Теория коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:06, доклад

Описание работы

Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до выступления в средствах массовой информации. При этом речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь конституирует их.

Файлы: 1 файл

теория ком-ции.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Невербальная  коммуникация: проксемика, паралингистические средства, одежда и украшения. Языковые супрасегментные средства: интонация, громкость, скорость речи.

 

 

Разнообразие видов  социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров – от повседневной болтовни до эмоциональных признаний, от деловых совещаний и переговоров до  выступления в средствах массовой информации. При этом речевое общение через образы, мотивы, установки, эмоции определяет социальные и межличностные отношения, речь  конституирует их.

 Даже поверхностное наблюдение  за поведением людей позволяет  выделить  среди них  особую  группу, отличающуюся высокой коммуникабельностью.  Люди этого типа могут легко  устанавливать контакты с другими людьми и приобретают знакомых, комфортно чувствуют себя в любой компании. По наблюдениям психологов (М. Коул, В.В. Кочетков, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков, Е.И. Рогов и др.), такие люди осознанно или неосознанно используют определенные приемы аттракции, т.е.  умения расположить к себе собеседника (Е.И. Рогов).

Специальными исследованиями зарубежных ученых установлено, что  характер, форма и стиль коммуникации во многом зависят от первых минут, а иногда и секунд общения. Существует множество очень простых приемов, позволяющих практически в любой ситуации облегчить начальный этап коммуникации, что определяет весь дальнейший ход этого процесса. К числу таких приемов относятся улыбка, обращение к собеседнику по имени, комплимент и др.

В зависимости от сочетания  различных способов. Приемов и  стилей общения в коммуникативистике принято выделять три основных вида межкультурной коммуникации – вербальную, невербальную и паравербальную.

Исследования процесса коммуникации показывают, что речевое (вербальное) общение является основным видом человеческой коммуникации, но оно сопровождается различного рода несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Эффективность  любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова или другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, которая передается мимикой, жестами,  телодвижениями, темпом и тембром речи. Хотя язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого  общения, все же это не единственное средство коммуникации. Установлено, что с помощью языка люди передают не более 40% информации своим собеседникам (Е.И. Рогов). Остальная информация передается с помощью несловесных средств, которые получили название невербальных. Эти средства объединяют большой круг явлений, включающий не только мимику, жесты, позы тела, тембр голоса, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и т.д.

Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения.

Невербальные способы  передачи информации появились в  жизни людей раньше, чем вербальные. Первым такую мысль высказал Ч. Дарвин, который считал, что в основе всех невербальных форм общения лежат эмоции человека, которые представляют собой биологические реакции на внешние стимулы.

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развивались раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются  непосредственно и поэтому сильнее воздействуют  на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоции, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника - биологический и социальный, врожденный и приобретенный  в ходе социального опыта человека. Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках только одной культуры. На основе признаков намеренности/ненамеренности невербальной коммуникации выделяют три типа невербальных средств:

● поведенческие знаки, обусловленными физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.;

● ненамеренные знаки, употребление которых связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

● собственно коммуникативные  знаки – сигналы, предающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подразумевают дополнительную информацию о человеке, которую дают ему  его внешний вид и выразительные движения. Жесты, мимика, позы, одежда, прическа, окружающие предметы, привычные действия – все они представляют собой определенный вид сообщений. «Прочтение» этих элементов поведения собеседника способствует достижению более высокой степени взаимопонимания.

По своей сути невербальная коммуникация представляет собой обмен  невербальными сообщениями между  людьми в процессе их общения, а также  их понимание и интерпретацию, которая  возможна потому, что за всеми невербальными проявлениями человеческого поведения закреплено определенное значение, понятное окружающим.  Ядро невербальной коммуникации составляют самые разнообразные движения, которые вызываются психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, обстоятельствами взаимодействия.

Благодаря качественному  разнообразию этих средств и условий  общения человек может передавать и получать самую обширную информацию о личности коммуникатора – о  его темпераменте, эмоциональном  состоянии в момент коммуникации, социальном статусе и т.д. Кроме того, через невербальные средства можно узнать  об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений, а также динамике взаимоотношений.

Невербальные сообщения  всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации. Невербальные сообщения синтетичны по своей структуре, и они обычно непроизвольны и спонтанны по своей природе.

Глубокое и обстоятельное  рассмотрение невербальной коммуникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся:

● кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений;

● такесика – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и другие прикосновения к телу партнера при коммуникации;

● сенсорика – совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств;

● проксемика – способы использования пространства в процессе коммуникации;

● хронемика – способы использования времени в процессе коммуникации.

 

ПРОКСЕМИКА

Проксемика – это использование пространственных отношений при коммуникации, выражающееся в отделении личной территории, персонализации места и объекта общения, которые становятся собственностью человека или группы индивидов.

Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно различаются в разных культурах и довольно значимы для коммуникации.

