Основы теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:27, доклад

Описание работы

Организация – это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершению, взаимосвязи между частями целого. Организация – это внутренняя упорядочность , согласованность, взаимодействие автономных частей целого. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Первые 2 определения характеризуют организацию как всеприродное явление, 3 имеет более узкое социальное приложение, применяемое к человеческим организациям.

Файлы: 1 файл

Теория организации.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Основы  теории организации.

Организация – это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершению, взаимосвязи между частями целого. Организация – это внутренняя упорядочность , согласованность, взаимодействие автономных частей целого. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Первые 2 определения характеризуют организацию как всеприродное явление, 3 имеет более узкое социальное приложение, применяемое к человеческим организациям. Организация может рассматриваться в статике (неподвижный) и динамике (подвижный). В статике – организация рассматривается, как целостное образование, имеющее определенное назначение. В динамике – организация рассматривается в виде разнообразных процессов.

Объект – это то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет – исследование с определенной целью, стороны, свойства и отношения объекта. Объект т/о – организационный опыт. Задачи познания т/о1)система организационного опята. 2)осмысливание способов организации природы и человеческой деятельности. 3)объяснение и  обобщение этих способов. 4)установление тенденций и закономерностей их развития. Предмет т/о – организационные отношения (связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а так же процессы и действия организационной и дезорганизованной направленности). Категории т/о1)общие для большинства социальных наук (человек, общество, государство). 2)отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально – экономических системах (структура организации, миссия организации, законы организации). 3)раскрывать технологию организационной деятельности (процессы, коммуникации, композиция). Методы т/о – набор теоретика – познавательных и логических принципов и категорий, а так же инструментария для исследования системы организационных отношений. 1)индуктивный – от единого к всеобщему. 2)статистический – заключается в количественном учитывание факторов и частоты его повторяемости. 3)абстрактно – аналитический – осуществляется абстрагирование, т.е. отвлечение от частности и выделение существенных свойств и связей. 4)сравнительный – заключается в подборе сходных организаций, как объектов исследования (правила – сравнивать только однородные и соизмеряемые, в сравнении обязательно выделять сходства и различия, сравнение осуществляется, прежде всего, по таким признакам которые имеют важное существенное значение). Подходы к изучению организации1)исторический – исследование организации во времени, раскрытие закономерностей перехода из первого качественного состояния в другое. 2)комплексный – позволяет определить перспективы и тенденции развития организационных явлений и событий. 3)функциональный – организация рассматривается с функциональных позиций, раскрываются законы её функционирования. 4)системный – рассматривается как система.

Функции т/оМетодологическая – теория организации служит основной для частных теорий. Познавательная – заключается в раскрытии организационных процессов и закономерных тенденций организационного развития. Рационально – организационная – заключается в обобщении опята организационной деятельности и разработки оптимальных моделей организаций и их структур. Прогностическая – позволяет определять тенденции и перспективы развития организационных явлении и событий.

Организация как открытая система.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающих свойствами целостности, эмерджентности и устойчивости. Целым называется то, у чего не отсутствует ни одно из тех частей, состоя и которых, оно именуется целым. Эмерджентность – наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Устойчивость – организация всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, воздействие под воздействием внешних факторов. Признаки системы: 1)общая цель, всей совокупности компонентов. 2)подчинение целее каждого компонента общей цели. 3)выполнение каждым компонентом своей функции. 4)отношение субординации и координации между компонентами. 5)наличие обратной связи между управление и управляемой системой. Открытая система – характеризуется во взаимодействии с внешней средой. Объектами обмена с внешней средой могут быть: материалы, информация, энергия. Организация как система не является самообеспеченной, она зависит от внешних поступлений. Открытая система – имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, для того чтобы продолжить свое функционирование. Системный подход рассматривает организацию, как открытую систему. Любая организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их, что-то выдает во внешнею среду. Системный подход помогает понять, взаимодействие между частями организации и между организацией и окружающеё её средой.

Основные  переменные внутренней среды: цель, структура, задачи, технология, люди. Цель – желаемы конечные результат, которого стремятся добиться в организации все, работая вместе. Требования: конкретика, достижимость, предполагать действия, иметь соответствующие измерения. Структура – совокупность устойчивых системообразующих связей, сложившихся в системе, между её элементами. Структура обеспечивает соединение отдельных составляющих в единое целое, является основой равновесия и стабильности системы. Задачи – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом, в определенные сроки. Предписываются не работнику, а его должности, каждая должность предусматривает выполнение ряда задач. Задачи (работа с людьми, работа с предметами, работа с инфо). Технология – способ, который позволяет преобразовать исходные материалы в конечный продукт. Задачи и технологии, тесно связаны между собой, выполнение задачи подразумевает исполнение, конкретной технологии. Люди – это важнейшая внутренняя переменная организации. Поведение человека в организации является следствием взаимодействия индивидуальных характеристик и действия внешней среды. Факторы личности: 1)способности – является условием успешной деятельности. 2)потребности. 3)восприятие. 4)ожидание.

Наиболее  существенное влияние на организацию, оказывает её внутренняя среда. Однако, так как организация открытая система, её деятельность зависит от внешней среды. Учесть влияние  всех факторов среды, очень сложно, поэтому необходимо выделить те из них от которых решающих образом зависит успех организации. Среда прямого воздействия (микросреда) – факторы этой среды влияют на организацию непосредственно, и испытывает её влияние на себе. Среда косвенного воздействия (макросреда) – прямо на организацию не влияет, влияет через изменение факторов микросреды. Характеристики внешней среды: 1)взаимосвязь факторов в\с. 2)сложность в\с. 3)подвижность. 4)неопределенность. Факторы среды прямого воздействия: 1)поставщики. 2)материалы. 3)капитал. 4)трудовые ресурсы. 5)государственные органы. 6)потребители. 7)конкуренты. Факторы среды косвенного воздействия – среда косвенного воздействия более сложная и неопределенная, чем среда прямого воздействия. 1)состояние экономики. 2)политический. 3)социо - культурный. 4)научно - технический. 5)природные.

Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни. 1)рождение – гл. выживание организации. 2)детство – гл. развитие и рост организации. 3)юность – гл. укрепление трудового потенциала организации. 4)зрелось. 5)старение.6)обналение.

Социальная  система.

Социальная  система – это система, в которую входит человек (это система, предназначенная для человека). Компоненты социальной системы: 1)Человек – центр социальной системы, его наличие является сущностной и важнейшей чертой социальной системы. 2)Вещи, использовавшиеся человеком в его деятельности. 3)Процессы, вызвавшие деятельность людей  4)Компоненты имеющие духовную природу. Социальные организации сознательно создаются людьми, в процессе их жизнедеятельности, организации не существуют без общества и общество не может существовать без организаций. Все организации построены на основе иерархического принципа (иерархия - структура с вертикальной формой управления элементами, входящими в неё, фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень).

Цели  классификации организации: 1)группировка организации по сходным признакам для мимизации, количества методик применяемых для проектирования, анализа и совершенствования организации. 2)определения численности организаций различных типов для создания соответствующей инфраструктуре. 3)определения отношений организации к различным льготам, путем их включения в соответствующую группу. Классификация: 1)правительственные (этот статус присваивается официальными органами власти) и неправительственные. 2)бюджетные (строят свою деятельность исходя из средств выделенных государством) и не бюджетные. 3)формальные (зарегистрированные в уставном порядке) и неформальные (личные интересы, не имеют формальные формальных обязанностей и прав). 4)общественные (представляют собой союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью, свою деятельность строят на основе удовлетворения собственных интересов) и хозяйственные (создаются для удовлетворения потребностей учредителей и общества, путем производства товара, оказания услуг и получения прибыли). 5)коммерческие (в качестве своей основной цели, преследуют извлечение прибыли. Виды: хозяйственные товарищества и общества: Полное товарищество, Товарищество на вере. Общества: Неакционерные общества, Общество с ограниченной ответственностью, Общество с дополнительной ответственностью, Акционерные общества, Открытое акционерное общество, Закрытое акционерное общество) и некоммерческие (не имеющее основной целью извлечение прибыли и не распределяющее прибыль между участниками. Виды: Потребительские кооперативы, Общественные объединения, Религиозные организации (объединения), Фонды, Государственные корпорации, Некоммерческие партнёрства, Учреждения, Автономные некоммерческие организации, Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), Политические партии).

Организация и управление.

