Шпаргалка по Социальной Коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

1.Коммуникация как объект научного исследования. Коммуникация (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, форма связи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени».

Файлы: 1 файл

0502463_2D69C_otvety_na_ekzamen_po_osnovam_teorii_kommunikacii.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

1.Коммуникация как объект научного исследования. Коммуникация (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, форма связи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». Конецкая  определяет коммуникацию как «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств». Коммуникация является объектом изучения многих наук: философии (взаимосвязь и взаимозависимость явлений и процессов действительности), социологии (изучает МЫ), психологии (изучает Я, взаимосвязь людей), политологии (полит.процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики), лингвистики (вербальная коммуникация), биологии (поведение и коммуникация животных (этология)) и ряда других дисциплин гуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов.

Значение  понятия «коммуникации»:• универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; • техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации; • биологическое, широко используемое в биологии. При исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.; • социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

Таким образом, теория коммуникации вписывается в современную систему научных знаний как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.

 

2. Виды, уровни и формы коммуникации. Коммуникации - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации - это устные и письменные сообщения. По данным А. Пиза передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 10 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 35 %, за счет невербальных средств - 55 %. Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному - отношение к партнёру по общению. Трансакционный анализ (предложеннный Берном) показывает, что эффективность коммуникаций зависит от состояния его участников. Трансакции - это единица общения, состоящая на коммуникационных стимула и ответа. Берн описал Три "Я" - состояния (родитель, взрослый и дитя), в которых может находиться каждый человек попеременно: Родитель - уверенность в правоте, авторитетный тон, сознание своего превосходства, желание учить, наказывать, запрещать, разрешать и т. д.  Взрослый - трезвые оценки, контроль за другими состояниями, оценка ситуации, разумные решения, объективная констатация. Ребёнок - эмоции, желания, любознательность, доверчивость, фантазия, несдержанность, активность, недовольство и т.д.   Правильный выбор состояния позволит выбрать эффективную коммуникацию.

 

3. Значение обратной связи в коммуникационных процессах. Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных). Обратная связь – решение коммуникативных задач, реализуемое в реактивных (речевых или неречевых) действиях собеседников. Для установления обратной связи в ситуации устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом:

• активное слушание — слушание-сопереживание;

• слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;

• слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;

• слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях.

Для достижения обратной связи необходимо преодолеть ряд барьеров и помех общения:

• барьеры передачи информации — нечеткое представление инициатором общения предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях, тембр голоса, интонация и т.д.

• барьеры восприятия информации — неподготовленность к разговору на заданную тему, отсутствие навыков осмысления, трансформации, обобщения информационных блоков, неразвитость механизмов вероятностного прогнозирования, плохая память и т.д.;

• объективные помехи в общении - физиологические помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д.

 

4.  Коммуникация и общение. Общение – понятие, давно и прочно утвердившееся в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, психологии, социологии, педагогике и др. Естественно, возникает проблема, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «общение». Данная проблема привлекла внимание многих специалистов. В результате определились следующие подходы к ее разрешению. Первый подход – отождествление двух данных понятий (Выготский, Леонтьев, Парсонс, Черри). состоит по существу в отождествлении двух понятий. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение» (Каган, Андреева) общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений; они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект - объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя (приёмника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Т.о. коммуникация является процессом однонаправленным. Общение, напротив, представляет собой субъект - субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. Третий подход – понятие информационного обмена. Представители считают, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном (словесном) виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация и пр.), но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация».

Таким образом, самым общим  понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким – «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе - «общение».

 

5. Основные этапы развития теории коммуникации. Проблема коммуникации в античной культуре. В 5 в.до н.э. центральной темой для философских рассуждений становится проблема человека. Это было связано с деятельностью софистов и Сократа. Сократ положил начало моральной философии и выработал метод диалектики как способ рассуждения. Платон диалог «Государство» подчёркивал возможность существования отдельного изолированного человека. Платон выводит способы передачи информации: речь и письменность. Аристотель «Природа», «Поэтика», «Категория»... Он был создателем 1-ой схемы процесса общения оратор(кто говорит)→речь(что говорит)→слушатель. Римский гос.деятель Цицерон продолжает греческую традицию платоновской академии и школу Аристотеля. Цицерон – трактат «Об ораторе». Ораторское искусство – это наука и искусство об оформлении мысли в речь, помогающая в любой профессиональной деятельности.

Огромный шаг  на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением христианства. 1.Признание равенства всех людей перед Богом. 2.Поведение человека зависит от него самого. 3.Особое место человека в мире. 4.Христианство провозгласил важнейший принцип человеческих отношений. («Возлюби ближнего своего, как самого себя»).  Возрождение и Новое время приносит понимание человеческого общения, основанного на гуманистическом миросозерцании.

Философские подходы к построению теории коммуникации. На рубеже 18-19вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат важный для теории ком-ии. Вводятся понятие субъект-человек в активно-познавательном отношении к окружающему объективному миру-объекту. Вместо принципа диалогичности (Сократ) в межличностной ком-ии восторжествовал принцип монологичности. Ф.Шлейермахер – представитель нем.романтизма рассматривал общение между людьми как общение между индивидами равными сторонами (субъект-субъектное отношение). Его воззрения стали основой последовательной разработки теории понимания герменевтики. «Искусство постижения чужой индивидуальности». Шлейермахер разработал принцип герменевтического круга (традиционная-часть текста соотносится со всем текстом как целое и текст рассм-ся как часть, а культура как целое).

