Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)
  • компьютер, особенно с Интернетом, сконцентрировал огромный объем знаний по любым отраслям;
  • способы получения этих знаний просты, удобны, разнообразны, наглядны;
  • процессы обучения с использованием IT (информационных технологий) обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению с обычными;
  • при правильном использовании накопленных знаний уровень развития человека в духовной сфере, в сфере физического здоровья, в сфере технологических навыков почти ничем не ограничен [55].

Чтобы эти, пока что, по большей  части красивые декларации приблизились к реальной жизни, должен существовать механизм этого приближения. Речь пойдет о преподавании информатики в школе, то есть о подготовке детей к наиболее полноценному использованию этого грандиозного информационного потенциала.

Пока еще нет ни «общей национальной идеи» информационного образования, ни четкого общего порядка преподавания этой дисциплины. Желание поставить процесс образования на совершенно новую основу (с использованием информационных технологий) можно только приветствовать. Однако исследование преподавания дисциплины «Информатика» в исследуемой школе ставит пока очень много вопросов.

Например, сами преподаватели. 2 учителя информатики на школу, которые  сами об обилии и разнообразии IT-технологий знают далеко не всё, потому как наглядно продемонстрировать эти технологии не так то и просто. Более старшее  поколение учителей-предметников имеют с этим ещё большие трудности. Одной из проблем является обслуживание и администрирование школьной информационной системы. Компьютеризированные кабинеты, локальная сеть, выход в Интернет - уже немало. В силу своей принадлежности преподаватель информатики обязан устанавливать, обновлять, удалять учебные материалы и программы, удалять или архивировать учебные наработки, администрировать сетевые ресурсы, осуществлять антивирусный контроль, устранять результаты экспериментов учеников, консультировать и помогать менее продвинутым коллегам. С подключением к Интернету администрировать доступ, контролировать работу межсетевых экранов, заниматься электронной почтой, публикацией и т.д.. Объемы непреподавательской деятельности велики, но не всегда оплачиваемы. Всё это нужно еще и уметь.

Другой вопрос – в методике обучения. Основные трудности возникают у  учителя из-за недостаточности системного видения предмета информатики и  методики его обучения.

Особенность методики обучения информатике  обнаруживается в том, что информатика, как наука и как учебный предмет, бурно развивается. Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни и, в частности, образовательного процесса. В связи с этим существует потребность постоянно согласовывать содержание обучения с достижениями в развития науки и техники. При таких условиях вынужденным (и плодотворным) решением становится максимальная опора на результаты общей дидактики и психологии, на конкретные методики обучения других дисциплин, в частности математики и физики. Отсюда вытекает также требование отбора такого содержания обучения информатике, которое по возможности меньше зависело бы от типов компьютеров и их программного обеспечения. Разумеется, процесс обучения неминуемо реализуется с применением конкретных программных и технических средств, но они должны рассматриваться не как отдельные образцы разного компьютерного оснащения, а как возможные средства наглядности и дидактического сопровождения учебного материала, а также технической поддержки наставительно-познавательной деятельности [55]

Методика обучения информатике  сегодня интенсивно развивается. Много  положений в ней сформировались совсем недавно и не имеют еще  ни глубокого теоретического обоснования, ни экспериментальной проверки.

Школьный учебный предмет информатики  не может включать все сведения, которые составляют содержание науки информатики, которая активно и постоянно развивается. Вместе с тем, школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отображать наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, которые раскрывают сущность науки, обеспечивать учеников знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также, готовить молодежь к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

На отбор содержания школьного  курса информатики влияют две  группы основных факторов:

1) Научность и практичность. Содержание  учебного курса информатики должно  отталкиваться от науки информатики  (то есть не противоречить современному  состоянию науки и быть методологически выдержанной); изучение предмета должно давать такой уровень фундаментальных знаний учеников, который действительно мог бы обеспечивать подготовку учеников к будущей профессиональной деятельности в разных сферах (практическая цель).

