Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы теории коммуникации".

Файлы: 1 файл

Основы теории коммуникации.docx

— 86.01 Кб (Скачать файл)

Итак, в процессе развития формировались особые функции средств  коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

* познания окружающего  мира, инструментом мышления, позволяющим  присваивать образам определенные  значения и знаки;

* передачи накопленного  знания и опыта;

* регуляции взаимодействия  в виде: непосредственного побуждения  к действию или его прекращению  (принуждения и запрета); информирования  о чем-то (убеждения); оценки, систематизации  и организации ответных действий;

* внутренней самоорганизации  и самоуправления человека.

 

  1. Развитие технических средств коммуникации ( от невербально до вербальной)

 

  1. Коммуникативная компетентность как необходимое требование современности

Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

  1. Источники приобретения коммуникативной компетентности
  2. Понятие межличностной коммуникации

К числу базовых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодействие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. 
 
Понятие «межличностный контакт» указывает на саму возможность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физически и психологически направлены друг на друга. 
 
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает активность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок. 
 
Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоционально-чувственный аспект взаимодействия, временные параметры общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей. 
 
Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми. 
 
Понятие «межличностная коммуникация» используется в процессе анализа способов обмена сообщениями между партнер их приема и переработки.  
 
Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. 
 
Анализ межличностной коммуникации — это анализ того, при каких условиях и с помощью каких средств представления, идеи, знания, настроения, т.е. субъективный опыт одного субъекта может быть сообщен другому и более или менее точно истолкован им. Задачей исследования тем самым становится выявление и систематическое описание различных предпосылок и условий успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) коммуникации. 
 
Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наибольшей степени. Любой человек может оценить степень эффективности взаимодействия (как собственного, так и другого человека) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родственниками или коллегами по работе, с представителями своего или противоположного пола.  
 
Чтобы оценить уровень формирования необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков, используется понятие коммуникативной компетентности, которая складывается из следующих моментов: 
 
-способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение; 
 
-коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел; 
 
-способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера; 
 
-навыков самонастройки, саморегуляции в общении, распределять свои усилия в общении.

  1. Аксиомы межличностной коммуникации

Аксиомы межличностной коммуникации. Американскому психологу П. Вацлавику принадлежит заслуга описания некоторых свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значениев контексте межличностного взаимодействия и названных им аксиомами человеческой коммуникации. Знание данных свойств позволяет объяснить то, что исследователь назвал патологической коммуникацией, т.е. осложнений способные привести к тупикам в межличностном общении.  
 
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации. 
 
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет урд'венъ содержания и уровень отношения. 
 
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий. 
 
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие. 
 
Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так I «3 намеренной, эффективной и неэффективной.

  1. Предпосылки межличностной коммуникации ( социальные и психологические)

Социальная ситуация — это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности.  
 
Типы социальных ситуаций: 
 
-официальные события (формальные социальные события); 
 
-личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками; 
 
-случайные эпизодические встречи со знакомыми; 
 
-формальные контакты в магазинах и на работе; 
 
-асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (например обучение). 
 
-конфликт и переговоры; 
 
-групповая дискуссия. 
 
Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирования времени — четыре основных и два пограничных случая. 
 
1. Первый пограничный случай — замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует: человек физически присутствует, но психологически он вне контакта, погружен в собственные мысли.  
 
2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, прощания, благодарности), но могут быть и официальными (например, дипломатический этикет).  
 
3. ^ Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания.  
 
4. ^ Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное выполнение поставленной задачи. 
 
5. Игры. Берн считает их наиболее сложным типом общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это взаимодействие с некоторой заранее сформулированной Целью.  
 
6. За игрой следует второй пограничный случай — близости, замыкающий ряд способов структурирования времени. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы отходят на задний план.  
 
Обозначают вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению: пристройка к партнеру свысока, пристройка к нему наравне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция. 
 
