Шпаргалка по Социальной Коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

1.Коммуникация как объект научного исследования. Коммуникация (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, форма связи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени».

Файлы: 1 файл

0502463_2D69C_otvety_na_ekzamen_po_osnovam_teorii_kommunikacii.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

 

9. Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

http://moy-bereg.ru/kommunikativnaya-kultura/kommunikativnaya-kultura.kommunikativnaya-kompetentnost-3.html

 

10. Теории массовой коммуникации в отечественных исследованиях никогда не замыкались исключительно на роли СМИ, хотя они так или иначе посвящены изучению особенностей передачи и восприятия информации при помощи различных каналов и воздействию СМИ на общественное сознание, речевое поведение и мотивы поступков индивидов. Проблемы МК нашли свое отражение в таких интегративных научных дисциплинах, как психолингвистика, социопсихология, социолингвистика, социокоммуникация и др. В психолингвистике рассматриваются пути оптимизации речевого воздействия и возможности их моделирования (А.А. Леонтьев, Е.Ф Тарасов, Ю.А.Сорокин и др.). Проблемой обратной связи в массовой коммуникации углубленно занимается социопсихология, для которой важно выяснение психологических условий, способствующих изменению общественного сознания, понимание связи между социально значимой реакцией получателя и собственно психической структурой его сознания. В социолингвистическом аспекте массовая коммуникация изучается прежде всего в плане особенностей функционирования языка в условиях массовой коммуникации как вида социального общения (В.Г.Костомаров, А.Д.Швейцер, Г.Я.Солганик, М.В.Зарва идр.). В социокоммуникации доминирующим является коммуникативный аспект массовой коммуникации, а информационно-содержательный занимает подчиненное место. К социокоммуникативным проблемам относят следующие: обоснование сущности и функций массовой коммуникации, механизм обратной связи, роль социологических доминант в массовой коммуникации, моделирование массовой коммуникации, специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации. Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на роль СМК. В плане прогнозирования одни ученые предсказывают усиление дифференциации власти над СМК, упадок культурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, поскольку оно будет привязано к своим локальным интересам. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях можно избежать централизованного давления СМК, а интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой.

 

11. Модель двуступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфсльдом и Б. Берельсоном при исследовании массовых коммуникаций. Они обратили внимание на одну весьма любопытную закономерность: воздействие информации, передаваемой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио и телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием «лидеров мнений». Обнаруженный феномен позволил существенно скорректировать деятельность СМИ: стало очевидным, что можно работать с более узкой и более чётко очерченной группой. Это значительно облегчало деятельность массмедиа и одновременно повышало их результативность. Таким образом, вместо одноступенчатой модели, которая была признана методологически недостаточной для объяснения процессов массовой коммуникации, была разработана модель двуступенчатого потока. Согласно этой модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через формальные каналы коммуникации — массмедиа. На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т.е. в межличностном общении.

 

12. Модель Лассуэла (пятизвенная модель). 1948г.(базовая): Кто?(коммуникатор)анализ управления→сообщает что?(сообщение)анализ содержания→по какому каналу?(канал)анализ средств и каналов→кому?(получатель)анализ аудитории→с каким эффектом? 1968г.: Кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? Формула Лассуэла представляет одновременно и модель исследования коммуникационного процесса и развёрнутый план коммуникативного действия. Главный недостаток – отсутствие обратной связи (монологичность).

 

13. Невербальная коммуникация – средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Структурные компоненты НК: 1)кинестетика  - зрительно-воспринимаемый диапазон движений тела, жестов, движения глаз и лица; 2)просодическая структура – тембр, темп, диапазон голоса, экстралингвистическая структура (паузы речевые, психофизиологические реакции (кашель, вздохи, выдохи)); 3)такесика – область невербального поведения, находящаяся под воздействием тактильно-кинестической системы (подергивание нерва, кожа); 4)альфакторная система – обоняние человека. Особенность НК-независимость от семантики речи (Соотношение 3х типов между речевыми и неречевыми сообщениями: 1неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его; 2неречевое сообщение противоречит речевому; 3нереч.сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое). 1.НК призвана усилить эмоц.насыщенность слова. 2.Автономность НК (она существует вместе с речью, как независимая от неё система). 3.Отстаивает приоритет неверб.поведения над вербальным в качестве более эффективного экономичного средства. Информация в результате НК: 1)инф-ия о личности коммуникатора; 2)об отношении участников ком-ии друг к другу; 3)об отношении участников ком-го процесса к самой ситуации.

