Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

Теория  Демокрита имела историческое значение. В XYII в. она была положена в основу естественнонаучной картины мира, просуществовавшей до начала ХХ в.

Идеализм – философское учение, считающее основой мира идеальное (в смысле – духовное, нематериальное) начало. Родоначальником идеализма был Платон. По его мнению, основой мира являются идеи – общие понятия, вечные, никем несотворимые и неуничтожимые, не имеющие конкретного образа, не воспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом (например, идеи истины, красоты, блага и т.п.). Кроме идей, по Платону, существует также вторичная реальность – материя, которую он отождествляет с пустотой. Однако это не полная пустота, а пустота, содержащая в себе непроявленную реальность, возможность появления объектов. Возможность превращается в действительность при соединении идей с материей – возникает бесконечное многообразие материальных объектов.

Душа  человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей» - сверхчувственной реальности. При рождении она падает в тело как в пещеру или могилу. Тело искажает истинную картину мира и навязывает душе представление  о том, что существует один-единственный мир, воспринимаемый органами чувств. Однако в душе живут смутные воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей». Об этом свидетельствуют, например, настойчивые попытки людей найти  в нашем мире Бога, счастье, справедливость и т.п.

Наиболее  известным и талантливым учеником Платона был Аристотель, сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом. Дуализм – этофилософское учение, считающее, что в основе мира лежат два равноправных и невыводимых друг из друга первоначала – материальное и идеальное. Аристотель признает существование материи, которую понимает как не имеющее конкретного вида вещество, некий исходный материал. В то же время он признает и существование идеальных по своей природе прообразов вещей – форм. При соединении формы структурируют материю, и в результате появляются различные материальные объекты.

Таким образом, уже на раннем этапе развития философии  проявилась такая её специфическая  черта как сосуществование различных  вариантов ответа на одни и те же рассматриваемые вопросы.

Античным  философам был присущ диалектический взгляд на мир. Диалектика – философское учение, рассматривающее мир в состоянии непрерывного движения, развития. Наиболее четко диалектические идеи были выражены Гераклитом в известных афоризмах: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В них подчеркивается, что движение свойственно всему существующему. Гераклит понял и причину всеобщей изменчивости – ею является борьба противоположностей, присущих любому объекту и явлению действительности.

На позднем  этапе развития античной философии  происходит переход от онтологической проблематики к аксиологической  и этической. Первым на этой проблематике сосредоточил своё внимание Сократ. В отличие от других философов Сократ не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям предпочтительнее заняться вопросами собственной жизни, выяснить, как нужно жить, чтобы быть счастливыми. По его мнению, счастливым может быть только нравственный человек, живущий в гармонии с людьми и собственной совестью. Почему же люди часто поступают безнравственно и тем самым сами лишают себя возможности быть счастливыми? Сократ пришел к выводу, что причина аморального поведения людей заключается в незнании ими сущности нравственных качеств. Если же людям чётко объяснить, что такое мудрость, мужество, благородство, справедливость и т.п. добродетели, то человек уже не сможет поступать иначе, как ориентируясь на эти высокие образцы поведения, ибо, выбирая между лучшим и худшим, кто же выберет худшее – рассуждал Сократ.

Вопрос  о том, как нужно жить, чтобы  быть счастливым, становится центральным  для множества философских учений эпохи эллинизма. Наиболее оригинальный ответ на него дали киники. По их мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ничего и не боишься потерять, живёшь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизмаДиоген Синопскийжил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и т.п. Киники считали, что богатство мешает вести нравственный образ жизни, бедность – способствует. Сами же они стремились прожить жизнь нравственно. Презрение к материальным ценностям киники распространяли и на людей, живущих ради их накопления, пренебрегающих нравственностью, причём, выражали своё отношение открыто, шокирующим образом. Они намеренно нарушали этикет, чтобы показать людям, как искусственные, надуманные правила приличия мешают им жить нравственно (могли ходить неопрятными; будучи свободными гражданами, носили одежду рабов и т.п.).

В отличие  от киников, стоики не отрицали материальных благ, а считали, что относиться к ним нужно равнодушно, так как не от обладания ими зависит счастье. Для счастья нужны не материальные, а духовные ценности – прежде всего, такие качества характера как мудрость, мужество, умеренность и т.п. Стоики были фаталистами и верили в божественное предопределение своей жизни. При этом они считали, что долг каждого человека – поступать  нравственно и благородно при любом повороте судьбы. Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Для стоиков честь  дороже жизни. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости. Стоицизм – философия героических личностей. Наиболее известные представители – философ Сенека, римский император Марк Аврелий.

 

  1. Средневековая христианская философия, ее теоцентрический характер. Августин Блаженный, Фома Аквинский.

