Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Умение читать и применять  самому знаки невербальной системы  общения помогут преуспеть не только в деловой сфере, но и в  повседневной жизни.

Элементы: Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается меж-культурный смысл

общения. В этом отношении  важнейшей особенностью невербальной коммуникации

является то, что она  осуществляется с 

помощью всех органов  чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике)

человека. Оно позволяет  оценить позу и 

пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. К невербалике  также относят понимание и

использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации

тесно связаны друг с  другом, они могут 

взаимно дополнять друг друга и вступать в 

противоречие друг с  другом.

28.Понятие о коммуникативной 

компетентности.

Коммуникативная компетентность

рассматривается как  система внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного  взаимодействия. Компетентность в общении 

имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже

время характеристики, исторически  и культурно обусловленные.

Компетентность в общении  предполагает

готовность и умение строить контакт на разной психологической  дистанции – и отстранённой и  близкой. Трудности порой могут  быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно,

независимо от характера  партнёра и своеобразия ситуации. В целом 

компетентность в общении  обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру.

Компетентность во всех видах общения заключается в  достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

Следовательно можно  говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые

помогают полноте самовыражения 

партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью  своей субъективности в общении  связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной 

компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический  прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически  программировать процесс общения,  опираясь на своеобразие коммуникативной 

ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое  управление процессами общения  в коммуникативной ситуации.

29.Коммуникативная компетентность

педагога.

Одной из ключевых компетентностей 

является коммуникативная  компетентность, которая обеспечивает успешную

социализацию, адаптацию  и самореализацию

в современных условиях жизни. Коммуникативная 

компетентностьозначает готовность ставить

и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно 

отстаивать свою точку  зрения в диалоге и в публичном  выступлении на основе признания  разнообразия позиций и 

уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно

актуальна в школе, поскольку  отвечает

возрастным задачам  развития в 

подростковом и юношеском возрасте и

является условием успешного  личностного 

развития школьников.  Коммуникативный компонент педагогического  общения также во многом обусловлен характером взаимоотношения ролей  участников диалога. На ранних этапах педагогического взаимодействия ребёнок ещё не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией, т.к. не имеет достаточных для этого знаний. Педагог выступает носителем человеческого опыта, который воплощён в заложенных в образовательную программу знаниях. Это, однако, не означает, что

педагогическая коммуникация даже на

ранних этапах является односторонним процессом. В современных  условиях

оказывается недостаточным  простое сообщение ученикам информации. Необходимо активизировать их собственные усилия по усвоению знаний. Особую

важность при этом приобретают т.н. активные методы обучения, стимулирующие 

самостоятельное нахождение учащимися необходимой информации и её последующее 

использование применительно  к разнообразным условиям. По мере овладения всё большим массивом данных и формирования способности оперировать ими, учащийся становится равноправным участником учебного диалога, вносящим значительный вклад в коммуникативный обмен.

 Проблемы профессиональной  деятельности 

современного учителя и совершенствования педагогического мастерства особенно актуальны. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть

коммуникативным и компетентным. Понятие профессиональной компетентности

педагога выражает единство его 

теоретической и практической готовности к 

деятельности и характеризует  его профессионализм.

30. Коммуникативные цели, стратегии, 

тактики, намерения, навыки, опыт.

Поведение коммуникантов  в процессе общения преследует определенные цели.Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые 

(в зависимости от  уровня рассмотрения) называют 

коммуникативными стратегиями,

коммуникативными 

тактикамиикоммуникативными  навыками .

Коммуникативной целью называют стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть,

намерение индивида-коммуниканта осуществить  то или иное действие через коммуникативный  акт или с его помощью.

Коммуникативная стратегия – это  часть 

коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели. Стратегия – общая рамка, канва

поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя). Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими

людьми. 

Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения,

рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная  тактика – более мелкий масштаб

рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной  стратегией. Она соотносится не с  коммуникативной целью, а с набором  отдельных коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (задача) –  тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут

использоваться также  невербальные элементы коммуникации (простая  одежда, президент в домашней обстановке и 

свитере и другие приемы имиджмейкерства). Намерение и цель здесь 

разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение  способствует осуществлению общей цели.

Коммуникативный опыт имеет  непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о 

прошлых контекстах и  результатах их употреблений – так  и коммуникативный 

опыт понимается как  совокупность представлений об успешных и неуспешных

коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных  стратегий.

31. Понятие коммуникативной  личности.

Как видовое понятие <коммуникативная 

личность> значительно  шире понятия

<языковая личность>, так как предполагает характеристики, связанные с выбором не только  вербального, но и невербального 

кода коммуникации с  использованием

искусственных и смешанных  коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины.

Коммуникативная личность имеет свои особенности актуализации на разных

уровнях и в разных типах коммуникации.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью  ее индивидуальных свойств и характеристик,

которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей,

когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе

познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные  роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что 

коммуникативная личность включается в

различные дискурсы, например: Чехов как 

писатель и как врач. Один и тот же человек может  быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной  тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы – будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных

ситуациях.

32. Определяющие параметры  для коммуникативной личности.

Определяющими параметрами  для коммуникативной личности являются три:мотивационный, когнитивный и функциональный. 

Мотивационныйпараметропределяетсякомм уникационнымипотребностямии занимает

центральное место в  структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и  коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.). Таковы, в основном, и ‘газетный интернет’(переписка через бесплатные объявления)в Газете с улицы Лизюкова, Сороке и

т.п.

, американскийsmalltalk,осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схемеthree-A principle: answer – add – ask.

На основе коммуникативной  потребности формируетсякоммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной 

личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

Когнитивный параметрвключает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение

осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и 

самоосознание, метакоммуникативные  навыки, способность адекватной оценки

когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и

предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в  значительной мере зависят от совместимости  когнитивных характеристик 

коммуникантов.

Функциональныйпараметрвключает  три 

характеристики,

определяющиекоммуникативнуюкомпетент

ностьиндивида: практическое владение вербальными и невербальными  средствами

для осуществления коммуникативных  функций; умение варьировать 

коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи  с изменением ситуации и условий  общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и

правилами этикета.

Когнитивный параметр в  этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной  потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

33.Коммуникабельность  и харизма. 

Коммуникабельность (от латинского «communicatio» — контакт, связь) —

готовность и умение легко устанавливать,

поддерживать и сохранять  позитивные контакты в общении и  взаимодействии с 

окружающими.

Проявления коммуникабельности в повседневной жизни · Межличностное общение. Человек, которого можно назвать «душой компании», всегда окруженный друзьями – демонстрирует коммуникабельность. · Деловые переговоры. Человек, умеющий находить компромиссы и договариваться с деловыми партнерами – проявляет коммуникабельность. · Дипломатия. Хороший дипломат – всегда человек коммуникабельный; в отсутствии этого качества невозможен успех на дипломатическом поприще. · Конферанс. Ведущие концертов и юбилейных вечеров; ведущие торжеств

любого масштаба –  всегда люди коммуникабельные, умеющие  увлечь и зажечь окружающих. · Социальные сети. Предоставляют бесграничные возможности для людей коммуникабельных, с высоким творческим потенциалом.

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"