Шпаргалка по Социальной Коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

1.Коммуникация как объект научного исследования. Коммуникация (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, форма связи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени».

Файлы: 1 файл

0502463_2D69C_otvety_na_ekzamen_po_osnovam_teorii_kommunikacii.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

 

28. Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Аксиомы межличностной коммуникации. Американский психолог П.Вацлавик разработал следующие аксиомы межличностной коммуникации: Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации (активность или пассивность, слова или молчание — все это передает информацию: влияет на других людей, которые в свою очередь не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию делает все ситуации, в которые включены два или более человека, межличностными, коммуникационными). Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения (на уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято. Отношение может быть выражено как речевыми приемами, так и невербально с помощью крика, улыбки или других способов. Характер отношений можно ясно понять из контекста, в котором происходит коммуникация. В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание. Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации. Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий (люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Примером патологической коммуникации, вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «никто меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации). Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие (отношения между людьми базируются либо наравенстве, либо на отличии). Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной. Аксиома 6. Коммуникация необратима (иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или поступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно).

 

29. Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировано в 1954 году в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. В межкультурной коммуникации выделяют сферы макрокультуры (типы культуры по континентальному признаку и из-за своей масштабности, например, можно говорить об американской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т.д.) и микрокультуры (многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями).

Типы межкультурной коммуникации на микроуровне: межэтническая коммуникация – это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Свое  культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою   идентичность среди  доминирующей  культуры.  Совместное существование  в  рамках  одного  общества  естественно  приводит  к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями. Контркультурная коммуникация происходит  между представителями материнской культуры  и дочерней  субкультуры и выражается  в  несогласии  дочерней  субкультуры  с  ценностями  и идеалами  материнской.  Характерной  особенностью  этого  уровня коммуникации  является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и  выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих  их  ценностям  большинства. Коммуникация среди социальных классов и групп — основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражается на коммуникации между ними. Коммуникация между представителями различных демографических групп - религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений).

Общение между  людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или  иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы. Коммуникация между городскими и сельскими жителями — основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами населения. Региональная коммуникация — возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например,  жители Москвы испытывают значительные затруднения при общении с представителями Санкт-Петербурга. Москвичей отталкивает нарочито-интеллигентный стиль общения жителей Петербурга, который они считают неискренним. А жители Питера  воспринимают прямой и свободный стиль общения своего соседа как грубость и необразованность. Коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Итак, общей характерной  чертой всех уровней и видов межкультурной  коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей  в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.

 

30. Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа "индивид - группа". В зависимости от степени произвольности индивида группы бывают: открытые/инклюзивные (носит добровольный характер (напр., кружок по вязанию)  и закрытые/эксклюзивные (опр.знания – студенты). По характеру и формам организации деятельности: случайно организованная группа (напр., экскурсионная на основании происшествия); ассоциация (группа друзей), корпорация (семья, объединение происходит на основании только внутр.целей, достижение целей за общий счёт); коллектив (связи и отношения опосредованы общественно-значимыми целями (это высшая степень развития группы); команда (из 2х человек и более, достижение целей и выполнение опр.задач: каждый член команды – высокий профессионал; обладают технич. или функциональными умениями, умениями принимать решения и решать проблемы; интерперсональные умения (умение налаживать контакты).

Типы коммуникантов (в зависимости от способа использования  ком-го потенциала): 1)доминантный (стремление завладеть инициативой); 2)мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации); 3)регидный (испытывает трудности в начале ком-ии, чёток в изложении и логичен); 4)интровертный (не стремится к общению, владеть инициативой, застенчив, скромен в высказываниях).

 

31. Формы деловой коммуникации: беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий. Особенности каждой формы деловой коммуникации определяются следующими критериями: цель проведения; участники; регламент; коммуникативные средства реализации намерений; организация пространственной среды; ожидаемый результат. Деловой разговор – самый распространенный ситуативный контактный метод. Цель такой коммуникации – обмен информацией по конкретному вопросу. Основная цель деловой беседы – обмен информацией. В зависимости от предметного содержания различают деловые беседы следующего содержания: найм и увольнение персонала, «поручение производственного задания», анализ и разрешение конфликтных ситуаций, внедрение новаций, трудовая и производственная дисциплина, улучшение психологического климата в коллективе. Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Пресс-конференция – мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации. Этот вид деловых контактов во многом обеспечивает эффективность взаимодействия с внешней средой. Деловые переговоры – специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий совместный анализ проблем.

 

32. Формы речевой коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. Диалог – форма речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, характеризующаяся ситуативностью (завис-ью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности. Типы диалога: информативный; прескриптивный (содержит просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить предлагаемое д-ие); диалог-обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия); диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений; праздноречивый (это м.б. эмоциональное общение или интеллектуальный разговор). Монолог – форма речи, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отн-ии. Для монолога характерны большая протяжённость реплик, композиционная сложность, смысловая завершённость, большая степень традиционности при выборе языковых средств. К разновидностям речевой ком-ии относят также спор, полемику, дискуссию. Спор-всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, при к-ом каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой наз-ся такой спор, при к-ом имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою т.зр. и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия – публичный спор, целью к-го в отличие от полемики явл-ся выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается наиболее эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

 

33. Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена полит. инф-ей, к-ая структурирует полит.деят-ть и придает ей новое значение. ПК выступает своеобразным соц.-информационным полем политики. Ее значение в полит.жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека. Одно из наиболее полных толкований ПК дано известным французским социологом политики Р.Ж. Шварценбергом. Он определил это понятие как “процесс передачи полит.инф-ии, посредством к-го инф-ия циркулирует м/у различными элементами полит.системы, а также м/у полит. и соц.системами. Непрерывный процесс обмена инф-ей осущ-ся как м/у индивидами, так и м/у управляющими и управляемыми с целью достижения согласия”. Близкое понимание сущности ПК содержится и в российской научной литературе. В ней под ПК понимается “процесс взаимодействия полит.субъектов на основе обмена инф-ей и непосредственного общения, а также средства и способы этого духовного взаимод-я.

Существуют 3 осн. способа  ком-ии: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), СМИ. К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и т.п.). В ПК обыкновенно дело имеют с написанным или произносимым словом, но она м.происходить и при помощи всякого знака, символа и сигнала, посредством к-го передается смысл. Следовательно, к ком-ии надо отнести и символические акты – самые разнообразные, такие как сожжение повестки о призыве в армию, участие в выборах, полит.убийство или отправление каравана судов в плавание по всему свету. В значительной своей части ПК составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средства МК, правительственные информационные агентства или полит.партии. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке соц.общения, от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательного органа.

 

34. Малая группа – небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Осн.признаки: - контактность – возможность взаимодействия каждого с каждым;  - целостность – соц. и психологич. общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое; - стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников; - устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы; - наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля; - удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Оптимальный состав малой группы 5-7 человек, но может доходить до 40 человек. ДИАДА – 2 человека (Зимель) особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия, жёсткость структуры, наличие только одной линии взаимодействия. ТРИАДА – 3 человека. наличием феномена большинства и, следовательно, более оформленного проявления социального начала, системы социальных отношений; а также возможностью создания качественно новой позиции — наблюдателя, что добавляет существенный момент к возникающей системе взаимоотношений.

Информация о работе Шпаргалка по Социальной Коммуникации