 

14. Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: 1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её. 2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов. 3. Канал - средство передачи информации. 4. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. 4 этапа коммуникации: 1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с тщательного обдумывания и формулирования идеи или отбора информации. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. 2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать информацию, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав слова, интонации, жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. 3. Передача. На данном этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Это физическая передача сообщения (получатель слышит или видит слова, действия), которую многие люди по ошибке принимают за сам процесс коммуникации. 4. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Получатель сообщения преобразует слова, символы, действия в свои мысли.

 

15. Основные элементы коммуникационного процесса: источник информации – отдельный индивид, группа, общественные институты. Характеристики источника: статус, надёжность, квалификация. Кодирование – это переработка исходной цели сообщения с целью её доведения до адресата. «Технич.подход» Черри код-условное преобразование обычно взаимнооднозначное и обратимое, с помощью к-го сообщения может быть преобразованы из одной системы знаков в другую (напр., азбука Морзе). Бландел, Королько код – представление инф-ии или как набор однозначных правил, посредством которых сообщение может быть представлено в той или иной форме. Декодирование – обратный процесс перевода закодированной информации на язык понятный получателю. Модель кодирования/декодирования инф-ии ХОЛА. Строится на базовых принципах семиотики и структурализма, предполагающих, что любое сообщение конструируется из знаков, которые могут иметь явные, денотивные смыслы и подразумеваемые коннотивные смыслы.  Декодированный смысл не обязательно совпадает с отправленным сообщением. Осн.положения Холла: 1)многообразие смыслов, заложенных в тексте; 2)первичность получаеля в определении смысла посланного сообщения. Сообщение – осмысленная и закодированная определённым образом информация (Маклюэн: «Средство-есть сообщение). Канал – средство, с помощью которого сообщение передаётся от источника к получателю (СМК, межличностная ком-ия). Канал – это маршрут, используемый для передачи информации и сообщения. Каналы: естественные (слух, зрение, аудиозаписи) и технические (телефоны, транспортная, почтовая связь). Получатель информации – кому адресовано. Важное условие – способность получателя вопринимать и декодировать посланное сообщение (воспринимать и интерпретировать). Аудитория ком-ии: массовая (все потребители инф-ии, случайные объединения людей) и специализированная (множество индивидов, объединённых интересами, стилями жизни, общими соц., профес. и др. признаками). Обратная связь – ответная реакция получателя на сообщения источника.

 

 16.Осн.модели коммуникации: модель Лассуэла (ответ №12), модель Шеннона-Уивера (математич.модель) – 1949г. По Шеннону преодоление шумов может быть достигнуто путём использования избыточности сигналов. Понятие избыточности – это повторение элементов сообщения для предотвращения коммуникационной неудачи. Информация-это противоположный термин энтропии (хаос, беспорядок), она есть возможность уменьшения неопределённости. Чем больше инф-ии содержит система, тем выше степень её упорядоченности. Слишком большой объём инф-ии увеличивает степень неопределённости. «+»: появл-ся представление о скорости и кол-ве передаваемой инф-ии. «-»: модель механистична (отражает технич.способ ком-ии), модель абстрагируется от содержания инф-ии; однонаправленный процесс.

Модель де Флёра (циркулярная, обр.связь): ком-ор А(источник/значение1)→передатчик →канал →приёмник→ком-ор Б(получатель/значение2)/ Между каналами ШУМ. Источник1/значение1→ передатчик→канал→ =приёмник→ получатель/значение 2. Данная модель учитывает осн.недостаток линейной модели Шеннона, т.е. отсутствие обр.связи. Она занимает цепочку следования инф-ии от источника до получателя петлёй обр.связи, повторяющей весь путь в обр.направлении.

Модель Шрама (циркулярная модель). !!_В ТЕТРАДИ ПОСМОТРИ СХЕМУ! С точки зрения Шрама ком-ия – это бесконечный двусторонний процесс связи, когда и отправитель и получатель инф-ии в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями, сигналами в результате чего ком-ия превращается в диалог. Модель двуступенчатой ком-ии (ответ №11), модель ИСКП: источник, сообщение, канал, получатель. 1960-Берло. Осн.недостаток – монологичность.