Семиотика (19в) – направление в рамках философии прагматизма. Уделяет внимание знаковой природе ком-ий, свойствам знаков и знаковых систем. Осн.принципы семиотики сформировал амер.философ Пирс. «Любая мысль – это знак, участвующий в природе языка, мыслить без знаков невозможно».

Философская традиция изучения ком-ии в 20 в.: персонализм (тенденция в философии, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации, экзистинционализм – 20-е годы 20 в. Хайдеггер, Ясперс, Марсель, Камю, Шестов, Бердяев: предмет и цель философии это внутр.мир личности, изолированной от общества, внтур.жизнь человека – продолжение его соц.жизни). Гл.направление-способность человека к ком-ии отличает его от остального сущего, благодаря ей человек может обрести самого себя; аналитическая философия (направление, широко применяющее методы логического и лингвистического анализа языка для решения философских проблем), диалогическая философия (совокупное обозначение различных направление, диалогичное отношение или отношение Я-ТЫ мыслится как фундаментальная характеристика положения человека в мире); герменевтика (получает своё развитие в работах Гуссерля, Шпета, Хайдеггера (искусство толкования).

30-40-е годы 19 в. – позитивизм (Вайсмаа, Рассел) философское направление, всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отд.спец.наук или их синтетического объединения и философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Неопозитивизм – одно из основных направлений философии XX в. Возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки.

Лингвистическая философия в Великобритании, где возникли 2 школы: кембриджская (Муром и Витгейнштейм) и оксфордская (Остин). Сторонники полагают, что объектом анализа должен быть естественный язык. Продолжает развиваться семиотика в трудах Морриса. С т.зр. Морриса ЗНАК-это некий предмет явления события, которое выступает в качестве представителя некого др.предмета и исп-ся для передачи, приобретения, хранения и переработки инф-ии. Синтактика-отношение знаков между собой. Симантика трактует отношения между знаками. Прагматика – отношение знаков с интерпретатором: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.

В 30-40-е годы 20 в. франкфрутская школа (Хабериас «теория коммуникативного действия» - коммуникация – это деятельность, опирающаяся на строгие нормы, признаваемая сообществом живущих вместе людей).

 

6. Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Теории массовой коммуникации в отечественных исследованиях никогда не замыкались исключительно на роли СМИ, хотя они так или иначе посвящены изучению особенностей передачи и восприятия информации при помощи различных каналов и воздействию СМИ на общественное сознание, речевое поведение и мотивы поступков индивидов. Проблемы МК нашли свое отражение в таких интегративных научных дисциплинах, как психолингвистика, социопсихология, социолингвистика, социокоммуникация и др. В психолингвистике рассматриваются пути оптимизации речевого воздействия и возможности их моделирования (А.А. Леонтьев, Е.Ф Тарасов, Ю.А.Сорокин и др.). Проблемой обратной связи в массовой коммуникации углубленно занимается социопсихология, для которой важно выяснение психологических условий, способствующих изменению общественного сознания, понимание связи между социально значимой реакцией получателя и собственно психической структурой его сознания. В социолингвистическом аспекте массовая коммуникация изучается прежде всего в плане особенностей функционирования языка в условиях массовой коммуникации как вида социального общения (В.Г.Костомаров, А.Д.Швейцер, Г.Я.Солганик, М.В.Зарва идр.). В социокоммуникации доминирующим является коммуникативный аспект массовой коммуникации, а информационно-содержательный занимает подчиненное место. К социокоммуникативным проблемам относят следующие: обоснование сущности и функций массовой коммуникации, механизм обратной связи, роль социологических доминант в массовой коммуникации, моделирование массовой коммуникации, специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации. Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на роль СМК. В плане прогнозирования одни ученые предсказывают усиление дифференциации власти над СМК, упадок культурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, поскольку оно будет привязано к своим локальным интересам. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях можно избежать централизованного давления СМК, а интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой. 2 функции СМК: 1)социальная интеграция – объединение общества; 2)социализация – под воздействием СМК создаётся опр.тип личности. «-« стороны деятельности совр.СМИ: создают массовую аудиторию со стандартным потребительским видением мира; мотивы насилия различают общественные нравы и вызывают чувство страха. Теории МК: 1)концепция «волшебное пуле» (подкожная инъекция) тот, кто управляет СМИ, тот управляет обществом; 2)теория аккумуляции (сила и эффективность воздействия СМИ прямо пропорциональна частоте информ.инъекций (чем больше повторяют информацию, тем лучше воспринимают).

 

7. Коммуникативный барьер обычно это всё то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В. Шепель выделяет 6 наиболее явных барьеров: ♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение; ♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами; ♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность; ♦языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта; ♦ профессиональное неприятие - некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта; ♦ неприятие имиджа коммуникатора.

В литературе по психологии принято выделять 4 типа барьеров: ♦ фонетический - невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.; ♦ семантический — различие в системах значений слов; ♦ стилистический - несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению; ♦ логический — сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

В теории коммуникации в качестве оснований классификации  коммуникативных барьеров целесообразно  выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

 

 8. Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем. 2 переменные измерения межличностной ком-ии: открытость в коммуникации и адекватностъ обратной связи. 1ое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия; 2ое измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

Таблица: коммуникационный стиль (КС) индивидов в 1 квадранте может быть определен как открытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида.

2 – КС определяется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него. 3 - КС характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим. 4 - КС связан с защитой себя и характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими. В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является наиболее желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.

Информация о работе Шпаргалка по Социальной Коммуникации