Управление  – функции системы, обеспечивающие сохранение её определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализация программ и целей. Система управления – это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а так же процессов обеспечивающих заданное функционирование организации. Управляемая система – система, выполняющая ролевую функцию организации. Управляющая система – система поддерживающая выход управляемой системой на уровне, удовлетворяющем заданному условию её функционирования. В система управления существуют связи, которые объединяют субъект и объект управления в единое целое. Эти связи являются источником информации для выработки управляемого воздействия. Система управления: 1)Методология управления (цели, законы и принципы, функции, методы, технология управления). 2)Процесс управления (разработка и реализации управленческих решений, система коммуникаций, информационное обеспечение). 3)Структура управления (организационную и функциональную структуру, схему организационных отношений, схему взаимодействия органов управления). 4)Техника управления (система документа оборота, система связи, компьютерная и орг. техника). Соотношение понятий организации и управления: 1)управляемая система – это организация обладающая системными свойствами. 2)управляемую систему можно рассматривать как часть организации, выполняющую особую функцию. 3)организация, как процесс по упорядочиванию выступает в виде функции управления и с этой точки зрения является составной частью.

Основные  принципы: разделение труда, регламентация полномочий, регламентация степени ответственности, строгая дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов общим, справедливое вознаграждение, централизация в системе управления, справедливость в разрешении конкретной ситуации, поощрение инициативы, стабильность рабочих мест. Основные процессы реализации организации: 1) получение ресурсов из внешней среды. 2)изготовление продукта. 3)передача продукта во внешнюю среду. Для успешного существования организации, между этими процессами должен поддерживаться определенный баланс. Ключевая роль поддержания этого баланса, подлежит управлению. Основные аспекты управления организации: 1)управление и внутренняя среда организации – управление формирует и при необходимости изменяет внутреннюю среду организации, приводит в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей (цель – основным управлением, является принятие решений; структура – управление определяет состав и размеры структурных соединений, их права и обязанности; задачи – формируются в процессе управления; технологии – выбирается в процессе управления; люди – управление устанавливает систему отношений между людьми в организации). 2)управление и внешняя среда организации: управление процессами взаимодействия организации с внешней средой направленно на создание и поддержание необходимых отношений с основными компонентами микро и макро среды. 3)процесс осуществления управления организации: это действия которые направлены на: установление взаимодействия и координацию внутри организации, на побуждение деятельность направленной на достижение цели их организации. Вывод: набор и содержание действий осуществляемых в процессе управления организацией зависит от сферы деятельности, от типа организации. 2 типа управления: Механистический – жесткая структура, сопротивление изменениям, фиксированные задачи, строгая иерархическая система контроля, строгая организация коммуникаций. Органический – гибкая структура, готовность к изменениям, динамичные задачи, взаимный и самоконтроль, гибкие многонаправленные коммуникации.

Законы  организации.

Закон – отражение объективных и устойчивых связей, проявляется в природе, обществ и человеческом мышлении. Восемь законов – закон синергии, самосохранения, упорядочности, единства анализа и синтеза, онтогенеза, композиций, пропорциональности. Закон синергии – 1)для любой организации существует токай набор элементов, при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше. 2)сумма свойств организации целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов. Закон наименьших – 1)суммарная устойчивость системы, по отношения к внешней среде есть сложный результат частичных устойчивостей разных частей этой системы, по отношению направленного на нее воздействия. 2)устойчивость целого определяет наименьшей частичной устойчивостью. Закон наименьших относится к любым видам целостных образований в природе и обществе. Закон самосохранения – любая организационная система стремится сохранить себя как целостное образование. Самосохранение – выживание системы через поддерживание её целостности, составление подвижного равновесия и устойчивости, экономичное использование ресурсов. Рост и развитее организации является необходимыми условиями самосохранения. Закон информированности – в организационном целом, не может быть больше порядка, чем информации. Внутренняя организация целого предопределена, возможностями преодоления информационной неопределенности в системе. Она возрастает по мере сокращения неопределенности и наоборот по мере роста неопределенности приближает систему к хаосу. Закон единства анализа и синтеза – процессы разделения и специализации с одной стороны дополнения противоположным процессам – соединение и кооперация с другой стороны. Анализ – разделение целого на части, с целью изучения и изменения этих частей, добавления новых или ликвидация одного из них, для обеспечения эффективной деятельности. Синтез – объединение в единое целое простых составляющих. Анализ и синтез в теории организации включают по 2 основных процедуры: анализ – разделение целого на части и улучшение отдельных частей; синтез – согласование характеристик отдельных частей  и объединение частей в одно целое. Вывод: процессы разделения и объединения природных и искусственных организациях происходит постоянно и циклично. Закон онтогенеза - жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Закон композиции - функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями. Закон пропорциональности - означает необходимость определенного соотношения между частями целого. Пропорция - равенство двух отношений.

Информация о работе Основы теории организации