Двухканальная модель речевой ком-ии Морозова: начальный этап (источник речи, говорящий) →средний этап (акустический сигнал)→конечный этап (приёмник, слушатель). Особенность – учёт роли функциональной асимметрии мозга, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции от вербальной. В данной модели разделяются вербальные и невербальные каналы со всех звеньях.

Нелинейная модель ком-ии Ньюкомба: взаимодействие коммуниканта и с коммуникатором осущ-ся как с учётом соц.ситуации, так и без учёта таковой. Общая тенденция ком-ии – стремление к симметрии. Если А и В ориентированы положительно, то их отношение к Х будет стремиться к совпадению, т.е. одинаковая оценка объектов (событий) при одинаковой оценке друг друга (участников ком-ии).

Мозаичная модель Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, грани которых соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации.

 

17. Активное (или рефлексивное) слушание – это обратная связь с говорящим с целью контроля точности восприятия услышанного. Здесь слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Активное слушание - техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, резюмирование. Выяснение — это безоценочная техника, используя которую, мы просим людей о дополнительной информации, исходя как из деловых интересов, так и с целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его. Инструментами выяснения являются вопросы типа «Не повторите ли еще раз», «Уточните, что вы имеете в виду», «Вы что-то еще хотели сказать?» и т.п. Перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Его целью является проверка точности услышанного, а также демонстрация другому человеку того, что его идея или предложение означает для вас. Перефразирование может начинаться словами: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...» При этом важно выбирать только существенные, главные моменты сообщения, смысл и идеи, а не чувства собеседника. Резюмирование — это подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Типичными фразами могут быть следующие: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если подытожить сказанное вами, то...» и т.п.

Приемы активного  слушания: уточнение (чтобы убедиться в точном понимании чувств и мыслей собеседника, слушатель время от времени просит дать дополнительные разъяснения); пересказ/парафраз (слушатель своими словами кратко повторяет изложенное собеседником только что, выделяя и подчеркивая главные на его взгляд идеи и акценты);  Используется и как подведение итогов. Тот, чьи слова были пересказаны, услышав свои идеи со стороны, может их скорректировать; развитие мысли (слушатель подхватывает и продвигает далее ход основной мысли собеседника); сообщение о восприятии (слушатель сообщает своему собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения. Например, «Вы говорите об очень важных для Вас вещах»); сообщение о восприятии себя (слушатель сообщает своему собеседнику о том, как изменилось его состояние в результате слушания. Например, «Меня задели ваши слова».Замечания о ходе беседы. Слушатель сообщает о том, как можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы»).

 

18. Ответ в номерах №14, №15. Коммуникативная деятельность она сказала то же самое, что и коммуникационный процесс.

 

19. Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

- наличием технических  средств, обеспечивающих регулярность, массовость, публичность сообщений,  их социальную актуальность;

- социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

- массовостью аудитории,  которая вследствие ее рассредоточенности  и анонимности требует тщательно  продуманной ценностной ориентации;

- многоканальностью и  возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации;

- отсутствием непосредственной  связи между коммуникатором и  аудиторией в процессе общения.

 

20. Проблема смысла в коммуникации. Известно, что люди могут общаться не только с подобными себе одушевленными субъектами, но и с Богом, с Природой, с компьютерными сетями, и это общение не бессмысленно. Стало быть, источниками смыслов, т. е. коммуникантами в смысловой коммуникации, могут быть не только социализированные личности, владеющие устной и письменной речью, и мы не можем не учитывать этот факт. Проблема смысла, как и проблема идеального, не решена в современной науке и философии. Это — terra incognita нашего познания. В нашу задачу не входит освоение этой "неведомой земли", но без некоторых ее "достопримечательностей" обойтись нельзя. Не будем стремиться к ответу на вопрос: "что такое смысл вообще?" и не будем уточнять смыслы, скрытые в небесной механике, системе кровообращения и моделях атома. Нас интересуют те смыслы, которые содержатся в социально-коммуникационных соотношениях.

Информация о работе Шпаргалка по Социальной Коммуникации