Способность к смене способов взаимодействия в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которым владеет человек, — одна из существенных характеристик компетентного коммуникатора. 
 
Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличностную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, скрещенные на груди руки, поза «нога на ногу», паузы. 
 
^ Стрессовая ситуация — это ситуация, рая становится для человека, переживающего или воспринимают^» причиной стресса или тревоги.  
 
Источники беспокойства и тревожности могут быть связаны как с субъективными состояниями участников коммуникации, так и с параметрами самой ситуации. 
 
^ Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия как одного из важнейших психических процессов обычно отмечают: 
 
-принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но более связную и осмысленную картину мира; 
 
-принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации не дискретно, но как динамичное целое; 
 
-принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях. 
 
^ Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. 
 
В данном определении обращается внимание на индивидуальные различия в поведении людей; указывается на устойчивость данного способа поведения; акцент делается на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.

  1. Основные характеристики чувств и эмоций в общении

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. 
 
Выделяют следующие формы проявления эмоций: 
 
^ Выразительные движения — следствие эмоционального возбуждения (т.е. они носят, как правило, реактивный характер). Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности, тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда влияют на нас. 
 
^ Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциональное состояние. Так, рыдания человека, получившего известие смерти своего родственника, являются формой выразитель эмоциональной реакции. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство. 
 
^ Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в форме словесных знаков. В процессе социализации человек из объекта родной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует.  
 
Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми в результате того предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.  
 
Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы. 
 
Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызывает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозможно, оно начинает определять характер вашего поведения в отношении этого человека и, следовательно, не может остаться незамеченным с его стороны, вызывая соответствующие реакции. 
 
Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, в межличностном общении приобретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны искажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений.  
 
В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социализации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не подвергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положительное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, действуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение.  
 
Таким образом, эмоции и чувства приобретают характер коммуникативных действий. 
 
Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — необходимое условие совместной жизнедеятельности. 
 
Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать неуместное проявление эмоций и чувств.

  1. Способы управления чувствами и эмоциями
  2. Семиотика – как наука о знаковых системах.

Семиотика, или семиология - наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). Семиотика, находясь на стыке наук, получает материал из различных наук, обрабатывает его и затем передает этим наукам свои обобщения.  
 
Являющаяся объектом изучения семиотики знаковая система - это совокупность знаков, устроенная определенным образом. Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами  
 
По объекту изучения современная семиотика разделяется на три больших узла: 1) семиотика языка и литературы, объектом изучения которой являются проявления языка, или тексты; 2) знаковые явления других родов, такие, как живопись, музыка, кино, обряды; 3) системы коммуникации животных и системы биологической связи в человеческом организме. 
 
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) синтактику, изучающую отношения между знаками; 2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом - внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, читающим.

  1. Сравнительная характеристика невербальной и вербальной коммуникации

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду и др. Под невербальной коммуникацией следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения.  
 
Основное свойство невербального поведения – движение, постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведения составляют жесты, взгляд, позы и др. 
 
Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, имеющий в отличие от вербального языка не линейную временную последовательность, а пространственно-временную целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потерн их смысла для партнеров. 
 
Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения; (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку; всех нюансов физического контакта. 
 
Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи. 
 
Человек гораздо точнее оценивает свою способность передавать речевые сигналы, чем воспринимать их. По-видимому, причина в том, что, выражая свои эмоции, человек получает более непосредственную и обязательную обратную связь, чем в том случае, когда он дает понять, что сумел «расшифровать» эмоциональные выражения других людей. В связи с этим полезны понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий информацию, которая независимо от его воли и намерений воспринимается другим индивидом. Но знак становится сигналом, когда «отправитель» использует его осознанно с целью передать определенную информацию «получателю». Информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Неосознаваемый «отправителем» знак, например случайный взгляд, может быть воспринят партнером как сигнал (признак интереса, презрения) и вызвать конкретные действия. Кроме того, даже когда поведение обеих сторон вполне осознанно, интерпретация полученной информации не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"