Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы. В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Они прочно обосновались в каждой школе. И поэтому сегодня остро встает вопрос о переходе  на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Целью данной работы является разработка единой информационной системы школы, автоматизирующей деятельность участников образовательного процесса по многим направлениям, что позволит перейти на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы.

Объект исследования – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города Пятигорска.

Предмет исследования – информационная система в школе,  которая нуждается в модернизации.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

Проанализирована деятельность школы, определены направления деятельности, структура и схемы управления предприятием, основные процессы деятельности;

    • Проанализирована существующая информационная система;
    • Осуществлен анализ рынка существующих информационных систем образования;
    • Исследованы возможности программного продукта «1С: Хронограф Школа»;
    • Определена примерная стоимость модернизации информационной системы;
    • Созданы наброски фрагментов информационной системы школы на платформе «1С: Хронограф Школа»;
    • Рассмотрены вопросы информационной безопасности;
    • Рассмотрена безопасность и санитарно-гигиенические условия труда на рабочем месте пользователя ПЭВМ.

Степень разработанности  проблемы: Процесс информатизации образования в настоящее время затронул все аспекты учебно-воспитательного процесса и деятельности школы как образовательного учреждения. В качестве основных работ в области информатизации образования можно выделить труды Ваграменко Я.А., Жданова С.А., Захаровой Т.Б., Козлова О.А., Колина К.К., Кравцовой А.Ю., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Панюковой СВ., Ракитиной Е.А., Роберт И.В., Румянцева И.А., Софроновой Н.В., Стадника Н.М., Хеннера Е.К., Щербакова М.А. и др. В этих работах отмечается, что важными отличительными чертами современного этапа информатизации общего среднего образования являются: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе локальных и глобальной сетей в деятельности учителя и ученика; тенденции изменения классно-урочной системы при использовании средств ИКТ; внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, основанных на активных методах обучения и коллективных формах работы учащихся; создание и функционирование единого информационного образовательного пространства на уровне школы, региона, страны.

Новизна дипломной работы заключается в том, что модернизация информационной системы Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 города Пятигорска с помощью системы программы «1С: Хронограф Школа» будет предложена впервые.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть применены в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 16 города Пятигорска.

Положения к защите.

1. Информатизация образовательного  процесса в школе направлена  на обеспечение эффективного функционирования, совершенствование всех сторон образовательного процесса на основе оптимального использования средств информационно-коммуникационных технологий.

2. Методы автоматизации образовательной  деятельности в исследуемом объекте  недостаточно эффективны, что приводит к необходимости разработки информационной системы школы.

3. Существующие программные  решения позволяют сделать выбор,  наиболее подходящий по затратам  и функциональным возможностям. МОУ СОШ может подойти система  «1С:ХроноГраф Школа».

 

  1. Описание образовательного учреждения

    1. Описание объекта исследования

Муниципальное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа № 16 города Пятигорска стремится  соответствовать быстро меняющейся жизни.  Выпускник МОУ СОШ № 16 – это личность, готовая к самостоятельной деятельности и активному участию в жизни общества. Инструментом социальной адаптации является изучение экономики.

Цель этой работы –  формирование личности, владеющей такими основными способами познания экономических  явлений и принятия решений, которые обуславливают быструю адаптацию к новым экономическим требованиям.

В течение 12 лет в школе  накапливался опыт экономического образования  учащихся, 7 лет успешно функционировала  городская экспериментальная площадка по разработке проблемы «Внедрение непрерывного экономического образования в общеобразовательной школе» [7]. В настоящее время работает городская педагогическая площадка.

В рамках ее работы организованы занятия детей по программе «Школа – ВУЗ» совместно с Институтом экономики и управления  «Школа молодого экономиста».

 К 2009 году сложилось  образовательное сообщество по  внедрению непрерывного экономического  образования. На данный момент  оно включает в себя:

МОУ СОШ № 16;

Институт экономики  и управления;

Центр развития персонала «Бизнес – класс»;

Российский государственный  торгово-экономический университет;

Региональный центр  «Достижения молодых»;

Санкт – Петербургская  международная ассоциация дополнительного  образования (МАДО) [7].

 Результаты сотрудничества:

    • ежегодные совместные конференции;
    • разработка и защита рефератов учащихся по экономической проблематике;
    • оформление учащимся именных сертификатов, подтверждающих их работу в экономическом направлении;
    • ежегодные межвузовские конференции.

Школа тесно сотрудничает  с Центром развития персонала «Бизнес – класс».

