Формирование информационной образовательной электронной среды учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что к современному образованию, в условиях его активного развития и уровня роста, предъявляются повышенные требования, связанные с результатами освоения основных образовательных программ. Появляется необходимость специальной подготовки учителей, способных в своей профессиональной деятельности использовать электронные образовательные среды и продукты.
Предмет исследования – информационная образовательная среда учебной дисциплины.
Цель исследования – особенности разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики».

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 Информационная образовательная среда: понятие и подходы формирования

1.1 Информационная образовательная среда: понятие, структура, сущностные характеристики 6
Модульный подход в формировании информационной образовательной среды 11
Организационные формы обучения, реализуемые в информационной образовательной электронной среде 16

Выводы 21

Глава 2 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины 23
2.1 Проектирование информационной образовательной среды учебной дисциплины 23
2.2 Инструментальные средства разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины 43
2.3 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики» 53

Выводы 60

Заключение 61

Список литературы 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Дурдыевой Лияны.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Утверждена  приказом по университету             Допущена к защите

От 1 декабря 2010 г.    № 1138-с                                    «21» апреля 2011г.

Зав. кафедрой информационных технологий,

                                                                     канд. техн. наук, доцент Шульгин А.О.

                                                                   ________________________________

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

 

Рецензент:

 

 

 

 

 

 

    

 

Дата защиты                                                                     

«6» июня 2011  г.                                               

 

Оценка________________                        

Выполнила:

Дурдыева Лияна  Рамазановна

Студентка 5 курса,

Специальности «Информатика»           с дополнительной специальностью «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

очной формы обучения

 

Научный руководитель:

Шевченко Галина Ивановна

канд. пед. наук, доцент, доцент

кафедры информационных технологий


 

 

 

 

 

Ставрополь, 2011 г.

Содержание

Введение 3

 

Глава 1 Информационная образовательная среда: понятие и подходы формирования

 

1.1 Информационная образовательная среда: понятие, структура, сущностные характеристики 6

    1. Модульный подход в формировании информационной образовательной среды 11
    2. Организационные формы обучения, реализуемые в информационной образовательной электронной среде 16

 

Выводы 21

 

Глава 2 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины 23

2.1 Проектирование информационной образовательной среды учебной дисциплины 23

2.2 Инструментальные средства разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины 43

2.3 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики» 53

 

Выводы 60

 

Заключение 61

 

Список литературы 64

Введение

 

Актуальность исследования определяется тем, что к современному образованию, в условиях его активного развития и уровня роста, предъявляются повышенные требования, связанные с результатами освоения основных образовательных программ. Появляется необходимость специальной подготовки учителей, способных в своей профессиональной деятельности использовать электронные образовательные среды и продукты.

Современное состояние решаемой проблемы должно быть направлено не только на повышение уровня образованности человека, но и на формирование совершенно иного образа и способа мышления, приспособленного к бурно меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; и становление нового информационного мировоззрения, основанного на понимании существенной роли информации и информационных процессов.

Имеющееся в школах программное обеспечение недостаточно полно позволяет отражать содержание обучения информатике. В связи с этим возникает потребность в подготовке педагога, который был бы готов к разработке и использованию электронной образовательной среды при изучении конкретной дисциплины. Следовательно, проблема исследования состоит и в противоречии между необходимостью обучения студентов решению задач по информатике, и недостаточным учебно-методическим обеспечением соответствующей дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики».

Объект исследования – образовательные среды.

Предмет исследования – информационная образовательная среда учебной дисциплины.

Цель исследования – особенности разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики».

Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие «информационная образовательная среда» и ее сущностные характеристики.
  2. Выявить подходы формирования информационной образовательной среды и изучить технологии проектирования и ее разработки.
  3. Разработать электронную информационную образовательную среду дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики».