Каждый человек считает, что для его нормального существования  необходим определенный объем пространства вокруг него, который является его  собственным, и нарушение этого  пространства рассматривается как вторжение во внутренний мир, как недружественный поступок.  Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние – важный показатель типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства, которые зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конкретному собеседнику. Так, друзья всегда стоят ближе друг к другу, чем незнакомые люди. Тем самым изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса коммуникации. Кроме того, расстояние между партнерами по коммуникации зависит и от таких факторов, как пол, раса, принадлежность к определенной культуре или субкультуре, конкретных социальных обстоятельств и др. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

● интимную – разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц;

● личную – расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;

● социальную – дистанция между людьми при формальном и светском общении;

● публичную – дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, лекциях и др.)

Интимная  зона коммуникации наиболее близка к человеку, и в этой зоне он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира не принято вторгаться в чужую интимную зону. Поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу. Человек должен сам определять, кто может быть допущен в его интимную зону. В эту зону разрешается проникнуть только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ее владельцем (дети, родители, супруги, близкие друзья, родственники). Доказано, что ощущение территории человека является генетическим, и от него невозможно избавиться: чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы (M. Argyle). В такой момент человек готовится к самозащите. Это заложено природой. Гормоны борьбы помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее.

Зоны интимной дистанции  отличаются друг от друга в зависимости  от той или иной культурной среды. Например, в западноевропейских культурах она составляет около 6см. В культурах восточноевропейских народов эта дистанция еще меньше – приблизительно 45 см. В странах Южной Европы и Средиземноморья она равна расстоянию от кончиков пальцев до локтя. Партнеры на этом расстоянии не только видят. Но и хорошо чувствуют друг друга. Данная зона необходима человеку, чтобы сохранять ощущение уверенности в себе, внутреннего комфорта.

Для процесса коммуникации наиболее важным является личная зона, непосредственно окружающая тело человека. Эта зона составляет 45 - 120 см, в ней происходит большая часть всех коммуникационных контактов человека. На таком расстоянии физический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и хорошими знакомыми, общения на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках. Личное пространство зависит от особенностей культуры и характера отношений между людьми.

Например:

- в азиатских культурах личное пространство может зависеть и от кастовой принадлежности участников коммуникации. Обычно лица высшей касты находятся на принятой дистанции от лиц низшей касты. Исследования по вопросу коммуникационной проксемики, проведенные в семи странах Европы, показали, что для личного общения англичане используют больше пространства, чем французы и итальянцы. В свою очередь французы и итальянцы используют больше личного пространства, чем ирландцы и шотландцы, а армяне и грузины при общении располагаются ближе, чем эстонцы.

- нарушение личного пространства – одно из самых больших культурных потрясений для американцев, приезжающих в Россию, когда им приходится ездить в общественном транспорте, стоять в очереди или просто общаться с русскими. Американцы очень неохотно садятся втроем на заднее сиденье автомобиля. Если в учебной аудитории достаточно места, американские студенты обязательно садятся через одно место друг от друга, в то время как русские студенты сели бы рядом, чтобы не обидеть соседа.

Социальная  зона – это то расстояние, которое поддерживается при общении с незнакомыми людьми или с малой группой людей, т.е. такое расстояние принято в общении с людьми, которых мы не очень хорошо знаем. Социальная (общественная) зона составляет 120 – 260 см. Она наиболее удобна для формального общения, поскольку позволяет его участникам не только слышать партнера, но и видеть его. Поэтому такое расстояние принято сохранять на деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции и пр.

Социальная зона коммуникации непосредственно граничит с личной, и в ней, как правило, происходит большая часть формальных и служебных контактов. В этой зоне осуществляется общение учителя и учеников, начальников и подчиненных, обслуживающего персонала и клиентов и т.д. Здесь очень важно интуитивное чувство дистанции общения, поскольку при нарушении социальной зоны бессознательно возникают отрицательная реакция на партнера и психологический дискомфорт, которые также приводят к неудачным результатам коммуникации.

Публичная зона – это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой людей, с массовой аудиторией, Эта зона предполагает такие формы общения, как собрания, презентации, лекции, доклады и речи и пр. Публичная зона начинается с расстояния от 3,5 м и может проявляться до бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому публичную зону называют открытой. Публичную зону мы можем наблюдать во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или религиозного института находится на значительном расстоянии от большинства людей.

Например: Во время Второй мировой войны американцы помещали пленных немцев по четыре человека в комнату. Они тут же начинали делить пространство комнаты на свои личные территории. Конструкция домой в Германии обеспечивает максимум уединения: дворы там тщательно огорожены, все, что можно, запирается на ключ. Когда немец желает уединения, он прячется за закрытой дверью, а араб уходит в самого себя.

 

Паралингвистические   средства

В процессе коммуникации произнесенное слово никогда  не является нейтральным, а часто  более важным, чем содержание сообщения. Смысл высказывания может изменяться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр, фразовые и логические ударения были использованы для его передачи. Все звуковые элементы передачи информации получили название паралингвистических средств.

Информация о работе Теория коммуникации