2) Доступность и общеобразовательность. Материал, который включается в курс информатики, может быть доступной для усвоения учеником. Курс информатики должен, кроме того, отображать наиболее общезначимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующей области научных знаний.

Программы обучения в средних школах довольно жестко ограничивают великое  множество понятий, которые изучаются  в разных предметах. Только в последнее  время начали говорить о вариативности  программ, о возможности выбора комплекта дисциплин, а учителем — методики обучения и содержания этих дисциплин. Ориентиром выбора содержания, критерием его обязательного ядра, должны стать стандарты образования по разным предметов и для разных возрастных групп. Для реализации такого выбора необходимая прежде всего наличие качественных учебных пособий, их многообразие, которого сегодня практически не существует. Исключение составляет информатика, которая, во-первых, окончательно сформировалась как школьный предмет лишь несколько лет тому, и ее основы являются инвариантной частью научных и учебных изданий, и, во-вторых, по этому предмету есть несколько действующих учебников.

Слабая материально-техническая  база школ, которые не имели к  началу введения курса информатики  необходимой вычислительной техники, привела к разрыву между теоретическим и практическим компонентами содержания учебного предмета, к изменению системы целей обучение. Это нашло отображение и в отсутствия единства в трактовке содержания информатики как общеобразовательного предмета [19]. Существуют расхождения содержания материала, который изучается учениками в разных школах и у разных учителей, с содержанием и общей концепцией курса, отображенными в программе. Часто наблюдался уклон в сторону обучения программированию каким-то языком.

Анализируя опыт МОУ  СОШ №16 по использованию ИКТ в  учебном процессе, можно сказать, что 1 этап  информатизации образования в школе освоен и начато освоение 2 этапа. Одной из самых важных задач, которая была решена  в начале 2 этапа стала организация преподавания непрерывного курса информатики во 2-11 классах. Учителя информатики разработали свою программу преподавания курса информатики. Изначально были определены несколько точек ввода программы, это 2, 5, 8, 10 классы. Такой подход позволил уже через два года выстроить вертикаль в преподавании информатики. Информатика – это наука, которая развивается быстро и неудержимо и, конечно же, школьная информатика также не стоит на месте. Практически содержание курса информатики меняется каждый год на 15-20%. Поэтому программа курса информатики  постоянно дорабатывается и корректируется.

Учителя столкнулись  и с другими проблемами. Среди  них нужно выделить две:

  • разнотипность вычислительной техники, как в технических возможностях, так и по программному обеспечению и языкам программирования, которые используются;
  • почти полное отсутствие педагогических программных средств (ППЗ), специально предназначенных для программной поддержки действующего курса информатики.

Это послужило причиной появления разных методических систем обучения, в особенности методов обучение и организационных форм проведение занятий. При этом основным методом введения школьников в содержание предмета был объяснительно-иллюстративный[19].

Практика обучения информатике  отразила специфику предмета в различных формах организации занятий, иногда применяющихся стихийно: кроме уроков с объяснениями и решением задач - урок-лекция, пары, специальные практические занятия. Изменилось соотношение в пользу форм, которые предусматривают больший удельный вес самостоятельной работы учеников. В сущности, это отображает потребности относительно обучения нового предмета в более тщательной методической обработке вопроса об организации занятий, которые учитывают его специфику.

Одним из направлений усовершенствования методики обучения информатике является создание целостного учебно-методического комплекса по этому предмету [23]. Сложность учебно-методического комплекса по курсу информатики как системы, которая включает в себя не только учебники и методические пособия, а и систему книг для чтения, методические пособия относительно применения педагогических программных средств, в конце концов, сами педагогические программные средства, требует для его создания привлечения специалистов как в области педагогики, так и в области программирования.

