Основы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Содержание работы

Коммуникация в жизни общества………2 стр.
Вербальное общение…………………….3-6 стр.
Визуальное общение…………………….7-9 стр.
Список литературы………………………10 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Коммуникация в жизни общества………2 стр.
  2. Вербальное общение…………………….3-6 стр.
  3. Визуальное общение…………………….7-9 стр.
  4. Список литературы………………………10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Коммуникация  в жизни общества

      Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

      Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Коммуникация у человека протекает в основном в рамках двух основных каналах: вербального и визуального. Именно в этой области чувств у человека оказались более совершенные порождающие и анализирующие аппараты.

 

 

 

 

 

 

 

2.Вербальное общение

      Вначале, конечно, было не слово, а мысль, побуждение или образ. Но, для того, чтобы сделать их понятными, нужно было облечь их в слова. Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения - язык. Язык - это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент коммуникации. Это «могучая, прекрасная и великая» система кодирования, но и она оставляет возможности не только для разрушения, но и для создания барьеров. При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны. При этом большинство людей относится к языку как к воздуху - пользуется им, не замечая его. Язык часто опережает мысли или вообще не подчиняется им. Слово может «сорваться», человек может «ляпнуть» что-то или постоянно «трепать языком», почти не задумываясь о том, что создает этим определенные установки у окружающих, подталкивает их к конкретным реакциям и конкретному поведению - «как аукнется, так откликнется». И отклик этот при грамотном пользовании словами вполне можно прогнозировать заранее и даже формировать.

      Вербальное общение по своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и саморазвитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Здесь более непосредственно проявляются гностические, аффективные и регуляторные (практические) функции общения; с наибольшей полнотой при этом обнаруживается регуляторная функция общения, а также взаимоотношения между партнерами.

      Регуляторная функция направлена на координацию взаимодействий партнеров, согласование индивидуальных мнений, выработку единой позиции в совместной деятельности, где вербальным средствам общения принадлежит ведущая роль. Особенно она существенна при социально-психологическом взаимодействии как процессе интеграции партнеров в группы и коллективы, организации сложных форм социальной деятельности. Здесь вербальные формы общения приобретают значение механизмов воздействия партнеров друг на друга, обеспечивая им возможность взаимовлияния.

     Взаимные представления партнеров друг о друге выступают в качестве психологических регуляторов взаимоотношений в совместной деятельности. В процессе общения эти представления формируются наиболее ярко, проявляясь в когнитивной функции общения. Эти представления оформляются в виде психологических знаний, предстающих в форме социально-психологических эталонов и стереотипов личности. Здесь речь идет о психологических явлениях познания людьми друг друга как важнейшей составляющей содержание общения. Синтетическим выражением взаимопознания является социально-психологическая интерпретация личности партнеров в процессе общения. Специальную область социально-психологических явлений, возникающих в процессах общения и характеризующих взаимоотношения людей, составляют групповые эффекты (сотрудничество, совместимость, руководство, дружба, любовь и другие). Здесь проблематика общения полностью совпадает с предметом социальной психологии в форме социально-психологического климата. Каждая из форм общения может изучаться отдельно, но целостная характеристика общения на эмпирическом уровне может быть получена только на основе комплексных исследований. Исследование социально-психологических явлений общения можно делить на несколько самостоятельных аспектов в соответствии с названными формами общения.

      Первый аспект связан с изучением средств общения как форм взаимосвязи людей в различных сферах жизнедеятельности; второй - с изучением форм обращения как способов воздействия и взаимовлияния людей друг на друга; третий - с изучением феноменов взаимопознания как когнитивных регуляторов общения; четвертый - с изучением взаимоотношений как социально-психологических явлений общения.

      Анализ общения как процесса взаимодействия человека с человеком показал, что общение есть форма человеческой деятельности, специфика которой заключена:

      В своеобразии предмета - совокупности объектных и субъектных свойств человека. Объектные свойства - это конституциональные особенности и внешний облик человека; субъектные - это развития субъекта этой деятельности, который вместе с тем выступает как субъект общения. Во множестве определений общения раскрывается его сущность через три наиболее общие категории. Это - «деятельность», «отношение», «отражение».

      Для понимания сущности и содержания общения важен его анализ в контексте деятельности. Если деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром вещей, природы, то общение - это процесс взаимодействия людей друг с другом. Онтологической «клеточкой» понятия общения является непосредственное взаимодействие человека с человеком.

