Школа как среда формирования толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть проблему формирования толерантности в одном из важнейших социальных институтов – образовательных учреждений.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у школьников.
2. Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников.

Файлы: 1 файл

клименко печать).docx

— 55.09 Кб (Скачать файл)

Основа толерантности  и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и  воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Формирование толерантной  личности – это длительный и сложный  процесс, нет измерителей, которые  сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая  есть у нас в школе, говорит  нам, что работа даёт результаты.

Рассмотрим и проанализируем возможности формирования правильного осознания толерантности среди школьников, формы, с помощью которых этого можно достичь на примере одного из проектов, направленных на решение этой проблемы.

Социальный  проект школы по формированию толерантного сознания 
«Не ждать, помогать, верить–действовать вместе, всегда!»

В рамках государственной  программы «Толерантность» был  разработан Социальный проект школы  по формированию толерантного сознания «Не ждать, помогать, верить - действовать  вместе, всегда!».  
Руководители проекта: Тимакова С.М., Охотникова И.А.

Цели проекта:

  1. Формирование основ толерантной личности в общеобразовательной среде.
  2. Формирование умения моделирования жизненных ситуаций и поиск выхода из них.
  3. Проявление уважения и терпимости к окружающим людям в стенах родной школы и за ее пределами.

Задачи проекта:

  • воспитание учащихся на лучших традициях истории Родины;
  • пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
  • развитие художественного вкуса и культуры учащихся на примерах духовных традиций русского народа;
  • совершенствование организации досуга, приобщение к художественному творчеству, выявление талантов и дарований;
  • приобщение к воспитательной работе семьи, включение семьи в единое воспитательное пространство.
  • воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в поликультурной и многонациональной стране.

Система формирования толерантного сознания предусматривает  следующие направления:

  1. Знакомство учащихся с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
  2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. 
    Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
  4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. 
    Учащихся следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
  5. И как результат - приобщение к культуре мира. 
    Учащиеся, на практике познающие, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Тема проекта

Проведение творческих встреч-праздников для учащихся с ограниченными  возможностями здоровья и учащихся массовых школ.

Обоснование проблемы

К сожалению, многие воспринимают людей с ограниченными возможностями  здоровья не всегда толерантно. Кто–то смотрит на них с жалостью и сочувствием, кто-то с пренебрежением, кто-то агрессивно воспринимает их появление в обществе. Сейчас часто говорят, что необходимо вводить инклюзивное образование. Но готово ли наше общество к такому нововведению? Как будут чувствовать себя дети, которые чем-то отличают от своих сверстников, будет ли им комфортно в этих новых условиях? Мы предлагаем свой проект, как один из способов преодоления предвзятого отношения нашего общества к инвалидам.

Методы осуществления / Пути решения 

На базе одного из учебных  заведений проводится фестиваль - встреча  ребят с ограниченными возможностями  здоровья с ребятами массовых школ. В ходе встречи - праздника учащиеся рассказывают в творческой форме  о себе, о школе, о своих мечтах, ищут новых друзей. Программа праздника  включает в себя игровые конкурсные задания, концертные выступления, беседу «За чашкой чая».

Конкурентное  преимущество («изюминка» проекта, новизна)

Все конкурсы, проводимые для  учащихся коррекционных школ являются, на наш взгляд, закрытыми для широкого круга зрителей. Так конкурс «Поющие  руки» предназначен только для учащихся с проблемами слуха. В конкурсе «Равные  права – равные возможности» участвуют  учащиеся всех коррекционных школ, но учащиеся массовых школ не знают  о нем практически ничего. Мы предлагаем творческие встречи для более  широкого круга участников. Наша цель – сблизить учащихся с ограниченными  возможностями здоровья с их сверстниками.

Союзники и  партнеры

- ДДТ «Павловский»; 
- Администрация и воспитательные службы всех заинтересованных ГОУ; 
- спонсоры.

Необходимые ресурсы (ЧЕМ нужно помочь?)

Информационные – освещение  подготовки и проведения данного  мероприятия в средствах массовой информации (местная пресса, радио, телевидение, Интернет)  
Финансовые – привлечение спонсоров.

Промежуточные шаги реализации (Что УЖЕ сделано?)

