Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Скачать файл)

-  идея  «смерти философии» как науки,  превращение ее в такой вид  искусства как «искусство мышления».  Философия уже не занимается  постижением мира в целом, установлением  его наиболее общих закономерностей,  теперь у нее гораздо более  скромные задачи – она изучает  проблемы человеческого существования.  Соответственно изменился и стиль  философствования: тексты представителей  неклассической философии нельзя  назвать исключительно философскими, они возникают на стыке философии,  литературы, психологии;

- отрицание  возможности творчества в современной  культуре. Плотность информационных  потоков, обрушивающихся на человека, настолько возросла, что создать  что-то принципиально новое, оригинальное  практически невозможно. Произведение  современного художника – это  совокупность заимствований, цитат  из ранее созданного, образование  новых комбинаций из элементов  культурного наследия.

Философия постмодернизма отражает падение веры в разум как средство познания и преобразования действительности, разочарование в идее  прогресса, который привел постиндустриальное общество к трагичным экологическим, антропологическим и общекультурным последствиям, отсутствие ответов на  вопросы о том, что делать и  во что верить сегодня и завтра.

 

  1. Основные направления и идеи русской философии.

Русская философия - совокупность философских идей и концепций,  сложившихся в процессе развития русской культуры, начиная с ее возникновения и до сегодняшнего дня. Русскую философию отличает религиозно-нравственная направленность, связь с художественной литературой, социальная проблематика, дуализм в понимании мира, человека и истории как следствие противостояния языческих и христианских воззрений. Одной из важнейших проблем русской философии является отношение к Западу, определение роли и места России в мировой истории, социальные преобразования.

Древнерусская философия с XI по XVII вв.развивалась на основе византийской патристики. Это был период донациональной философии, т. к. русские мыслители не выдвинули оригинальных идей и теорий.  В XVII в. на смену философии византийского типа приходит западноевропейская схоластика. В XVIII в. философия обособилась от религии и утвердилась как теоретическая наука, начало развиваться естественно-научноематериалистическое учение. Подлинно же оригинальная национальная философия появляется в России только в XIX в.Формированию национальной философии способствовали патриотический подъём первой четверти XIXстолетия, связанный с победой над войском Наполеона и восстанием декабристов.

Центральной проблемойрусской философии стала проблема «Россия и Запад», мыслители рассуждали о специфике культурного развития России в сравнении с западной культурой. Одним из первых национальных философов, задумавшихся над этой проблемой, был Пётр Яковлевич Чаадаев. Свои мысли он высказал в «Философических письмах» 1829-1831гг. За резкую критику самодержавия, крепостничества, официального православия и других негативных сторон российской действительности император Николай I объявил его сумасшедшим. Чаадаев создал оригинальную теорию исторического развития. История России представлялась ему трагической и мучительной, оторванной от западноевропейской цивилизации. Достижения западноевропейской цивилизации он связывал с католицизмом. Католическая вера объединила европейские народы, но, по мысли Чаадаева, католицизм уже исчерпал опыт социального развития и определённый позитивный потенциал им виделся в православии. Своеобразие России — в её благоприятном культурно-географическом положении между Востоком и Западом. России необходимо соединить положительные стороны восточной и западной культур и развиваться не изолированно, а в русле мировой цивилизации.

Идеи Чаадаева вызвали споры  в общественной мысли середины XIX в. и разделили русских мыслителей на два лагеря: славянофилов и западников.

Славянофильство — направление в русской философии середины ХIХ века, представителями которого были А. С. Хомяков, братья  Аксаковы, П. Киреевский и др. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, считали, что самобытность и уникальность русской культуры обусловливают особый цивилизационный путь развития России.  В основе их учения находится идея о мессианской роли русского народа. Русский народ является оплотом истинной православной веры, ему принадлежит великое будущее — спасение всего человечества, отошедшего от истинной веры и духовности. Православие должно привести Россию к мировому лидерству. Славянофилы придавали большое значение крестьянской общине. Общинное устройство русской жизни является важнейшим признаком русского народа, определяющим его особый исторический путь. Они считали, что монархия — лучшая форма правления для России. Важное место в их учении занимает понятие соборности как всеобщего принципа бытия и социальной организации. Соборность  — это объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу.