      Профессиональная управленческая деятельность ввиду специфики ее объекта часто неразрывно связана с общением. В общении принято выделять три компонента: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. В этих компонентах проявляется когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий или практический аспекты. Визуальный контакт - это прямое, особенно убедительное свидетельство неречевого способа общения. Высшее руководство организации или просто вышестоящее по должности лицо, как правило, дольше выдерживают визуальный контакт, чем их подчиненные. Прямой взгляд говорит об искренности и откровенности собеседника. Он выражает чувство доверия и дружеского расположения. Опущенные вниз глаза чаще всего ассоциируются со скромностью и сдержанностью. Глаза, возведенные вверх, говорят об усталости или равнодушии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Визуальное  общение

      Контакт глаз является неоспоримо важным процессом коммуникации. Человек получает именно через зрение около 80% впечатлений от всех органов чувств. С помощью глаз можно передать самые различные выражения, благодаря ним мы можем осуществлять процесс управления ходом беседы, обеспечить обратную связь в поведении человека. Взгляд помогает в обмене репликами, так как большинство высказываний без участия глаз было бы бессмысленным. Вспомним, как остро собеседники в Интернете нуждаются в разнообразных смайликах, которые являются заменой такого средства невербального общения как обмен взглядами, выражения лица. Ведь не видя друг друга, гораздо труднее передать испытываемые чувства. Разработчики программ мгновенного обмена сообщениями, улучшая их программные характеристики, стараются включить и расширить функцию выражения глаз, общей мимики и различные жесты руками. И, как показывает практика, спрос на такие программы типа ICQ, весьма велик. Люди жаждут полноценного общения и в Сети. А появление функции видеозвонков в сотовых телефонах и установка видео оборудования на компьютер, позволяющего общаться в интерактивном режиме, созерцая друг друга, как раз и является ответом на потребность в живой коммуникации на удаленном расстоянии. Также взгляд принимает участие в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать степень приближенности к человеку. В общении взгляд, как правило, осуществляет информационный поиск, например, слушающий смотрит на говорящего, и если тот сделал паузу, молча ожидает продолжения, не прерывая контакта глаз; дает сигнал о свободном канале связи, например, говорящий знаком глаз, сообщает, что разговор окончен; помогает установить и поддержание социальных отношений, когда мы ищем взгляд человека, чтобы вступить в беседу. В психологии существуют несколько видов взглядов, каждый из которых несет весьма существенную информацию о мыслях человека:

1.Деловой взгляд - когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.

2. Социальный взгляд - когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.

3. Интимный взгляд - проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.

      При попытке обмануть, человеку трудно выдержать пристальный взгляд, он моргает и отводит глаза в сторону. Эти признаки могут присутствовать и при печали, стыде, отвращении. Если испытывает страдание, из глаз льются слезы, но они появляются и при смехе, радости. В любом случае для правильной интерпретации невербальных жестов учитываем окружающую обстановку, контекст обстоятельств. Одно определенно точно можно утверждать: расширение или сужение зрачков, которое возникает, как ответ на возбуждение, совершается непроизвольно, без учета сознания, в этом участвует вегетативная нервная система. Если направлением взгляда еще как-то можно управлять, то изменение зрачков для нас неподвластно. Когда мы говорим о человеке: «у него выразительные глаза», «у нее злой взгляд», «она сглазила меня», то имеем в виду как раз ту информацию, полученную путем невербального общения при наблюдении за зрачками человека. У детей, брошенных родителями, взгляд сухой, отстраненный, наполненный болью одиночества, что придает им взрослое выражение. Напротив, любимые и обласканные малыши совершенно по-другому смотрят на мир. Долгота взгляда может говорить о степени заинтересованности. Пристальный, неотрывный скажет вам о намерении выведать у вас какую-то информацию или заставить вас подчиниться. У влюбленных пар подобный взгляд служит сигналом начать активное ухаживание. Если пристальный взгляд направить на спящего человека, подсознательно тот может испытать беспокойство, даже проснуться. Интересно, что в мире животных пристальный взгляд служит сигналом к готовящейся атаке, поэтому ничего удивительного нет, когда, ощущая подобный сигнал от малознакомого человека, вы испытываете тревогу и желание скрыться. Периферическим (боковым) зрением мы способны видеть предметы и обстановку вокруг себя, анализировать степень опасности. У серийных убийц и маньяков взгляд сильно разнится от взгляда обычного человека. Все предшествующее до данной точки времени поведение человека, ситуации, которые он решает и способы, которыми пользуется в устранении проблем - все накладывает отпечаток на выражение его глаз. Усталая мать после бессонной ночи с грудным ребенком, пенсионерка, живущая на крохи, студент, не получивший стипендию, на которую рассчитывал - у всех своеобразные выражения глаз.

 

 

 

 

 


Информация о работе Основы теории коммуникации