Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

которые меняются в связи с изменением независимых переменных и поэтому квалифицируются как следствия. В социокоммуникации в качестве независимых переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка и т.д.; в качестве зависимых - ситуативная вариативность, виды используемых вербальных и невербальных знаков и

т.п.

Социолингвистика предлагает в качестве метода исследования социальной коммуникации дискурс- анализ с целью  выявления коммуникативных средств, используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки, а также изучения влияния социальных характеристик участников, таких как статус, роль, возраст, этническая принадлежность, профессия, на протекание вербальной коммуникации. Фактически это лабораторный метод исследования, где ответы

интерпретирует сам  исследователь. Актуальной проблемой  социолингвистики является также изучение коммуникативных барьеров (языковых, культурных и др.), затрудняющих процесс  коммуникации. Исследуя коммуникативные  барьеры, социолингвистика выходит на решение ряда практических проблем: эмиграции, межкультурной коммуникации в многонациональных государствах и т.д.

Еще одним методом, используемым в теории коммуникации, является метод  экспертных оценок, который служит для получения первичных эмпирических данных. Проводится опрос специально отобранной группы экспертов (обычно 5- 7 человек) с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Однако, полагают, что этот способ получения информации не очень надежен, так как ограничен личным опытом и не

представляет информацию в полном объеме.

Метод наблюдения реализуется  как в лабораторных, так и в  полевых условиях эксперимента. Цель полевого эксперимента состоит в  том, чтобы установить, как говорят люди в естественных условиях, какие используют коммуникативные средства в различных речевых ситуациях и т.д. Недостатками этого метода являются трудности психологического плана, когда открытое наблюдение приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, а также степень репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных экспериментов.

Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии и  вполне приложим в теории коммуникации. Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовый опрос

через анкетирование  невозможен. Тестирование иногда проводят дважды - на начальном этапе с  диагностирующей целью, и в конце  исследования, где оно играет верификационную  функцию. Различают формальные и неформальные ситуации тестирования. К формальному типу относят задания в форме выбора вариантов ответов на заданные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия.

Из инструментария социально- психологических исследований в  теории коммуникации применяют метод  социометрии при изучении малых  групп с целью диагностики  межличностных отношений их членов с перспективой их изменения и оптимизации. Процедура социометрического измерения предполагает проведение опроса всех членов группы для установления их

отношения друг к другу. Результаты опроса обрабатываются с 

использованием количественных

индексов, которые отражают характер внутригрупповых отношений и

показывают степень  сплоченности группы. К числу недостатков  данного метода относят следующие: невозможность выявления мотивов  при выборе ответов; вероятность  искажения результатов из-за неискренности  ответов испытуемых.

Методы, используемые на втором этапе исследования, имеют другое целевое назначение - обработку полученных данных, установление зависимостей

количественных и качественных показателей анализа и их интерпретацию. Особое место в системе методов  второго этапа исследования занимает контент-анализ. Это экспериментальный метод, в первую очередь рассчитанный на изучение деятельности СМИ путем

систематической числовой обработки, оценки и интерпретации  формы и содержания сообщения  информационного источника, своеобразный качественно- количественный анализ содержания текстового материала, фонограмм, аудио- и видеозаписей. Данные, получаемые с помощью контент-анализа выявляют роль СМИ в формировании вкусов, предпочтений, мнений различных социально-демографических и профессиональных групп, их отношение к тем или иным процессам в области политики, экономики, культурной и социальной жизни. Принято различать содержательный и структурный контент-анализ.

Интент-анализ - метод, с  помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Данный метод разрабатывается в рамках психологии и исходит из того, что человеческая речь

представляет преднамеренное действие. Соответственно намерение (интенция) что- либо высказать, связанное с  определенным содержанием мысли  или чувством, лежит в основе практически каждого речевого акта.

На заключительном этапе  исследования социальной коммуникации используются методы тестирования и  шкалирования. При тестировании используется тот же материал, который был дан  в первичном, диагностирующем тесте. Метод импликационных шкал (шкалирование) представляет собой наглядную форму измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по степени

количества или интенсивности  признаков. Простые шкалы представляют однозначную оценку того или иного признака. Серия шкал (так называемая «батарея») может быть преобразована в единую шкалу значений отдельных признаков. Иногда практикуется панельный метод, или метод повторного

опроса с целью проверки или уточнения данных первичного опроса. Но при этом должны быть сохранены те же условия, что практически трудно осуществить, особенно при большом временном разрыве.

Перечисленные выше методы являются одними из наиболее широко используемых в теории коммуникации. Однако, следует  иметь в виду, что каждый метод приметается не изолированно, не сам по себе, а в сочетании с другими методами. Следовательно, конечный результат определяется во многом тем, насколько умело и эффективно используется эвристический потенциал того или иного метода и всех методов в их взаимосвязи.

7.Функции теории коммуникации.

Функции теории коммуникации. К числу важнейших функций  теории

коммуникации относятся  следующие:

• Познавательная функция  направлена на разработку и объяснение основных процессов и механизмов коммуникации в природе и обществе в целом, а также в определении характерных черт коммуникации в каждой из ее специфических областей. Данная функция дает ответы на следующие вопросы: что представляет собой коммуникативная реальность? В силу каких причин происходят те или иные коммуникативные явления? Почему им присущи эти, а не иные особенности?

• Методологическая функция  состоит в разработке эффективных  способов научного познания и изучения коммуникативной реальности. Применение этой функции опирается на общенаучные  и частнонаучные методы и

приемы, используемые в  ходе теоретического и эмпирического  анализа коммуникативных явлений  в природе и обществе.

• Прогностическая функция  предполагает определение перспектив развития социальной коммуникации, моделирование  коммуникативных процессов в обществе с целью определения их вероятных последствий и результатов, а также проведение научных экспертиз вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

• Практическая (инструментальная) функция  позволяет решать проблемы оптимизации процесса коммуникации, повышения ее эффективности, учета объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса, организации и регуляции социальных процессов посредством коммуникации. Перечисленные функции отражают

практический характер теории коммуникации как научной дисциплины.

8.Проблема коммуникации в античной  культуре (деятельность софистов, Сократа,  Платона, Аристотеля, Цицерона)

Софистами называли себя первые греческие учителя, которые  учили искусству убеждать,

красиво говорить, правильно 

аргументировать свои мысли, а главное — искусству опровергать  суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. Наибольший вклад в ее развитие внес софист Горгий (V—IV вв. до н.э.). Разделяя основной тезис своей школы, согласно которому нет ничего устойчивого в мире и, следовательно, нет абсолютной истины и все относительно (относительны и моральные принципы — моральный релятивизм), он полагал, что только слово абсолютно, коль скоро оно автономно и не связано с бытием.

В своей онтологической независимости 

слово всеядно, открыто  и готово ко всему.

Теоретическое открытие Горгия состояло в обнаружении слова  как носителя убеждения, верования  и внушения, невзирая

на его истинность или ложность. Риторика как искусство убеждения, использующее возможности слова, в Древней Греции

имела огромное значение для политиков. Политика называли ритором, способным убеждать судей в трибуналах, советников в Совете, членов народного  собрания и просто

граждан.

Сократ (469—399 до н.э.) положил  начало моральной философии. В центре его внимания стояла проблема человека и его 

сущности. Человек у  Сократа прежде всего 

существо моральное. На вопрос, что делает

его таким, мыслитель  отвечает: существуют моральные качества, общие для всех людей (тезис, направленный против морального релятивизма софистов), которые делают человека добродетельным и способным

жить в обществе. Чтобы  ориентироваться в мире, человек  должен познать себя как общественное и нравственное существо.