В МОУ средней общеобразовательной  школе № 16 обучалось в 2008-2009 учебном  году  750 учащихся, из них I  ступень  – 239 человек, II ступень – 384,   III ступень – 125.

В школе функционировало  29 классов.

Школу окончили на 2 ступени  обучения – 104 человека,

на 3 ступени обучения – 60 человек, в том числе с золотыми медалями 3 человек, с серебряными  медалями – 4 человека.

По итогам года на «4»  и «5» закончили год 281 человек, из них на «отлично» - 66 человек.  Качество – 38,4% , обученность – 99,7%.

 В 2009 году государственная  (итоговая) аттестация учащихся  11-х классов по русскому языку  проводилась  в форме ЕГЭ.

При  содействии регионального  центра «Достижения молодых» школа  работает в системе непрерывного экономического образования, реализуя программы «Семь шагов в мир экономики»: «Наши семьи», «Наш микрорайон», «Наш регион», «Наш мир», «Личная экономика» для младшего и среднего школьного возраста и «Прикладная экономика» для старшеклассников. Преподавание  экономики ведётся с 1 по 11 классы.

В рамках предпрофильной подготовки ведутся спецкурсы: твоя профессиональная карьера, информационные технологии, мировая художественная культура.

Большое внимание  уделяется  профилактике детского – дорожного травматизма и противопожарной безопасности. Традиционно проводятся конкурсы «Будьте осторожны и внимательны», «Азбука пешеходов», соревнования велосипедистов, выставки рисунков и плакатов, экскурсии по микрорайону,  практические занятия в школьном  автогородке [7].

Таким образом, МОУ СОШ № 16 города Пятигорска стремится соответствовать требованиям, предъявляемым современным этапом развития общества к образовательным учреждениям, в частности, обращая особое внимание на экономическое образование учащихся.

    1. Организация деятельности школы

      1. Образовательная деятельность и образовательный процесс

Школа создает условия  для реализации права на получение  общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней. Деятельность школы направлена на:

    • формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
    • достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы;
    • адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
    • воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    • формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни [56].

Школа несет ответственность  за качество образования и его  соответствие государственным образовательным  стандартам, за адекватность применяемых  форм, методов и средств организации  образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Она также создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, обеспечивает им медицинское обслуживание, занятия физкультурой и спортом и двухразовое питание в специальных помещениях. В рамках этого проводится диагностика состояния здоровья учащихся, работает спецмедгруппа  (СМГ) для детей с ослабленным здоровьем и контролируется качество питания: витаминизация блюд, закладка продуктов питания, кулинарная обработка, выход блюд, вкусовые качества пищи, санитарное состояние пищеблока, правильность хранения, соблюдение сроков реализации продуктов; всё это регламентируется многочисленными инструкциями и правилами, зачастую на бумажных носителях, которые необходимо знать, своевременно выполнять и контролировать.

Школа реализует общеобразовательные  программы: начального общего, основного  и среднего (полного) общего образования  и общего образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Содержание общего образования в школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Качество и своевременность разработки самостоятельных программ во многом зависит от знаний, опыта и информированности педагогов [56].

Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом (что требует разбивки содержания образовательной программы  по учебным курсам, по дисциплинам  и по годам обучения),  расписаниями занятий, которые самостоятельно разрабатывает и утверждает педагогический коллектив (как правило, вручную), а также годовым календарным учебным графиком. При этом приходится учитывать, что школа работает по графику шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, в одну смену. Учебные занятия в 1 классе проводятся в режиме пятидневной учебной недели; продолжительность урока (академического часа) составляет 35 минут, в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не более 40 минут; в оздоровительных целях для учащихся применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. Продолжительность урока (академического часа) во II-XI классах не более 45 минут. Перемены между уроками – две по 20 минут, остальные - по 10 минут. При наличии в школе двухсменных занятий во II смене не могут обучаться учащиеся 1-х, 9-х и 11-х классов [7].

При проведении занятий  по иностранному языку, трудовому обучению 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий), в 10-11 классах допускается деление класса на две группы при наполняемости не менее 20 человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1-4 классов при изучении иностранного языка. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий в специальных (коррекционных) классах класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а так же вид коррекционного обучения. Учебный год в школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Всё это требуется предусмотреть и оптимально согласовать при составлении программ, расписаний и графиков.

      1. Участники образовательного процесса

Участниками образовательного процесса в школе являются обучающиеся, педагогические работники школы, родители. Педагогические работники школы имеют право: а) на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся; б) на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; в) на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации; г) на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, иные меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; д) на длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы; е) на дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в регионе педагогическим работникам школы [39]

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения