Шпаргалка по "Основам теории коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание работы

1. Междисциплинарный характер коммуникативного знания.
2. Объект и предмет теории коммуникации.
3. Функции теории коммуникации
...
30. Коммуникативная компетентность специалиста

Файлы: 1 файл

OTK-ekzamen.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по дисциплине "ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ"

 

  1. Междисциплинарный характер коммуникативного знания. Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. 
    Коммуникация (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: философии (проблемы понимания и интерпретации), социологии (исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. В социологии коммуникации, наряду с межличностной коммуникацией, изучаются социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения), психологии (психологию межличностного взаимодействия, психологию малых групп, межгрупповых взаимоотношений, психологию толпы), лингвистики (проблемами вербальной коммуникации. К лингвистическим дисциплинам примыкает семиотика, изучающая свойства знаков и знаковых систем в обществе Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Развитие технических средств полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информации в большом объеме практически на неограниченные расстояния. Таким образом, теория коммуникации вписывается в современную систему научных знаний как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.
  2. Объект и предмет теории коммуникации.  Объект любой науки – некоторый феномен, явление, процесс или их совокупность, кот. функционируют в окружающей человека природной или соц. реальности в независимости от процесса сознания. Предмет объекта – искусственно сконструированная конструкция, зрительная абстракция, порожденная научным способом освоения. Он рассматривает объект только с одной специфич. стороны, пренебрегая остальными, абстрагирует от них. У разных наук могут совпадать объекты, но никак не предметы. Различные типы научн. дисциплин : 1. Фундаментальные (наиб. общие законы функционирования объекта); 2. прикладные (обращаются к практич. вопросам управления отдельными компонентами). Науки: 1. монопредметные (фундаментальные классические научные дисциплины, возникшие в эпоху дифференциации научных знаний); 2. полипредметные (процессы интеграции, предметом которых являются комплексные феномены, которые сочетают в себе предметные области, кот. принадлежат к различным классическим наукам (экология). Наука о коммуникациях: комплексная, более предметная наука. объект – социально-коммуникативное воздействие между людьми в обществе или процессы соц. взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте.Предмет ТК – сложный комплекс образований, вытекающих из комплексности и многозначности самого феномена соц. ком-ий. Ком-ия – процесс биологического, психологического, социального, политического, культового, языкового взаимодействия, опосредованного средой и технич. устройством.
  3. Функции теории коммуникации   Как и в любой другой области знания, содержание теории коммуникации раскрывается через ее функции. К числу важнейших функций теории коммуникации могут быть отнесены следующие:

• познавательная функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопление полученного исследовательского материала и его систематизацию. Отмеченные процедуры позволяют воспроизвести изучаемый объект, определить его границы, связи и элементы. Вместе с тем они способны дать лишь внешнее, поверхностное представление об объекте, недостаточное для объяснения его глубинных, сущностных черт. Именно поэтому, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимодействия. Эти парадигмы должны быть, с одной стороны, достаточно общими, чтобы охватить и объяснить процессы и механизмы коммуникации в природе и обществе в целом, а с другой — достаточно конкретными, чтобы не упустить из виду характерные черты коммуникации в каждой из ее специфических областей. Таким образом, с помощью познавательной функции ищут ответы на следующие вопросы: что представляет собой коммуникативная реальность? Почему, в силу каких причин происходят те или иные коммуникативные явления? Почему им присущи эти, а не иные особенности?

Очевидно, что научная значимость концептуальных парадигм теории коммуникации находится в прямой зависимости от степени выражения в них реальных, а не воображаемых коммуникативных связей. Их разработка во многом зависит от методологической функции теории коммуникации;

• методологическая функция теории коммуникации состоит, в о -первых, в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени он опирается на общефилософские методы, принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а также на общенаучные и частнонаучные приемы и процедуры, разработанные в ходе теоретического и эмпирического анализа коммуникативных явлений в природе и обществе.

Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований в рамках наук коммуникативного цикла.

Она заключается  в том, что теория коммуникации, поднимая наиболее общие вопросы, выступает  теоретико-методологической основой  для более частных коммуникативных дисциплин. Именно на уровне общей теории возникает и наиболее общая постановка той или иной коммуникативной проблемы и определяются пути ее решения;

• прогностическая функция — одна из важнейших функций теории коммуникации. Она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной коммуникации; во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью определения их вероятных последствий и результатов;

• практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации (с точки зрения выбора канала, объема и скорости передачи информации), выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации (правильного выбора коммуникативных целей и подбора адекватных коммуникативных средств и т.д.), учет объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса (условий среды коммуникации, возможностей используемых средств, специфических характеристик коммуникатора и аудитории и пр.), организация и регуляция социальных процессов посредством коммуникации.

Практически-прикладной характер теории коммуникации находит  свое выражение в повышении ее значимости в профессиональной деятельности. Престиж коммуникатора, специалиста  в области связей с общественностью  в современных условиях становится все более высоким. Растущую потребность в такого рода специалистах испытывают политические, экономические, общественные, культурные институты, средства массовой информации, все структуры, заинтересованные в повышении своей репутации.

Перечисленные функции теории коммуникации отражают не только ее академический статус, но и тесную связь с практической деятельностью. Вследствие осуществления этих функций теория коммуникации выступает как наука действующая, а не умозрительная. Однако важно иметь в виду, что перечисленные функции теории коммуникации не реализуются автоматически. Для этого нужна большая, кропотливая, активная и творческая совместная работа теоретиков и практиков в данной области.

 

  1. Методы теории коммуникации. Конечный результат исследования любых явлений и процессов действительности в большой степени зависит от того, как осуществляется данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Все перечисленное составляет методологическую основу научного исследования.

Общенаучные методы - это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного.

Моделирование — изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Выделяются вербальные (текстовые) модели; математические; информационные модели; графические модели.

Метод моделирования  широко применяется при исследованиях коммуникативных процессов.

Системный подход. При системном подходе объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. Этот подход основан на использовании таких общелогических методов, как анализ — разложение системного целого на разноуровневые по степени сложности составляющие, и синтез — рассмотрение интегральных свойств целостности, которыми составляющие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.

Метод сравнения  представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве -или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные характеристики.

Сравнительно-исторический. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание.

Частнонаучные методы - совокупность способов, исследовательских приемов  и процедур познания, применяемых  в той или иной отрасли науки — механике, физике, химии, биологии

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных.

В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды.

Метод контент-анализа  используется и в теоретических  исследованиях, раскрывающих характер взаимоотношений средств информации и общественных структур.

Метод наблюдения применяется при сборе предварительного материала исследования и контроле полученных эмпирических данных.

С помощью  социометрического метода, его специальных  процедур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

Функции теории коммуникации.

познавательная  функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопление полученного исследовательского материала и его систематизацию, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимодействия.

методологическая  функция теории коммуникации состоит, в о -первых, в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований в рамках наук коммуникативного цикла.

прогностическая функция — она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной коммуникации; во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью определения их вероятных последствий и результатов;

практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса.

 

  1. Законы теории коммуникации, их специфика.  Законы теории коммуникации. Их специфика

Конечная цель исследования коммуникации -- выявление  и формулирование ее законов. Специфика  законов, формулируемых теорией  коммуникации, во многом определяется ее предметом и характеризуется  спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:

а) законы коммуникации носят объективный характер - объективность  законов социальной коммуникации обусловлена  тем, что они раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей;

б) эти законы выражают всеобщий характер информационного  обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем  отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных  частях;

в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных), первые характерны для природных коммуникативных процессов, вторые -- для социальной коммуникации;

г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими  социальными и природными законами-- экономическими, психологическими, политическими, техническими и пр.;

д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий.

Эти законы-условия  гласят:

1) всякая коммуникация  представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного  рода информацией, следовательно,  должно быть не менее двух  сторон - участников коммуникационного  взаимодействия.

2) всякая коммуникация  как информационное взаимодействие  основана на принципе обратной  связи, которая выступает необходимым  условием осуществления коммуникативного  акта ("закон обратной связи");

3) всякая коммуникация  имеет знаковый характер, не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы.

4) "закон минимального  основания": для осуществления  коммуникации необходимо наличие  хотя бы одного общего для  источника и приемника основания  в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Чтобы коммуникация полностью разрушилась, не должно остаться ни одного знака, ни одного правила, общего для приемника и передатчика;

Информация о работе Шпаргалка по "Основам теории коммуникации"