Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации  труда учителей и администрации  школы, нацелены на достижение главной  цели - максимального высвобождения  педагогов от выполнения рутинных и  трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками. Благодаря использованию таких средств и технологий у учителя высвобождается время и силы, которые он может посвятить собственному профессиональному росту, разработке новых учебных и методических материалов и, конечно же, дополнительному обучению и воспитанию школьников.

    1. Информационное обеспечение вспомогательных процессов.

 

Средства ИКТ  в работе библиотеки.

Существенной областью применения современных информационных и коммуникационных технологий в  деятельности учреждений общего среднего образования являются школьные и другие библиотеки, используемые учителями и школьниками.

От качества информационного  и телекоммуникационного обеспечения  библиотечных ресурсов и степени  их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов.

Библиотека, входящая в  состав любого учебного заведения, всегда представляет собой каталогизированное хранилище информации и знаний и призвана решать следующие основные задачи:

    • накопление знаний - сбор и обработка информации на различных материальных носителях;
    • архивирование знаний - долговременное хранение информации;
    • библиографирование знаний - описание источников информации и обеспечение быстрого и многоаспектного поиска необходимых сведений;
    • перенос знаний в пространстве - распространение информации;
    • трансляция знаний во времени - и передача знаний через поколения за счет хранения источников информации [1].

До последнего времени  в основе работы большинства школьных библиотек лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства ИКТ должны поднять качество работы библиотеки учебного заведения на принципиально более высокий уровень [22].

Разработка соответствующих  информационных ресурсов должна удовлетворять  нескольким методологическим принципам, таким как:

    • принцип комплексности, предполагающий исследование информационного пространства школы в социально-культурном контексте и в рамках различных научных дисциплин: социологии, педагогики, библиотековедения, информатики, культурологии, теории документальных и информационных потоков;
    • гуманитарный принцип, позволяющий решать проблемы социального партнерства библиотека - общество, библиотека - школа, библиотекарь - читатель;
    • принцип оптимального соотношения ценностных ориентаций человека и конкретной национальной, культурной и образовательной среды территории, оказывающей важнейшее влияние на развитие интеллектуального потенциала как общества и школы, так и отдельной личности.

Можно выделить два основных технологических этапа, выполнение которых обеспечит информатизацию деятельности библиотеки.

Первый этап, теоретический, подразумевает системный анализ, концептуальное осмысление структуры, направлений развития внешних и внутренних информационных связей библиотеки и конкретного учебного заведения.

Второй этап, технический, заключается в построении информационно-библиотечной системы, обеспечивающей хранение информации, поиск и связь отдельных подсистем в соответствии с выработанными теоретическими положениями [1].

Очевидно, что развитие библиотечного обеспечения деятельности системы общего среднего образования  и, тем более, построение соответствующих средств ИКТ должно происходить с учетом всей специфики образовательного процесса школы.

Средства ИКТ позволяют  существенно расширить информационный фонд любой библиотеки. Под электронным  информационным фондом библиотеки понимается совокупность текстов на электронных носителях. Это могут быть полнотекстовые базы данных, генерируемые самой библиотекой, или информационные материалы и ресурсы, покупаемые учебным заведением и хранящиеся в библиотеке на CD-ROM, сервере, в форме фонда дискет или в иной форме. Кроме того, современная библиотека может и должна использовать для целей обслуживания своих читателей те полнотекстовые ресурсы и их фрагменты, которые имеются в других вузах, библиотеках, других организациях или в открытом доступе локальных и глобальных информационных компьютерных сетей.

Технология разработки и постоянного совершенствования  средств информатизации должна разрабатываться  одновременно с созданием электронного информационного библиотечного  фонда и обеспечивать создание эквивалентного электронного справочно-поискового аппарата такого фонда.

Электронный справочно-поисковый  аппарат библиотеки учебного заведения  должен:

    • отражать различные части и тематические срезы хранимого библиотечного фонда,
    • предоставлять всем читателям возможность ориентироваться в мировых информационно-библиографических ресурсах,
    • обеспечивать читателям быстрый, комфортный и исчерпывающий поиск в информационных ресурсах библиотеки в режиме удаленного доступа.

 

Информационные  технологии в работе с родителями

Необходимо оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения, использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников

Число школьников, один или  оба родителей которых имеют  доступ к информационным ресурсам и  сервисам сети Интернет, растет в геометрической прогрессии [23]. Использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Как правило, виртуальные  контакты родителей со школой и родителей  между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности  и взаимной связи учебных и  воспитательных воздействий, реализуемых  в школе и дома.

 

Автоматизация системы охраны школы.

