Школа как среда формирования толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть проблему формирования толерантности в одном из важнейших социальных институтов – образовательных учреждений.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у школьников.
2. Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников.

Файлы: 1 файл

клименко печать).docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО –  КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Культура толерантности»

на тему:

«Школа как  среда формирования толерантности»

 

 

 

 

 

Работу выполнила:  
студентка 30549 группы 
Смирнова Галина 
Преподаватель:

                                                            Клименко Е.В.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

Актуальность  работы.

  Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.      

 Актуальность проблемы утверждения идеалов и формирования терпимого отношения в обществе в самом начале личностного развития человека – школе, и сегодня не вызывает сомнений.

        Сложности общественного развития в Российской Федерации во многом обусловлены:

  1. Большим территориальным пространством и многонациональным народом, населяющим его, в связи с чем понимание толерантности неоднозначно  в разных культурах и в разных регионах;
  2. Отсутствием развитого правового, демократического сознания;
  3. Несформированность ценностей толерантности, которые являются краеугольным камнем правового и демократического сознаний.

         При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу, своей противоречивостью, повышенной сложностью связей и отношений, особенностями передачи духовных ценностей и моделей конструктивного взаимодействия с миром.

Российский ребенок, жизнедеятельность  которого с первых месяцев и лет  протекает в семье конкретного  этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде  и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной  стороны,  
его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социо-культурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Для решения данных проблем необходимо:

    1. Создания системы, которая воспитывала бы ценности толерантности среди подрастающего поколения;
    2. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества, что в несет значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира в Российской Федерации и на Земле.

        В условиях культуры мира находится место и для выражения творческих способностей человека, и для выражения человеческих чувств. Культура мира, утверждая ценность справедливости и содействуя сохранению многообразия культур и природной среды, создает условия для такого общественного порядка, который основан на равенстве прав, уважении человеческого достоинства каждого и бережном отношении к живым существам и различным системам жизни.

Воспитание такого представления  о мире требует развития способностей к ответственному и конструктивного  общественному поведению; требует совершенствования умения принимать нравственнозрелые решения, касаются ли они личных отношений или общественного поведения. Это ставит перед воспитанием задачу развития в человеке способностей, необходимых для толерантного взаимодействия, для жизни в условиях многообразия, для конструктивного и ответственного поведения в условиях конфликта.

  Но ведь проблемы культуры мира – это глобально, прежде нужно научиться решать проблемы в своем регионе( в данном случае- школе), через развитие толерантности личности. А подходов  в развитии толерантности – два:

  1. Ограничения, то есть запреты, законы, правила поведения(то, чем, к сожалению, чаще всего пользуются педагоги);
  2. Создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, способности конструктивно решать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий (то, чем педагоги должны владеть лучше, чем кто-либо, так как этому можно и нужно НАУЧИТЬ).

Цель работы: раскрыть проблему формирования толерантности в одном из важнейших социальных институтов –  образовательных учреждений.

В соответствии с целью  работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у школьников.

2. Определить и теоретически  обосновать понятие, структуру  и качественные характеристики  компонентов толерантности младших  школьников.

3. На примере Социального проекта школы по формированию толерантного сознания «Не ждать, помогать, верить–действовать вместе, всегда!» проанализировать возможность правильного формирования толерантности у школьников.

На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета  сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на  ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует  о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства.

Именно толерантность  должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который  направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования  по пути гуманизации и социально-культурного  равновесия. Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня  в Российском государстве: «…Если Россия, как и другие цивилизованные страны не встанет на путь формирования  толерантного сознания и соответствующих ему принципов поведения, то всем нам грозит гибель: мир сгорит в пожаре нарастающих  год от года войн между разными этносами, религиями, цивилизациями и культурами. Сигналов о том, что  планета стоит на пороге такой вселенной битвы, было недостаточно".

Для того, чтобы процесс  формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло  Федеральную программу «Формирование  установок толерантного сознания и  профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому  образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий  формирования толерантности у граждан  своего государства. Отдельные высшие учебные заведения, научные организации, отбираемые на конкурсной основе, становятся полноправными исполнителями Программы. Однако без вложения каждого педагога в общее дело воспитания толерантности  у подрастающего поколения, решение этой задачи невозможно. В настоящем разделе нами предлагается авторская программа, являющаяся попыткой осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя.

Понятие «толерантности»  хотя и отождествляется многими  исследователями с понятием «терпения», имеет более яркую активную направленность. Отметим, что в нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.    

Т. о., являясь нравственным качеством, толерантность не возникает  на пустом месте и     не  является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности.

Формирование толерантности  следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова  человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.       

В последнее время все  чаще и чаще возникают разговоры  о толерантном мире, т.е. мире без  насилия и жестокости, мире, в  котором самой главной ценностью  является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но толерантность  нужно воспитывать. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что  искусство общения – это дар, которым обладают немногие. Всех остальных  – надо учить. Учить диалогу, учить  умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия  к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень  непросто. «Педагогика сотрудничества»  и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Именно поэтому появилась  необходимость разработать систему  формирования толерантного сознания в  школе-интернате и апробировать ее, тем более что отношения  между современными школьниками, к  сожалению, нельзя назвать идеальными. Воспитание культуры толерантности  необходимо осуществлять по формуле: "родители + дети + педагог".  
       Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.  
       Именно на этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.  
       Начать можно с организации семейных вечеров в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание "отдать, а не взять", подарить людям радость.  
       Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели можно использовать все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. 
       Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. 
       Таким образом, смысл деятельности педагогов в формировании толерантных отношений - содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности. 
  

Информация о работе Школа как среда формирования толерантности