В полемике со славянофильством складывалось западничество, представителями которого являлись В.Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др. Западники считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и страны Западной Европы. Западники выступали за создание правового государства, где права и свобода личности гарантированы юридически. Западники критиковали православие и другие национальные особенности и традиции, которые сдерживали развитие России.

Полемика славянофилов и западников оказала большое  влияние на развитие всей русской  философии, в том числе и на творчество гениального писателя Ф.М. Достоевского. Писатель видел спасение русской культуры в религиозном возрождении и внутреннем преображении человека. Вместе с другими мыслителями он разработал идеологию почвенничества, т.е. идеи об особой национальной почве, которая должна стать основой возрождения русской культуры. Эта почва состоит из идеалов и ценностей православия.

Религиозно-нравственная проблематика отражена в творчестве великих русских  писателей, оказавших большое влияние  на  общественную и философскую  мысль. 

Отправной точкой философско-религиозного учения Льва Николаевича Толстого была идея создания «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, … дающей блаженство на земле». Основной тезис учения Толстого — принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел еще в древневосточных философских системах буддизма, даосизма, конфуцианства. Главную вину за то, что этика непротивления осталась непонятой человеком, Толстой возлагал на христианскую церковь. За яростную критику православия писатель был предан анафеме, т.е. отлучён от церкви.

Со второй половины XIX в. развивалась русская идеалистическая и религиозная философия. Значительный вклад в неё внёс христианский философ, критик, публицист и поэт  ВладимирСоловьёв. Он полагал, что три силы играют роль в истории человечества: мусульманский Восток, европейский Запад и Россия. Предназначение русского народа — стать духовным лидером человечества.На мусульманском Востоке личность растворяется в обществе, западная же культура ставит личность на первое место. Соединить общественное и индивидуальное может русский народ. Соловьёв критиковал славянофилов и считал, что нельзя противопоставлять Россию Европе. Философ рассматривал человечество как целостное единство. Россия должна хранить истинное христианство и духовно влиять на мир.

По мысли философа, необходим  синтез философии, религии и науки, который позволит объединить интеллектуальную, эмоциональную и творческую сферы, что, в свою очередь, позволит соединиться  с Богом. Философ также предлагал  синтез православия и католицизма. Русская идея, по Соловьёву, означает призыв к интеллигенции постараться восстановить в себе русский национальный характер.

Соловьев сформулировал  исходные принципы русской философии. Главными идеями в его творчестве являются: учение об Абсолюте (всеединстве), Софии и Богочеловечестве. «Философиявсеединства» становится ведущей линией русского философствования. Всеединствоесть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб всем, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции. Соборность — это объединение человечества ради «духовного спасения» как отдельного человека, так и всего человечества. Особое место занимает учение о Софии — божественной премудрости, которая включает в себя истину, цельное знание и «вечную женственность».

В кон. XIX – нач.XX вв. русская религиозная философия переживает период расцвета. «Новое религиозное сознание» было представлено идеями С.Н.Булгакова, Н.А Бердяева, П.А Флоренского и др. Русских мыслителей интересовали проблемы выхода России из духовного, политического, экономического кризиса. Часть интеллигенции выход из кризиса видели в обновлённом православии.

Одним из самых выдающихся философов этого периода был Николай Александрович Бердяев. Основными понятиями его философии были «свобода», «творчество», «дух». Философа также волновали проблемы русской культуры. Русская национальная мысль, по мнению философа, своими корнями уходит в идею о богоизбранности русского народа, о его мессианской роли. Путь России особенный, но не изолированный от мировой истории. «Русская идея»— это идея не исключительности нашего народа, а его взаимной связи с другими народами, ответственности за всё человечество, более того — за космос…», — настаивал Бердяев. Также мыслитель высказывал мысли об универсальном значении религии для личности, истории и культуры. Как и славянофилы, Бердяев писал о соборности, которую он понимал, как осознание родства всех верующих во Христа.

Особое место в русской  философии занимает священник, философ  Павел Александрович Флоренский. Он создал философию нового типа, представляющую собой всеохватывающий символистский синтез.  В центре его философии проблемы слова, символа, имени.  Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделен, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Символ — это орган нашего общения с реальностью. Тем самым анализ языка (символики) любого фрагмента реальности оборачивается анализом целого.  Всякое духовное явление заряжено внутренней энергией, которую дал Бог. Символ выявляет скрытую энергию, божественное начало. Так, например, икона является символом мира божественного.

 Слово соединяет  в себе все энергии, это выражение  всего человека. Слово — это  не просто знак, это сама реальность. В православии существует принцип  «имяславия». Согласно которому  имя Бога есть сам Бог, поэтому  нельзя произносить имя Бога  всуе, через слово «Бог» человек  оживляет Бога, общается с ним.  В слове заключена магическая  и мистическая сила. Магичность  слова заключается во множестве  сил, которые сконцентрированы  в слове исторически. Поэтому  необходимо осторожно относиться  к употреблению слов. Особой магией  обладает личное имя человека. В работе «Имена» Флоренский  обосновал тайную гармонию между  именем, человеком и событиями  его жизни. По имени — житие.  

Оригинальным учением является русский космизм. Космизм утвердился в России в трех формах.

1. Культурно-философская форма на языке искусства выражала  идею единства природы, общества и человека (В.Ф. Одоевский, В.В. Хлебников, П.И. Чайковский, Н.К. Рерих и др.).

2. Религиозно-философская форма сложилась в результате теоретического осмысления взаимоотношений человека с миром в условиях ускорения научно-технического прогресса. На ее становление повлияла мировоззренческая традиция православия и некоторые идеи славянофилов (Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский  и др.).

3. Естественнонаучная форма  развивалась К.Э. Циолковским, Н. А. Умовым,  В.И. Вернадским, А. Л. Чижевским и др. Константин Эдуардович Циолковский высказал мысль о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Он призывал к активному освоению космического пространства и расселению человека в космосе, т.к. нельзя всегда жить в колыбели. Циолковский верил, что освоение космоса поможет решить человечеству его насущные проблемы, сделает его более могущественным. Однако он предупреждал, что деятельность в космосе может быть сопряжена с немалым риском, возможным столкновением с враждебными силами, которые могут даже погубить человека. Циолковский сформулировал ряд идей, образующих «космическую этику»: равенство всех разумных существ в космосе, взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.

В 20-х гг. XX столетия  в СССР утвердилась марксистско-ленинская философия.  Единственно верным учением признавался диалектический материализм. Но в то же время и в этот период работали интересные мыслители. Значительный вклад в развитие русской философии внёс философ-позитивист А. А. Богданов, создавший учение «тектология» (всеобщую организационную науку), которая предвосхитила современную кибернетику.

Со второй половины 30-х гг. усилилась  идеологическая диктатура в философии, утвердился непререкаемый авторитет  «философа» Сталина. Философская мысль  оживилась в 60-ые гг. во времена «хрущёвской  оттепели». Советские философы смогли познакомиться с западноевропейской философской мыслью.  В этот период развивалась диалектическая логика, методология науки, философия культуры, проблема ценностей. Наиболее выдающимися  философами второй половины XX в. были  Ю.М. Лотман, А.Я.Гуревич, С.С.Аверинцев и др.

 

  1. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский).

Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся  в процессе развития белорусов как  нации, белорусской культуры как  уникальной целостности. Большое воздействие  на развитие социально-философских  идей в Беларуси всегда оказывала  её включённость в более широкие  культурные целостности, а также  ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком. 

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"