В своих дискуссиях философ  вырабатывает так называемый сократический  метод диалектики как способа  рассуждения. Суть

его заключается в  том, что в диалоге, в форме  вопросов и ответов, необходимо

раскрыть противоречия во взглядах собеседника через столкновение различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью достижения истины. Таким образом,

диалектика Сократа  совпадает с диалогом (диа-логос). Составной частью его диалектики является метод майэвтики (букв, «повивальное искусство») — искусство,

помогающее знанию, которое, по Сократу,

уже имеется в разуме человека, проявиться

в ходе диалога.

Платон (427—347 до н.э.), как  и Сократ,

противопоставляет этику  риторике. Его 

отношение к риторике ярче всего проявляется в диалоге  «Горгий». Согласно Платону, риторика (как искусство афинских политиков и их учителей) есть всего лишь

угодничество, лесть, подхалимаж, фальсификация истины. Претендуя  на то, чтобы убеждать всех во всем, не имея ни малейшего представления  об истинном, подобно искусству, создающему фантазии,

риторика занята произведением  суетных уверений и иллюзорных верований. Ритор - это тот, кто, будучи несведущим, имеет обыкновение показывать себя публично более убежденным, чем действительно  сведущий, играя на чувствах и страстях

толпы.

Риторика (как и искусство) спекулирует на

худших сторонах души — на ее

легковерности и непостоянстве. В этом

смысле ритор еще  дальше, чем артист и художник, отстоит  от верного пути, ибо 

злонамеренно и сознательно  создает фантазмы и подобия истины, чего не делают

люди искусства. Это  горькое суждение- приговор риторике, заявленное в «Горгий», несколько  смягчено в «Федре», где 

признаны права искусства  дискурса, т.е.

риторики, если она служит истине, путь к которой лежит через  познание вещей, души,

диалектики.

Следует отметить, что  у Сократа и Платона сама философская  рефлексия выступила в форме  диалога, т.е. интеллектуального общения  людей, самостоятельно и по-

разному мыслящих.

Аристотель (384—322 до н.э.), как и его учитель Платон, был твердо убежден, что

исследовать истину, культивировать знания — это задача философии, а  задача риторики — убеждать или, точнее, выяснять средства и методы эффективного убеждения.

Аристотель создал трактат  «Риторика»,

который одновременно является и практическим учебным руководством (им, кстати, пользуются и сегодня), и

аналитическим сочинением.

Риторика, по Аристотелю, не просто «методология убеждения», но искусство 

анализа и определения  процессов, ведущих к завоеванию умов. Формально риторика близка логике и особенно — диалектике. Последняя, не имея научного фундамента,

опирается на мнения, разделяемые  всеми или большей частью людей. Так и риторика изучает способы, с помощью которых люди советуют, обвиняют, защищаются,

восхваляют, используя  в качестве аргументов не исходные посылки, обязательные для

научного дискурса, а  распространенные убеждения.

В своих трактатах  «Поэтика», «Категории», «Аналитики» (пер-.вая  и вторая) Аристотель

рассматривает разные виды речи — поэзию

и прозу.

Если предметом «Риторики» является главным образом официальная публичная речь (показательная, судебная, совещательная), то «Поэтика» посвящена художественной речи (эпосу, лирике, драме, разделяющейся на комедию и трагедию), а «Аналитики» — фигурам речи (правилам ее построения).

Цицерон (106-43 до н.э.) продолжил  греческую традицию платоновской Академии и школы Аристотеля (Ликей). Римский  оратор и государственный деятель, теоретик риторики (трактат «Об ораторе»), классик латинской художественной и философской прозы, он создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую терминологию, которая, будучи развита Сенекой и другими латиноязычными философами, вошла в

средневековую ла-тиноязычную  культуру, а 

через нее и в новые  национальные европейские языки, вытеснив в ряде случаев

исконную греческую  терминологию.

Взгляды Цицерона на риторику отличаются большей широтой, нежели взгляды его 

предшественников. В них  нет жесткого

противопоставления этики  риторике. По его мнению, предмет  риторики может быть понят и как структура любой речи на любую тему (в любой области знания или умения), и

как искусство передавать свои знания с помощью речи (педагогика). Иное дело речевая практика оратора  — гражданский 

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"