической позицией можно выделить следующие  формы проявления бытия:

- бытие  природы (живой и неживой);

- бытие  человека;

- бытие  общества;

- бытие  духовного или мир духа как  особого рода реальности.

Во всех этих четырех формах проявления бытия  имеют место собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных  наук – физики, биологии, антропологии, социологии и т.д.

"Бытие"  как исходная характеристика  мира слишком абстрактное понятие,  оно становится более понятным  только при рассмотрении других  философских категорий, таких  как «субстанция», «материя», «пространство», «время», «движение» и т.д.

Понятие «субстанция» (от лат.substantia, т.е. первооснова, сущность) обозначает некую реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в самых различных формах существования предметов и явлений. Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, сложилось два основных направления. Те философы, которые считают, что в основе мира лежит одна единственная субстанция, называются монистами. Монистическое понимание единства мира в истории философии реализовалось в двух   основных философских направлениях – идеалистическом и материалистическом. Идеалистический монизм исходит из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, идеи, Абсолютный Разум). Наиболее крупные представители данного направления в философии – это Платон и Г. Гегель. Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Б.Спиноза,  диалектический материализм) кладет в основу мира некое  материальное начало.   Те мыслители, которые считают, что в основе единства мира лежат два исходных начала – дух и материя, - называются дуалистами (Р. Декарт).

Категория материи. Эволюция представлений о  материи в философии и науке

Картина мира может быть сформирована на основе различных типов мировоззрения  – религиозного, естественнонаучного, мифологического и т.д. К формированию картины мира  с позиций научного знания стремился философский материализм. Основным понятием в философском материализме имеет понятие материи («вещь», «вещество»),впервые оно появилось в работах Аристотеля. Это понятие вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла. По мнению сторонником философского материализма, мир – это движущаяся материя в различных ее проявлениях.

  Понятие  "материя" прошло три этапа  в своем историческом развитии.

Первый этап. Наглядно-чувственные представления о материи появились в ранних древнегреческих философских учениях. Считалось, что материя есть то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы». В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.д. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап.В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время, преобладали механические представления о материи. В этот период считалось, что материя – это совокупность физических тел и процессов (И. Ньютон, Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.).

С точки зрения третьего этапа, диалектико-материалистического – материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.

В настоящее  время в философии сосуществует множество определений понятия  материи. Многие философы считают, что  в качестве исходного определения  понятия материи следует взять  следующее: материя - объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Что касается строения материи, то современной науке  известны два его вида – вещество и поле. Вещество дискретно (внутренне расчленено), структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут выступать: атомы и молекулы, газы, жидкости, полимеры, белок, вирус, живые организмы, макротела. В отличие от вещества, поле представляет собой сложное образование. Они не имеют массы покоя и рассредоточены в пространстве равномерно. Поле существует в разных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Вещество и поле взаимопроникают друг в друга и дополняют друг друга. Например, их синтезом является плазма – особое состояние материи, из которого состоят небесные тела, например, Солнце. Тесное взаимодействие между полем и веществом наблюдается и в микромире.

Универсальные свойства материи.

1. Материи  присуща объективность существования – она существует вне и независимо от человека и человечества.

2. Неисчерпаемость материи, что означает огромное разнообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.

3. Бесконечность материи означает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в материальном мире.

4. Свойство отражения говорит о способности предметов воспроизводить в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"