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта ученых-педагогов в области использования электронных образовательных сред в процессе обучения; изучение современных инструментальных средств разработки электронных сред; систематизация требований к комплексу учебно-методических материалов по дисциплине; сравнение технологий и методов создания электронных средств поддержки учебного процесса; компьютерное моделирование и проектирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала по данной проблематике, уточнении содержания понятия «информационная образовательная среда», развитии модульного подхода к обучению, определении технологических подходов к разработке электронной среды учебной дисциплины, получении новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и внедрения в процесс обучения образовательного учреждения разработанной среды.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная образовательная электронная среда может быть использована для изучения одноименной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики» в высших учебных заведениях и в школьном курсе информатике для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении обоснованы актуальность и проблема исследования, формулируются объект и предмет исследования, определяются цели, задачи, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Информационная образовательная среда: понятие и подходы формирования» рассматривается понятие «информационная образовательная среда», ее классификация, структура и сущностные характеристики, изучаются основные подходы ее формирования и организационные формы обучения, реализуемые в информационной образовательной электронной среде.

Вторая глава «Разработка  информационной образовательной среды  учебной дисциплины» посвящена проектированию информационной образовательной среды, изучению различных подходов к определению его этапов, описанию методической и технологической структуры разрабатываемой электронной среды, выбору инструментальных средств ее создания; также рассматривается организация пользовательского интерфейса среды, приводится ее описание.

В заключении обобщаются результаты проделанной работы.

 

Глава 1 Информационная образовательная  среда: понятие и подходы формирования

1.1 Информационная образовательная среда: понятие, структура,

сущностные  характеристики

 

Изучение учебной среды  невозможно без использования общих представлений об образовательной среде. В материалах научно-исследовательских конференций встречаются термины, относящиеся к различным аспектам среды: «информационная среда», «гуманитарная среда», «социальная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда», «образовательная среда», «информационная среда обучения». Несмотря на широкое употребление упомянутого понятия, а вероятнее всего, благодаря этому понятие «среда» не имеет однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» обычно понимается как окружение, то есть отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом [1].

С точки зрения профессора В.П. Тихомирова [28], основу образовательного процесса составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная и современная образовательная среда обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также возможность личного контакта.

Приведенное выше описание среды лежит в основе понятия «образовательная среда» применительно к значимой категории образовательного процесса. В науке существуют разносторонние подходы к определению идеи образовательной среды.

С точки зрения О. А. Ильченко, под образовательной средой следует

понимать «системно  организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса» [16].

Под образовательной  средой В.А. Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [30].

С.Д. Деряба считает, что «образовательная среда представляет собой

совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [10].

В определении непосредственно  понятия информационной образовательной  среды существуют различные точки  зрения.

Под информационной образовательной  средой понимается следующее:

  • единое информационное образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [3];
  • совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего, на базе информационно-коммуникационных технологий и т.д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных педагогических технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно ориентированной педагогической системы [15].

Рассмотрим трактовку информационной образовательной среды в образовательном аспекте. В толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования дана следующая формулировка информационной образовательной среды: «Информационно-коммуникационная предметная среда – это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, формированию познавательной активности обучаемого (при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием); а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств информационно-коммуникационных технологий; информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных информационно-коммуникационных технологий, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей)» [21].

В то же время из других научных источников следует вывод, что под единой информационной образовательной средой можно понимать основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, обеспечивающую едиными технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, педагогов, родителей, администрацию учебных заведений и общественность. Согласно последнему определению, подобная среда нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления учебным заведением, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях [33].

М.И. Башмаков и др. [6] классифицируют информационные среды:

1) по целям их использования:  стимулирование познавательной  деятельности; овладение базовыми знаниями; профессиональная подготовка; соответственно выделяя три вида обучения: стимулирующий; общий; профессиональный;

2) по степени свободы  обучаемого, построенная на тенденции  эволюции компьютерного обучения – от жесткого контроля за учеником в автоматизированных обучающих системах, до управляющей функции пользователя в современных инструментальных средствах, в том числе и в Интернет.

Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, элементы которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения [25].

Информационная образовательная  среда складывается из пяти блоков:

  • ценностно-целевого;
  • программно-методического;
  • информационно-знаниевого;
  • коммуникационного;
  • технологического.

Ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы для развития достижения поставленной цели обучения и учения.

Программно-методический блок содержит всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки.

Информационно-знаниевый блок включает систему знаний и умений студента, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определяющие свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность.

Коммуникационный блок включает формы взаимодействия между участниками педагогического процесса.

Технологический блок включает средства обучения, используемые в информационной образовательной электронной среде (в частности, использование новых информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).

Информация о работе Формирование информационной образовательной электронной среды учебной дисциплины