Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы теории коммуникации".

Файлы: 1 файл

Основы теории коммуникации.docx

— 86.01 Кб (Скачать файл)

Основы теории коммуникации.

  1. Коммуникативный процесс.

Коммуникативный процесс  – процесс взаимодействия между  различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен  информацией.

Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема *расшифровки  и использования информации в  обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Например, чтобы  подготовить рекламное сообщение  о каком-либо товаре, адресованное определенной аудитории, необходимо сконструировать  его образ, выгодно отличающийся от аналогов. Далее рекламную идею нужно воплотить до включения  обладателя в процесс потребления. Исходя из этого, информация, предназначенная  для использования в коммуникативном  процессе между продавцом и покупателем, должна включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), которые помогают придать  вещи социальную ценность

 

  1. Основные элементы коммуникационного процесса.

- источник сообщения

- сообщение

- декодирование

- получатель

- обратная связь 

Обмен информацией протекает  в несколько этапов: 1) зарождение идеи; 2) кодирование и выбор канала; 3) передача; 4) декодирование. На каждом этапе смысл сообщения может быть искажен или даже утрачен.  
      Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи, концепции или отбора информации. Отправитель решает, какую идею следует сделать предметом обмена. 

Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов ее закодировать, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования.  
      Наиболее известные каналы — речь и письменные материалы, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не соответствует идее, то обмен информацией будет мало эффективен. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недопустимости серьезных нарушений мер безопасности. Сообщить это лучше официальным письмом или на совещании, а не во время беседы за чашкой кофе. 

Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения — закодированной идеи или совокупности идей — получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке принимают за сам процесс коммуникации. Это лишь один из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.  
      Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель его декодирует. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Обмен информацией считают эффективным, если получатель показал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.  
      Обратная связь и помехи. Обратная связь — это ответная реакция получателя на сообщение. Информация, которая отсылается назад отправителю, свидетельствует о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонним; так как обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Руководитель, который не наладит обратную связь, обречен на снижение эффективности его управленческих действий.  
      Шум — это все то, что искажает смысл информации. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, связаны с языком, вербальным или невербальным, различиями в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, с различиями в статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации. Определенные шумы присутствуют всегда, на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Высокий уровень шума приводит к утрате смысла, может блокировать информационный обмен.

  1. Влияние социального окружения на коммуникативный процесс.
  2. Коммуникативные барьеры

Под коммуникативным барьерам обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В каждом виде человеческой деятельности — в политике, экономике, культуре и т.д. — присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная — невербальная, устная — письменная — электронная, межличностная — групповая — массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров. 
 
^ Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации: акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д.  
 
отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников; 
 
температурные условия и погодные условия. 
 
^ Технические барьеры. В технической литературе для их об значения чаще всего используется понятие «шумы», введенное а научный оборот автором математической теории связи К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.  
 
«Человеческие» барьеры коммуникации. Главная причина возникновения коммуникативных барьеров — сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические (она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода)) и социокультурные (обусловленные принадлежностью к тому или иному этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно).

  1. Теория информационных барьеров.

Теория информационных барьеров разрабатывалась социологом и социальным психологом К. Левином, предложившим новый термин — «контролер», «привратник». Теория носит преимущественно прикладной характер и может быть отнесена к процессам выбора новостей. В ее основе лежит предположение, что прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог Цензуры), которые в свою очередь управляются некими «контролерами». Это предположение также нашло отражение в теории искажения, первоначально сформулированной У. Липпманом, согласно которой общественность откликается ' не на фактические события в окружающем мире, а на события в псевдомире, так как изображения внешнего мира в человеческом сознании, ошибки и ограниченность журналистов создают ложный образ мира.

 

  1. Теория урегулирования повестки дня.

теория урегулирования повестки дня, популяризировавшаяся М. Маккомбсом и' Д. Шоу, согласно которой средства массовой коммуникации не столько заставляют людей думать, сколько формируют  их отношение к событиям. В связи  с этим выдвигается такая категория, как «повестка дня» — проблемы или события, которые своевременно \ оцениваются по степени их важности. Повестка дня носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку и темы, и проблемы, прежде чем они станут достоянием массовой аудитории, подвергаются тщательному отсеву и распределяются в соответствии с той степенью значимости в информационном пространстве, которая им предназначается самими СМИ.

Выделяются такие разновидности  повестки дня, как урегулирующая, когда  средства массовой коммуникации влияют на общественное мнение, и выстраивающая, когда общественное мнение и средства массовой информации влияют на повестку дня официальной ' политики. В любом  случае массмедиа отводится активная роль, аудитории — роль пассивного приемника информации.

 

  1. Теория обретения пользы и удовлетворения.

Теория обретения пользы и удовлетворения, представленная в  конце 1950-х гг. Дж. Бламлером и  Э. Кацем и близкая теории селективной  экспозиции, утверждала, напротив,' что  зрители отнюдь не пассивно воспринимают сообщения средств массовой информации. Члены аудитории, согласно данной теории, являются активными отборщиками  сообщений, ориентируемыми своими целями, потребностями, интересами, ценностными  ориентациями. Активность потребителя  информации обусловлена также, внешними обстоятельствами, к которым в  первую очередь относится конкуренция  средств массовой коммуникации.

Мотивация активности включает полезность.

 

  1. Теория социальной ответственности СМИ.
  2. Теория зависимости.

Теория зависимости, сформулированная С. Болл-Рокеш и М. де Флер, в определенной мере преодолевала подобную односторонность, характеризуя комплекс отношений между реципиентами, средствами информации и социальной системой. Данная теория показывает наличие сложной системы взаимодействий между средствами информации, их аудиторией и обществом в целом, а также устанавливает существование сильной зависимости потребностей и целей людей от деятельности средств массовой информации. В итоге были достигнуты такие познавательные результаты, как объяснение процесса формирования отношения человека к происходящим событиям и формирования его убеждений, согласование индивидуальных и общественных норм и ценностей, урегулирование повестки дня, укрепление системы информационного влияния, разъяснение значений передаваемых и воспринимаемых сообщений и др.

  1. Теория волшебной пули.

Теории волшебной пули и подкожных инъекций, открывают историю исследования массовой коммуникации. Согласно этим теориям, те, кто управляет средствами информации, управляет обществом, поскольку средства информации имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на тех, кто обращают внимание на их содержание. Воздействие СМИ на людей подобно пуле или подкожному впрыскиванию. В соответствии с теорией аккумуляции сила и эффективность воздействия средств информации на людей прямо пропорциональны частоте информационных «инъекций».

  1. Теория селективной экспозиции.

Теория селективной, экспозиции, которая утверждала, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически , воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как личность, как индивидуальность) имеет собственные вкусы, предпочтения и интересы, в соответствии с которыми осуществляет выборочное потребление информации, предлагаемой СМИ.

  1. Теория двухступенчатого потока информации.

Модель двуступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфсльдом и Б. Берельсоном при исследовании массовых коммуникаций. Они обратили внимание на одну весьма любопытную закономерность: воздействие информации, передаваемой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио и телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием «лидеров мнений». Обнаруженный феномен позволил существенно скорректировать деятельность СМИ: стало очевидным, что можно работать с более узкой и более чётко очерченной группой. Это значительно облегчало деятельность массмедиа и одновременно повышало их результативность. Таким образом, вместо одноступенчатой модели, которая была признана методологически недостаточной для объяснения процессов массовой коммуникации, была разработана модель двуступенчатого потока. Согласно этой модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через формальные каналы коммуникации — массмедиа. На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т.е. в межличностном общении.

  1. Теория диффузии (распространения).

Теория диффузии (распространения) инноваций разрабатывалась Э. Роджерс в 1960-е гг. в области связи и нашла применение в антропологии, социологии, политических исследованиях, маркетинге. Диффузия понимается как процесс, при котором новшество распространяется в обществе через коммуникационные каналы в течение определенного времени. Распространение инноваций может носить запланированный или самопроизвольный характер; в любом случае оно приводит к социальным изменениям (изменениям в структуре и функциях социальной системы). Эффективным инструментом распространения инноваций являются СМИ.

  1. Теория культивирования.

Теория культивирования возникла на основе научно-исследовательской работы Дж. Гербнера в области «культурных индикаторов», среди которых центральное место занимали средства массовой информации и в первую очередь телевидение. Массмедиа в целом рассматривались как средства, укрепляющие установки и ценности, которые уже существуют в культуре. Согласно выдвинутой гипотезе, телевидение рассматривалось как средство, нацеленное на долгосрочный эффект. Теория культивирования подверглась критике за то, что она сосредоточивается на количественном анализе и не учитывает различий зрительской интерпретации телевизионных фактов: многие исследователи не находили твердых доказательств взаимосвязи между количеством телепросмотров и установками зрителей относительно социальной действительности.

  1. Понятие коммуникации. Определение, характерные черты, область применения, каналы распространения.

Понятие "коммуникация" имеет множество значений и трактовок. Одной, а возможно и самой главной, причиной тому является употребляемость  данного термина в различных  областях науки и отраслях человеческой деятельности. Современная трактовка  сложилась не сразу. В XIV веке словом communication англичане рассматривали  в значении "общение"; смысл "сообщение" слово обрело в XVI веке, а значение "обмен информацией" сложилось  только в XX столетии. Из формулировки следует, что коммуникация пронизывает все  стороны жизни общества, социальных групп или же отдельных индивидов.  
Сегодня термин "communication" в английском языке имеет несколько значений: общение, связь, средство связи, создание и распространение информации. Коммуникация – процесс передачи (обмена) инфо, эмоций и др. Продуктов психической деятельности от человека к человеку. Примеры: общение между двумя людьми, общение студентов в аудитории в ожидании преподавателя, выступление оратора на митинге, трансляция программы новостей на территории РФ.  
Отечественный исследователь А. Б. Зверинцев даёт определение понятия «Коммуникация». 1) Путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений, то она прекратит своё существование, - считает автор 
Понятие коммуникации включает в себя: 1.Средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2.Общение, передачу информации от человека к человеку; 3.Общение и обмен информацией в обществе. Значения: • Универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; • Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации; • Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Теория коммуникации обращается именно к последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации – специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку при помощи языка и других знаковых систем.  
• По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная. 
• По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная. 
• По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая. 
• По вектору движения: горизонтальная, вертикальная 
• По используемому коду: вербальная, невербальная. 
• По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.  
Можно назвать несколько каналов коммуникации и распространения информации: 
• личный канал распространения информации; 
• визуальный канал распространения информации; 
• распространение информации через предмет; 
• СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"