Ежегодно: проведение в школе  фестиваля талантов «Звездный дождь», где может проявить себя каждый ребенок, было бы на это его личное желание. Дети знают - даже если ты немного другой, не такой как остальные, тебя будут  слушать и смотреть, обязательно  поддержат, оценят твои успехи.  
- В рамках декады инвалидов, на базе школы-интерната № 8 проведение творческих встреч «Возьмемся за руки, друзья» и «Открой свое сердце добру» с воспитанниками школ-интернатов гг. Пушкина и Павловска.  
- Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» на базе школы – интерната № 8 для учащихся коррекционных школ Санкт- Петербурга. Конкурс включает в себя творческие выступления школьных команд (концертные номера, которые оценивает независимое жюри, определяются победители, вручается приз «Зрительские симпатии»).

Ожидаемый итоговый результат

- Изменение у подрастающего  поколения отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;  
- Расширение круга общения у ребят с ограниченными возможностями здоровья;  
- Возможность реализации творческого потенциала учащихся коррекционных школ на новом уровне.


 

      В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но толерантность нужно воспитывать. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают немногие. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Именно поэтому появилась необходимость разработать систему формирования толерантного сознания в школе-интернате и апробировать ее, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными. Поэтому одним из основных направлений воспитательной системы школы-интерната, в рамках которого осуществляется толерантное воспитание, является «Я - гражданин России». 

Формы работы, с  помощью которых, по моему мнению, можно сформировать культуру толерантности в школах:

  1. Акция памяти «Дети Беслана (занятия в классах, классные часы, конкурсы рисунков на асфальте);
  2. Декада инвалидов (занятия в классах, классные часы, творческие встречи с воспитанниками школ-интернатов гг. Павловска и Пушкина);
  3. Международный день толерантности (месяц толерантности: занятия в классах, классные часы, театрализованные представления, участие в районных мероприятиях);
  4. Уроки толерантности (уроки, классные часы);
  5. Занятия по толерантности «Этика поведения юного петербуржца»;
  6. Фестивали толерантности в школе, игры по станциям;
  7. Международный день семьи (занятия в классах, спортивно-игровые программы);
  8. День народного единства (занятия в классах, классные часы);
  9. Международный день мира (занятия в классах, классные часы);
  10. Художественно- творческие проекты (конкурсы и выставки творческих работ);
  11. Международный день мигрантов и беженцев (занятия в классах, классные часы);
  12. Фестиваль школьных талантов «Звездный дождь»;
  13. Игровая программа «Масленица»;

Педагоги должны следовать следующим принципам:

  1. воспитание в духе мира;
  2. признание способности каждого и уважение чувства и позиции каждого;
  3. быть примером для детей;
  4. умение слушать;
  5. поддерживание эмоциональных привязанностей;
  6. развитие у учащихся чувства взаимного расположения;
  7. предоставление возможности учащимся самостоятельно решать проблемы;
  8. отсутствие жестких иерархических отношений, проявлений авторитаризма;
  9. поощрение совместной деятельности.

 

Анализ социального проекта:

В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для  формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений.       Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Именно в начальной  школе ребенок учится, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. 
       Но особое внимание педагоги школы обращают на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изоли-рованность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности. 
       По моему мнению, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их.  
       Система формирования толерантного сознания в школе-интернате, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Заключение.

Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует  сказать, что толерантность укореняется  в школе, формирует отношения  к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у  учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных  граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать  человеческие достоинства и индивидуальность.

Воспитание толерантности  способствует формированию у детей  навыков критического осмысления и  выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся школы должны учиться проявлять терпимость – значит, признавать то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь  и взаимозависимость всех и каждого  живущих на планете, понимать и уважать  права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в  жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Изучая эту проблему в  этой работе, я с помощью анализа  прочитанной литература и предоставленных  документов, раскрыла суть проблемы, её значимость, показала формы и методы, с помощью которых можно рещать эту проблему в школах.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Статья Голиковой Н.С. «Формирование толерантности у школьников» / интернет-сайт «Важна дискуссия»
  1. Социальный проект школы по формированию толерантного сознания 
    «Не ждать, помогать, верить–действовать вместе, всегда!»

  1. Берри Дж.В. Как мы будем жить все вместе? : альтернативное видение межкультурных отношений / Дж.В. Берри // Кросс-культурная психология: актуальные проблемы : сб. ст. / под.ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. – СПб., 2005. – С. 6–25.
  2. Черепанова Е.С. Педагогические концепции толерантности и современные тенденции развития образования / Е.С. Черепанова // Пределы толерантности в современном обществе : материалы Междунар. науч.–практ. конф., 2003 / под ред. И.Л. Первовой, В.В. Козловского. – СПб., 2003. – С. 124–136.

 
 


Информация о работе Школа как среда формирования толерантности