Средневековье начинается с момента падения  Западной римской империи. Философские  учения начали складываться в 1-4 в. н.э. Господствующей религией становится христианство. Она наиболее полно соответствовала  запросам феод-ого общества, т.е. христианство было религией угнетенных. Особенности  философии этого времени: все  философы этого времени были священнослужителями, они обращались к философии, чтобы  донести до прихожан церковные истины,, научная и практическая жизнь  протекала под контролем церкви. Наибольший вклад внесли такие философы как Фома Аквинский и Августин Блаженный. Учение Августина – продукт  сочетания мифически-библейского  и фил-ко-идеал-ого мировоззрения. Основой мировоззрения Августин взял учение Аристотеля. Учение удуше: душа есть творение Бога, душе присуща  воля, память и разум. Августин учил о познавательной роли любви –  вера, есть дар Бога. Церковь основана на самоотверженной любви к Богу. Схоластическая философия получила завершение в философии Фомы Аквинского. Его основной труд “сумма теологий”. Основные положения:  обосновал тотемизм и дол новую версию о понятии  гармония, вера (вера не должна противоречить  разуму) и разум. “Высшая истина – Бог, божественная истина – знания…, в науке и философии не м/б  признано истинным, что признано теологий ложным”. В споре о природе  общих понятий (о знании) сущ-ют 2 точки зрения: 1.сущ-ие знания не зависят  от человека (реализм)- фил-ий термин, употр-ый в трех основных смыслах, схоластический реализм решает проблемы универсалий (родовых видов и др. общих понятий), представители патристики и схоластики, стоявшие на позициях реализма утверждали, что чем более общий характер носит понятие, тем действительное его бытие. Различают крайний (противопоставляет  общее единичным вещам и чел-ому  уму) реализм и умеренный (признает существование понятий до вещей, в вещах и в человеческом уме  в рез-те познания). Реализм объединяет материализм и объективный идеализм.2.отрицание  существующих знаний (номинализм) –  гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность  общего, понятийное со-ие которого заключается  в человеческом уме.

Различают: крайний номинализм (отрицали общее  в самом уме, отождествляя его  со знаковыми системами языка) и  умеренный (признавал существование  общих понятий в уме, и обычно именуемая концептуализмом). В средневековой  философии, особенно в западноевропейской схоластике номинализм и реализм  выступают противоп-ами в трактовке  общих понятий (универсалий).

 

 

  1. Основные идеи философии эпохи Возрождения.

Эпоха между  Средневековьем и Новым временем носит название Возрождения (или  Ренессанса). В этот период (ХV - XVI вв.) на фоне распада феодальных отношений в Западной Европе во всех областях культурной  и общественной жизни происходят процессы освобождения от диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, возникают новые научные дисциплины (анатомия, физиология и др.), появляются первые печатные книги, происходит расцвет искусства.

Философию этого времени отличают ярко выраженный антропоцентризм и гуманизм. Главным объектом исследования становится не Бог, а человек, его судьба, место в мире. Гуманизм – это идейное течение, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье. Гуманизм эпохи Возрождения значительно изменил представление о человеке. Человек начинает считаться сильным, талантливым, подлинным хозяином своей судьбы, способным без помощи Бога добиться поставленных целей. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными, земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Видные представители гуманизма – Данте  Алигьери, Франческо Петрарка, ЭразмРоттердамскийи др.

 В  эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению  природы. Основой ее понимания  является пантеизм – религиозно-философское учение,отождествляющее Бога и природу, растворяющее Бога в природе.Пантеизмлег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих идее о сотворении мира Богом из ничего. Природа так же вечна, несотворима и неуничтожима, как и Бог. Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают Николая Кузанского. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего (минимума) и наибольшего (максимума), единичного и множественного. Идея о совмещении противоположностей сделала Николая Кузанского одним из родоначальников новоевропейской диалектики и подготовила революцию Коперника в астрономии.

Величайшим  открытием эпохи Возрождения  явилась гелиоцентрическая система  мира польского астронома Николая Коперника, сменившая существовавшую до того геоцентрическую систему.  Согласно учению Коперника, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира (этим объяснялась смена времен года); в-третьих, Космос бесконечен.

Философские аспекты теории Н.Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр мира. По мнению Бруно, таких миров во Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами, которые могут значительно отличаться от земных. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжён на костре.

 Изменившееся  представление о человеке породило  веру в возможность построения  справедливого и благополучного  общества, что нашло отражение  в утопических теориях. Утопия (греч. - место, которого нет) –  это проект совершенного общества. Наибольшую известность получили  «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Утописты считали причиной всех общественных проблем частную собственность. В их проектах частная собственность заменена общественной. Целью жизни жителей утопий является максимальное развитие своих физических и духовных способностей, а не накопление и потребление материальных благ, как в обычном обществе. В совершенном обществе кардинально изменится человеческая природа: люди будут руководствоваться в жизни моральными нормами, а не законами.

 

  1. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Философия Нового времени зарождается в  XVII в. в наиболее развитых странах Западной Европы – Англии и Франции. В этот период происходит становление буржуазного общества. Бурно развивающееся производство начинает нуждаться в научных рекомендациях и тем самым стимулирует развитие науки. Меняется роль науки в обществе, её авторитет резко возрастает. Если в античности наука в основном служила средством удовлетворения любознательности, в Средневековье она практически не развивалась, то в Новое время от неё стали ожидать принесения практической пользы, увеличения власти человека над природой. Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Изменившееся отношение к науке выразил английский философ Фрэнсис Бэкон в известном афоризме: «Знание – сила».

Вследствие  повысившегося авторитета науки  в философии на первый план выходят  проблемы гносеологии (теории познания). Философов начинают интересовать вопросы  о том, что является источником и  главным средством познания –  органы чувств или разум, каким научным  методом нужно пользоваться, чтобы  получить истинные знания. При ответе на эти вопросы возникли такие  философские учения как эмпиризм и рационализм.

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"