Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

1.Понятие Коммуникация. Объект и 

Предмет ТК.

Теория коммуникации- обобщающая наука о коммуникации. Коммуникалогия – наиболее общее, фундамент ,теоритическая наука,  изучающий  роль и место коммуникации в обществе, закономерности ее развития и

коммуникационные процессы. Коммуникатививстика- наиболее прагматическая наука изучающая функции и

срдства массовых и коммуникационных процессов в обществе. Под коммуникацией  в человеческом обществе подразумевают  обмен мыслями, знаниями , чувствами,

схемами поведения и т.д. Теория коммуникации как наука сформировалась в

ХХ веке в США, уже  в 1960-х годах существовало более 100 определений 

теории коммуникации. 

Конецкая В.П. определяет коммуникацию как «социально обусловленный  процесс 

передачи и восприятия информации в

условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи

различных коммуникативных  средств».

В результате анализа  коммуникативного процесса Кремлева С.О. полагает, что 

«коммуникация - это деятельность, имеющая цель, необязательно 

осознаваемую, предполагающая одного или более участников и заключающаяся

в посылке и получении  разного0020рода сообщений, которые используют

различные каналы, могут  искажаться под воздействием шума, существуют в 

некотором контексте, оказывают  определенный эффект на адресата и оставляют33 возможности для обратной

связи».

Биологи Д.Льюис и Н.Гауэр  определяют

коммуникацию «как передачу сигналов

между организмами или  частями одного

организма, когда отбор  благоприятствует

продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов».

Т. Шибутани считает, что  «коммуникация - это прежде всего  способ деятельности, который облегчает  взаимное приспособление деятельности людей... Это такой обмен, который обеспечивает

кооперативную взаимопомощь, делая возможной кщоординацию действий большой сложности».

Приведенные определения (а это лишь малая их часть) свидетельствует  о 

многоаспектности понятия 

«коммуникация», в котором  можно 

условно выделить следующие значения:

• Универсальное, при  котором 

коммуникация рассматривается  как 

способ связи любых  объектов

материального и духовного  мира;

• Техническое, соответствующее 

представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с 

другим, средствах передачи информации;

• Биологическое, широко используемое в биологии. При исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц,

насекомых и т.д.;

• Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

Теория коммуникации обращается

именно к последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации - специфической форме  взаимодействия людей по передаче

информации от человека к человеку при 

помощи языка и других знаковых систем.

Объектом теории коммуникации является -социальная коммуникация. В  широком смысле понимается как : как  осознанный или не осознанный, с  намерением или без намерения  процесс в котором 

чувства илиидеи выражающиеся на

внутриличностн. ,межличн. и общественном уровне.

Предмет теории комм. –это социальные, психолигические , биологические  и т.д.

явления , процессы и отношения 

возникающие между различными субъектами в процессе социальной коммун. ( тоесть в ходе и результате общения , обмены информ, в процессе взаимодействия) . 

Особенность предмета ТК является в том , что он имеет междисциплинарный 

характер.

 

2.Междисциплинарный характер  теории 

коммуникации .  Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное  направление. Коммуникация (лат. communicatio от communicare - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, политологии, культурологи, лингвистики, экономики и ряда других дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и научно-технического циклов.

Философия видит в  коммуникации

взаимосвязь и взаимозависимость  явлений и процессов действительности. Не случайно в рамках философии зарождаются  логика, риторика, этика, политика, герменевтика, имеющие самое прямое отношение к проблемам коммуникации. В философии были поставлены и такие важные в теории коммуникации проблемы как проблемы понимания и интерпретации.

Психология изучает  способность человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним, а так же рассматривает факторы, способствующие передаче и восприятию информации, мотивацию речевого поведения коммуникантов, обусловленную психологическими особенностями личности. При этом социальная психология исследует

психологию межличностного взаимодействия, психологию малых групп, межгрупповых взаимоотношений, психологию толпы и т.д.

Для социолога важно  исследование коммуникации как социально  обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. В социологии коммуникации, наряду с межличностной коммуникацией, изучаются социальные факторы, обусловливающие влияние массовой

коммуникации на формирование общественного мнения.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации. К лингвистическим дисциплинам примыкает семиотика, изучающая свойства знаков и знаковых систем в обществе. При этом анализу подвергаются такие феномены, как смыслообразование, интерпретация и

понимание.

С 1960-х гг. после появления  работы К.Дойча «Нервы управления. Модели политической коммуникации и контроля» проблемы коммуникации начинают активно вторгаться в область политологии. Возникло целое направление (коммуникативно- кибернетическое), рассматривающее политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

В рамках биологии появилось  новое направление, изучающее поведение  и коммуникацию животных и получившее название этология. Сегодня в науке  широко используются термины «биокоммуникация», «зоокоммуникация». Таким образом, проблемы коммуникации распространяются не только на социальный, но и на природный мир.

Чрезвычайно весомый  вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Развитие технических  средств полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информации в большом объеме практически на неограниченные расстояния.

Таким образом, теория коммуникации вписывается в современную систему  научных знаний как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.

3.Законы теории коммуникации

Законы теории коммуникации. Законы, формулируемые теорией коммуникации, во многом определяются ее предметом  и характеризуются спецификой сложившихся  информационных связей в природе  и обществе. Они заключаются в следующем:

• Всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся  обменом всякого рода информацией, следовательно, должно быть не менее  двух сторон - участников коммуникационного  взаимодействия.

• Всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»),

• Всякая коммуникация имеет  знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются эти знаки. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы. Под знаками в данном случае понимается опредмеченная информация, используемая при общении между людьми.

• «Закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника  основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования  и декодирования информации.

• «Закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов 

взаимодействующих систем, поскольку полное совпадение совершенно обесценивает какой- либо обмен информацией между коммуникантами.

• Количество передаваемой информации обратно пропорционально  частоте передаваемых сигналов: чем  более редок сигнал (знак), тем  он более информативен.

4.Категориальный аппарат  теории 

коммуникации.

В комм.пространстве реализуются все комм. Представления(взаимодействия).Это некая протяженная среда, оно существует

постольку , поскольку  осущ. ком. взаимодействие, то есть возникает  там и 

тогда . где и когда  возникает коммуникативные связи. Комм. пространство это система многообразных коммуникативных связей , возникающих

между различными агентами коммуникации. 

Общество создает социальное коммуникативное пространство ( это 

многочисленные связи  между людьми,

между группами и отдельными людьми, между институтами ) . основными

параметрами социального  пространства является плотность и  протяженность коммуникативной  дистанции. 

Близка дистанция означает непосредственный контакт между  отправителем и получателем, возникшей  в целях меж коммуникации или  в 

коммуникации в малых группах. 

Большая дистанция хар-на  для  массовой коммуникации, где обычно, непосредственного контакта,  между 

отправителем и получателем  не существует, а их связь опосредственная  техническими

средствами.

Под комм. временем понимается

длительность и последовательность самих

комм. актов , а не чистую длительность

внутри контактов осущ. эти акты .

5.Общенаучные методы, используемые  в 

теории коммуникации.

Методы теории коммуникации. Метод (от греч. methodos - путь, хождение вдоль пути) - это совокупность приемов, приметаемых исследователем для получения определенного результата. В современной науке чаще всего используется уровневая система методологического знания. В соответствии с ней все методы могут быть разделены на общенаучные и частнонаучные.

Общенаучные методы - это совокупность исследовательских приемов и  процедур, широко применяемых в различных  областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественнонаучного. К  общенаучным методам, используемым при изучении коммуникационных процессов, могут быть отнесены моделирование, системный подход, сравнение.

Моделирование - изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Модель ( от лат. modus, modulus - мера, образец, норма) - аналог реального объекта. Под моделью понимается либо конкретный образ изучаемого объекта, либо другой объект, реально существующий, сходный с изучаемым в отношении некоторых определенных свойств и структурных особенностей. Выделяются вербальные (текстовые), математические, информационные, графические модели. В теории коммуникации рассматриваются социологические, психологические модели, модели имиджевой, массовой коммуникации и многие другие.

Системный подход. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой и образующих определенную целостность, единство. При системном

подходе объект рассматривается  как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает  целостные свойства данного множества. Данный подход основан на таких методах, как анализ, т.е. разложение целого на разноуровневые по степени сложности составляющие (подсистемы, компоненты, элементы и т.д.), и синтез, т.е. рассмотрение свойств целостности. В теории коммуникации в качестве систем могут рассматриваться текст, СМИ, коммуникативные акты и т. д.

Сравнение представляет собой метод, основанный на суждениях  о сходстве и различии объектов и  позволяющий 

выявить их количественные и качественные характеристики. Главное условие применения данного метода состоит в наличии общего основания, по которому сравниваются объекты. Одним из широко используемых методов сравнения является сравнительно- исторический, который позволяет

определить тенденции  развития изучаемого явления.

6.Частнонаучные методы, используемые 

в теории коммуникации.

Частнонаучные методы - это  совокупность способов и 

исследовательских приемов, применяемых в той или иной отрасли науки. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую чрезвычайно разветвленную систему; в ней используются методы таких наук, как

социология, психология, социолингвистика и др. Поэтапность  исследования социальной коммуникации предполагает выбор методов в  соответствии с конкретной задачей  данного этапа. На этапе сбора фактического материала и его первичной

систематизации используются

социологические методы, а также лабораторные эксперименты (наблюдение за устными и письменными 

источниками информации) и полевые 

эксперименты, допускающие  как отстраненное или скрытое наблюдение, так и включенное наблюдение - соучастие в речевой деятельности.

Социологический метод  представляет собой совокупность приемов  конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально- коммуникативные процессы и явления. Опросы позволяют получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, они проводятся либо в устной, либо в письменной форме.

Целью собственно социологического опроса является получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью социокоммуникативного опроса является получение данных о коммуникативных характеристиках информантов, определяющих их отнесенность к той или иной социальной группе. Но в том и в другом случае необходимо придерживаться принципа репрезентативности - достаточности фактического материала. Другим важным понятием при составлении анкеты и первичной обработке данных является понятие о переменных. Дело в том, что в процессе опроса или наблюдения условия коммуникации могут меняться и качественно, и количественно. Принято различать независимые и зависимые переменные. Независимые переменные - это свойства, которые меняются независимо от других свойств и поэтому квалифицируются как причины. Зависимые переменные - это свойства,

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"