Существующая в школе  система охраны на настоящий момент уже не удовлетворяет современным  требованиям, предъявляемым к этой сфере деятельности учебного заведения. Кроме традиционных функций «открывания-закрывания дверей» и «тревожной кнопки» нынешняя ситуация требует оснащения системой контроля доступа, позволяющей в значительной мере сократить акты вандализма, усилить контроль за террористической опасностью и предотвратить возможные правонарушения на территории школы.

1. Система контроля  доступа должна обеспечивать:

  • ведение отчетов о посещении учащимися колледжа, прогулах и опозданиях.

2. Система охранно-пожарной  сигнализации должна обеспечивать:

  • контроль пожарных датчиков, датчиков разбития стекла, датчиков открытия окон во всех помещениях колледжа;
  • разделение датчиков на группы, и возможность постановки или снятия с охраны как всех групп одновременно, так и по отдельности;
  • ведение отчетов о событиях, произошедших с системой (дата и время постановки или снятия с охраны, сработке датчиков, открытия бокса контроллера).

3. Система видеонаблюдения  должна обеспечивать:

  • внутреннее видеонаблюдение в реальном времени всех аудиторий и коридоров колледжа;
  • цифровую запись потока видео, поступающего с видеокамер.

4. Система автоматизации должна обеспечивать:

  • управление системой вентиляции и кондиционирования;
  • управление системой освещения.

 

Информационные  технологии в системе школьного  питания.

Система школьного питания, основанная на информационных технологиях, должна помочь уйти от нынешнего во многом основанного на бумажном документообороте процесса. Она должна быть предназначена для всестороннего информационного освещения и учёта движения сырья и готовой продукции, расходования бюджетных средств на всех этапах организации питания учащихся. Указанная задача может быть достигнута последовательным решением следующего ряда задач:

- контроля качества  и безопасности сырья и готовой  продукции, используемой в школьном  питании; 

- контроля эффективности  расходования бюджетных средств и своевременности расчетов за поставленную продукцию;

- контроля дневных  рационов, энергетической ценности  и содержания полезных веществ  в рационах учащихся;

- мониторинга состояния  материально-технической базы в  системе школьного питания; 

- предоставления информации контролирующим и проверяющим органам в режиме запросов.

 

Автоматизация деятельности медицинской системы  школы

В настоящее время  в стране увеличивается заболеваемость среди детского и взрослого населения, сокращается продолжительность  жизни, что во многом обусловлено сложными экономическими и экологическими условиями. Влияние данных факторов на развитие человека привело к серьезным последствиям, и прежде всего к резкому возрастанию количества детей с аномалиями в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов [26], среди школьников России такие дети составляют 70-80 %. Сегодня лишь 4 -10 % выпускников общеобразовательных школ могут считаться абсолютно здоровыми [8].

В связи с этим возникает  необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий. Современный уровень развития вычислительной техники создает благоприятные условия для решения данной проблемы.

Компьютерные программы, обеспечивающие оценку и коррекцию физического и психологического состояния и функциональных возможностей организма, должны обеспечивать:

1) программу по оценке  и коррекции развития школьников;

2) компьютерную программу  по оценке физической и психологической  работоспособности; 

3) программу по оценке и коррекции физического здоровья школьников;

4) компьютерную программу  по оценке и коррекции физической  подготовленности школьников[26].

 

Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности школы.

Финансовая деятельность в бюджетных организациях, в том числе в образовательных учреждениях, имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, регламентируемые инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

- организацию учета  в разрезе статей бюджетной  классификации; 

- контроль исполнения  сметы расходов;

- выделение в учете  кассовых и фактических расходов;

- отраслевые особенности  учета в учреждениях бюджетной  сферы (здравоохранения, образования,  науки)[8].

Специфические особенности  учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить  общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов. Бухгалтерский учет в МОУ СОШ №16 ведётся согласно инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 10.02.2006г. № 25-н и приказу Минфина РФ №168 от 08.12.2006 [25].  с помощью конфигурации «1C:Бухгалтерия 7.7 Стандартная версия», 1С:Предприятие 7.7. Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных организаций" и 1С:Зарплата и Кадры 7.7. Базовая версия. Программа «1C:Бухгалтерия 7.7 Стандартная версия» предназначена для ведения автоматизированного бухгалтерского учета на предприятии. Стандартная версия в полном объеме поддерживает «Типовую конфигурацию» 1C:Бухгалтерия 7.7, содержащую стандартный план счетов, набор справочников, документов и отчетов. Стандартная версия также полностью поддерживает конфигурацию, выпускаемую для автоматизации учета в бюджетных организациях. Эта система позволяет справиться с поставленными задачами, но не учитывает все нюансы расчета оплаты труда сотрудников образовательных учреждений.

    1. Структура информационной системы школы

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения