Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

Эмпиризм (греч. empiria – опыт) – это философское учение, считающее чувственный опыт человека исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям, суевериям, стереотипам мышления. Эмпирики акцентировали внимание на более надёжных, по их мнению, – экспериментальных – методах исследования природы. Полученный в результате опытов и экспериментов материал подлежал  обработке методом индукции (от частных фактов – к общим выводам). Считалось, что разум только упорядочивает, классифицирует чувственный опыт, ничего нового не добавляя к нему.

Рационализм (лат. ratio – разум) – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальником рационализма является французский учёный, философ Рене Декарт.  Декарт полагал, что истина не может быть получена из опыта, на основе чувственного познания, т.к. оно часто ошибается и обманывает человека. Истина может быть выведена только из разума. Разуму можно доверять в большей мере, чем органам чувств, потому что разуму присущи врожденные, доопытные идеи, основываясь на которых люди должны построить систему философских и научных знаний, пользуясь дедуктивным методом (умозаключения делаются от общего к частному).

В поисках  таких врожденных идей, истинность которых была бы самоочевидна и которые  не нуждались бы в доказательствах, Декарт последовательно подвергает сомнению все утверждения. Сомнительно  существование Бога, мира и даже собственного тела. Несомненно лишь существование  мыслящего Я. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждает философ и  тем самым признаёт разум источником и главным средством познания.

Эмпиризм  и рационализм оказали большое  влияние на развитие научного познания. Разумеется, наука не могла принять  предлагаемый каждым из них метод  в качестве единственного. Чувственное  и рациональное познание, индукция и дедукция не противостоят, а дополняют  друг друга.

 Представители  эмпиризма и рационализма резко  критиковали средневековую схоластику  как знание, основанием которого  являются сомнительные конструкции  из догматов и авторитетных  мнений. Они противопоставляли ему  знание, основанное на опыте и  разуме. Благодаря их усилиям  разум начинает возвышаться над  верой, философия – над религией, что привело к большим изменениям  в общественной жизни, в том  числе, и в философии.

 

  1. Французское просвещение XVIII века (Ж. Ж. Руссо, Д Дидро, К. Гельвеций и др.).

XVIII в. вошел в историю как эпоха Просвещения.  Просвещение – это идейное течение, представители которого выступили с критикой отживающего феодального общества, требованием ограничения влияния религии и церкви на все сферы общественной жизни. Просветители боролись с религиозными предрассудками, популяризировали и распространяли философские и научные знания. Идеи Просвещения выражали экономические, политические и духовные потребности и интересы зарождающейся буржуазии. По сути, мыслители этой эпохи разрабатывали идеологические программы нового капиталистического общества.

Мировоззрение просветителей оптимистично. Они  верили в безграничные возможности  разума в деле познания мира: природы, общественной жизни, самого человека. Знания позволят построить справедливое и совершенное общество. Человек  по своей природе – доброе и  непорочное существо. Вооружив его  знаниями, можно обеспечить бесконечное  прогрессивное развитие общества и  счастливое будущее человечества.

В центре внимания мыслителей эпохи Просвещения  оказались проблемы социальной философии. Яркие представители этого направления  общественной мысли  – французские  философы Вольтер, Жан Жак Руссо и др.

Ж.Ж.Руссо  был блестящим популяризатором  теорий естественных  прав и общественного  договора английских мыслителей XYII в. Т.Гоббса и Дж.Локка. «Люди рождаются свободными, равными и непорочными» - исходный тезис философии Руссо. Все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Общество должно быть организовано таким образом, чтобы в нём соблюдались естественные права людей. Для защиты своих естественных прав люди заключают общественный договор, в результате которого ими создаётся государственная власть, призванная следить за порядком в обществе. Если же государственная власть сама начинает нарушать естественные права людей, то вполне справедливо и законно восстание народных масс с целью свержения деспотической власти и восстановления естественных прав. Руссо утверждал прямо противоположное тому, что говорила церковь: что всякая власть от Бога, и поэтому свята и неприкосновенна.

В отличие  от остальных просветителей с  их оптимистической верой в разум, науку, просвещение, прогресс Руссо  увидел отрицательные последствия  этих явлений. Страстная критика  цивилизации, культуры стала отличительной  чертой его взглядов. По мнению Руссо, за развитие науки и искусства  человечество расплачивается падением нравов. Цивилизация испортила людей, сделала их склонными к разным порокам и преступлениям. Восстановить нравственность, избавиться от общественной неустроенности можно путем отказа от городской  цивилизации, возвращения  к природному, естественному состоянию  жизни. Столетие спустя схожие мысли  будет высказывать Л.Н.Толстой.

Особое  значение просветители придавали воспитанию человека. Предполагалось, что под  воздействием правильно организованного  процесса воспитания и образования  все граждане станут нравственными  и просвещёнными.

Социально-философские  идеи просветителей оказали большое  влияние на общественную жизнь. Просветители стали идеологами и вдохновителями Французской революции конца  XYIII в., проходившей под лозунгом «Свобода, равенство, братство», а также революций последующих столетий.

 

  1. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

Надежды просветителей на создание общества, основанного на идеалах Свободы, Равенства и Братства, довольно скоро  развеялись. Вместо образцового «царства разума» почти все народы Европы в конце XYIII в. оказались втянуты в различные распри и войны. Провал просветительской программы переустройства общества на разумных основаниях обусловил постановку в философии вопроса о способностях и границах разума. Исследованием этого вопроса занимался основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант.

До Канта  философы верили во всемогущество разума, в его способность тождественно-зеркально, исчерпывающим образом познавать  мир. Кант в этом усомнился. Он считал, что между миром и нашим  представлением о нём есть существенная, принципиальная разница, которая обусловлена  спецификой познающего субъекта.

Процесс познания Кант представлял следующим  образом. Объективно существующий мир  воздействует на органы чувств человека и вызывает хаос ощущений. Этот хаос человек приводит в порядок, выстраивает  из него целостное представление  о мире благодаря врождённым способностям чувственного восприятия и осмысления чувственного опыта. Кант тем и отличается от представителей рационализма, что  признавал наличие у человека не врождённых идей, а врождённых способностей познания.

Кант  полагал, что объекты действительности обладают гораздо большим набором  свойств и связей, чем мы можем  познать. Доступные познанию свойства и связи философ называл феноменами – «вещами для нас». Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятием «ноумен» - «вещь в себе». Получается, что разум из воспринятого чувственного материала сначала конструирует картину мира, а потом её и изучает, а не сам мир. Причём, разница между реальным миром и картиной мира, образно говоря, такая же, как между конкретной местностью и её картой.

Таким образом, Кант показал принципиальную ограниченность разума в деле познания мира. Врождённые способности человека, с одной  стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его  границами. Человек никогда не узнает, каким на самом деле является мир. Это означает, что будут обречены на провал все попытки глобального  разумного переустройства мира. Что  же тогда остаётся делать человеку? Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения  – категорическим императивом (всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других.

В противоположность  Канту, критически подошедшему к  анализу возможностей разума, Георг Вильгельм Фридрих Гегель стремился восстановить пошатнувшуюся веру в разум как верховного законодателя во всех без исключения областях действительности. Он создал философскую систему, которая оправдывала несовершенную и выглядевшую неразумной действительность, примиряла человека с ней, внушала оптимистические надежды на будущее. В конце XYIII - начале XIX вв. скорость протекания событий общественной жизни резко возросла.  Гегель задался целью разглядеть  за первоначально кажущимся хаосом быстротекущих событий единую логику развития, общие закономерности, которым подчиняются явления как материального мира (природы, общества), так и мышления.

По Гегелю, основой мира является духовная субстанция – Абсолютная идея (Мировой разум). Она хочет познать себя, что  она такое? Для этого ей нужно  узнать свои способности и возможности, проявляемые в деятельности. С  целью самопознания Абсолютная идея сначала творит систему наиболее общих понятий, категорий, выражающих закономерности будущего мира (количество и качество, причина и следствие, свобода и необходимость и  др.). Это своеобразный план мира, в  соответствии с которым Абсолютная идея затем творит природу, потом  человека и общество. В обществе появляется духовная культура (религия, искусство, наука, философия), посредством  которой Абсолютная идея осмысливает  историю развития мира, а по сути – историю саморазвития и приходит к самопознанию. Особой заслугой Гегеля является то, что прослеживая историю  развития Абсолютной идеи, он создаёт теориюдиалектики как стройную систему принципов, законов и категорий.

Гегель  разработал оригинальную философскую  концепцию истории. С определенного  времени Абсолютная идея осуществляет саморазвитие через деятельность людей. В различные исторические периоды  разные народы становятся носителями и выразителями замысла Абсолютной идеи, внося вклад в культурное развитие человечества. История начинается в Китае, эстафету разума подхватывает Индия, затем Персия, Ближний Восток, Египет, потом Греция и Рим и, наконец, Германия. Из философии истории Гегеля следует, что люди, народы не являются самостоятельными творцами истории, они  всего лишь марионетки Абсолютной идеи, средство, материал для реализации её замысла самопознания. И Абсолютная идея распоряжается этим материалом расточительно и беспощадно. Ценность человеческой жизни невысока, относительна, а абсолютную ценность, то есть такую, которой всё должно служить, имеет  лишь идея. К сожалению, популярность этих идей Гегеля со временем привела  к тому, что в СССР и других странах во имя идей социализма и  коммунизма приносились в жертву жизни и судьбы миллионов людей.  Философия Гегеля – это в полном смысле слова бесчеловечная философия, в которой нет места человеку.

В целом  же философская система Гегеля оптимистична. Правящая миром разумная Абсолютная идея является гарантом его прогрессивного развития, несмотря на отдельные недостатки и несовершенства. «Всё действительное разумно, всё разумное действительно!» - утверждал Гегель.

Людвиг Фейербах является последним представителем классической немецкой философии. Он подверг критике идеалистическую философскую систему Гегеля. Однако, увлекаясь критикой Гегелевской философской системы, Фейербах не понял важности разработанной Гегелем диалектики как учения о поступательном развитии мира, общества и человека. Его собственная философия страдала односторонностью и абстрактностью, интересовавшие его объекты познания рассматривались им вне развития, как неизменные. Л.Фейербах называл свою философию «антропологическим материализмом», т.к. основой философских исследований должен быть человек и природа. Человек у него – природное (биологическое) существо, а связи между людьми носят природный, внеисторический (то есть, не изменяющийся в истории) характер.

Фейербах  – материалист и атеист. Он старался доказать, что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии сотворил Бога. Философ вскрыл социально-психологические  корни религии, рассмотрел историю  религии различных народов, выступал с критикой религиозного сознания. Однако критика религии не означала попытку её упразднения. Фейербах пытался  заменить старую религию на новую, которая  должна вместо любви к Богу проповедовать  любовь к человеку и веру человека в самого себя. Учение Фейербаха  о человеке очень актуально. Для  него человек – это мир чувств, эмоций, желаний, размышлений. Главное  в жизни человека – любовь, дружба, преданность. Его критика деспотизма, невежества имела благотворное влияние  на развитие мировой философской  мысли.

 

  1. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Иррационалистическая традиция в неклассической философии  (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Неклассическая философия – это тип философствования, сформировавшийся во второй половине XIX  – начале XX вв. Ее появление было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры, утратой веры в возможность усовершенствования общества и человека. В Европе шли бесконечные войны, восстания и революции, свирепствовали голод и эпидемии, происходили экономические кризисы. Складывалось впечатление,   что человек бессилен решать свои проблемы разумно.

 

Классическая философия

Неклассическая философия

1.Главный признак –  рационализм.

Рационализм – это философское учение, основанное на вере в разумное и закономерное устройство мира, в возможность человеческого разума исчерпывающим образом познать мир, преобразовать природу и общество по разумному плану.

 

 

 

 

2. Цель классической философии  – создать всеобъемлющие, объясняющие  весь мир учения, открыть наиболее  общие закономерности природы,  общества, познания.

3. Стиль классической философии  характеризуется строгостью, логичностью,  доказательностью выражения идей  и теорий. Мыслители претендуют  на монопольное обладание истиной  и право монологически-поучительно  ее излагать.

1.Главный признак –  иррационализм.

Иррационализм – это философское учение, основанное на вере в алогичное устройство мира и невозможность его познания разумом. Иррационализм критически оценивает познавательные способности разума и концентрирует свое внимание на таких внерациональных формах духовного проявления человека как воля, интуиция, бессознательное и т.п.

2. Цель неклассической философии  – изучение природы и сущности  человека, проблем его существования  в алогичном мире.

 

 

3. Стиль неклассической философии  характеризуется художественно-образными  формами выражения мыслей, недосказанностью, допускается возможность различных  интерпретаций понятий и идей, соучастие в творчестве мыслителя

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"