Эта концепция должна содержать  не только анализ условий эффективного использования педагогических программных  средств для решения задач  усовершенствования обучения, а и систему методических требований к ним, которые вытекают из целей и содержания обучения информатике. В особенности остро сегодня стоит проблема формулирования психолого-педагогических требований к педагогическим программным средствам. Их разработка должна обеспечить избегания ошибок, характерных для стихийного внедрения компьютерной техники.

Педагогические программные средства должны обеспечивать не только процесс  формирования знаний и умений, а  и оперативный контроль их усвоения учениками, а также вывод учителю  интегрированной информации об уровне результатов обучение. Это предусматривает создание системы диагностирующих программ, которые осуществляют стандартную диагностику сформированности знаний, привычек и умений, предусмотренных программой курса.

В современных методических системах обучения всех предметов может быть компьютер и соответствующие ППЗ — современные средства поиска, обработки, хранения, представления, передачи сообщений (и информации).

Итак, на нынешнем этапе информатизации в исследуемом учреждении курс информатики сейчас становится одной из ведущих дисциплин, в рамках которой отрабатывается методика применения компьютеров в учебном процессе. Результаты, добытые в методике обучения информатике, становятся достоянием других учебных предметов. Специфичность самого курса информатики сохранится в том ракурсе, что в данном предмете компьютер будет выступать одновременно и как средство обучения, и как предмет изучения.

    1. Применение ИКТ при изучении различных дисциплин.

 

Задача подготовки учительских  кадров – это вторая главная составляющая первого этапа компьютеризации школы. Сегодня компьютер необходим учителю, компьютерной технике можно доверить исполнение большого объёма работы, высвобождая время учителя для творчества и индивидуального подхода к каждому учащемуся на уроке. Компьютер может стать незаменимым другом и помощником учителя, надо только научиться владеть им.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса на II этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.  Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникативных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого  учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока [31]. В настоящий момент школа ещё не очень уверенно освоилась на втором этапе информатизации. Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день. Существует множество разных курсов и обучающих программ. Такой подход к проблеме не всегда устраивает учителя, ведь у каждого свое видение темы урока, методики ее изложения, подбор учебных и методических материалов [28]. И естественно, что учителя попытаются сами создать свои компьютерные обучающие программы. В последнее время очень большую популярность приобретают презентации, выполняемые в среде PowerPoint. Такую презентацию может создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент стереометрического чертежа или физического опыта и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране (с помощью проектора). Но каждый предметник применяет эту и другие программы в меру своих компьютерных знаний, зачастую приходя к удобным формам данной деятельности случайно и путём многих временных затрат.

Преподаватели естественных дисциплин считают, что  использование ИКТ позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее [28]. С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации. Задачи, которые они ставят перед собой, вполне понятны и разрешимы:

  • создание банка учебных программ, которые можно использовать на урок;
  • осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
  • передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;
  • сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;
  • повышение качества обучения [29].

Учителя  знают, что  некоторые темы с большим трудом усваиваются учащимися. При этом огромную важность приобретает укрепление обратной связи в системе учитель  – ученик, практически разрушенную  в связи с отнесением биологии  и географии к разряду «устных предметов». Учащимся нужно освоить большее количество терминов имеющих латинские, греческие и английские корни, часто трудные для учащихся, понять процессы деления клетки, оплодотворения, фотосинтеза, принцип работы органов и систем органов животных, закономерности эволюции и экологических процессов. Использование ИКТ на уроке может решить многие проблемы, при этом процесс усвоения материала будет протекать более эффективно.

География очень часто  опирается на статистический материал. Использование ИКТ в данном случае (хотя бы в таблицах Excel) помогло бы отобразить статистический материал наглядно и в полном объеме.  То же самое касается работ с картами [32].

Что касается гуманитарных дисциплин, то зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы помогают ИКТ.  Используя ИКТ в  обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:

  • эффективное обучение на основе научно разработанной программы;
  • обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

С каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. Учителей гуманитарных дисциплин  приводит в компьютерный класс прежде всего возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Им нужна помощь в овладении навыками этой деятельности.

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения