Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:02, контрольная работа
Цель работы: раскрыть проблему формирования толерантности в одном из важнейших социальных институтов – образовательных учреждений.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у школьников.
2. Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников.
Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.
Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе, говорит нам, что работа даёт результаты.
Рассмотрим и проанализируем возможности формирования правильного осознания толерантности среди школьников, формы, с помощью которых этого можно достичь на примере одного из проектов, направленных на решение этой проблемы.
В рамках государственной
программы «Толерантность» был
разработан Социальный проект школы
по формированию толерантного сознания
«Не ждать, помогать, верить - действовать
вместе, всегда!».
Руководители проекта: Тимакова С.М., Охотникова
И.А.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Система формирования толерантного сознания предусматривает следующие направления:
Тема проекта |
Проведение творческих встреч-праздников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся массовых школ. |
Обоснование проблемы |
К сожалению, многие воспринимают
людей с ограниченными |
Методы осуществления / Пути решения |
На базе одного из учебных
заведений проводится фестиваль - встреча
ребят с ограниченными |
Конкурентное преимущество («изюминка» проекта, новизна) |
Все конкурсы, проводимые для учащихся коррекционных школ являются, на наш взгляд, закрытыми для широкого круга зрителей. Так конкурс «Поющие руки» предназначен только для учащихся с проблемами слуха. В конкурсе «Равные права – равные возможности» участвуют учащиеся всех коррекционных школ, но учащиеся массовых школ не знают о нем практически ничего. Мы предлагаем творческие встречи для более широкого круга участников. Наша цель – сблизить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с их сверстниками. |
Союзники и партнеры |
- ДДТ «Павловский»; |
Необходимые ресурсы (ЧЕМ нужно помочь?) |
Информационные – освещение
подготовки и проведения данного
мероприятия в средствах |
Промежуточные шаги реализации (Что УЖЕ сделано?) |
Ежегодно: проведение в школе
фестиваля талантов «Звездный дождь»,
где может проявить себя каждый ребенок,
было бы на это его личное желание.
Дети знают - даже если ты немного другой,
не такой как остальные, тебя будут
слушать и смотреть, обязательно
поддержат, оценят твои успехи. |
Ожидаемый итоговый результат |
- Изменение у подрастающего
поколения отношения к людям с
ограниченными возможностями здоровья; |
В последнее время
все чаще и чаще возникают разговоры о
толерантном мире, т.е. мире без насилия
и жестокости, мире, в котором самой главной
ценностью является неповторимая и неприкосновенная
человеческая личность. Но толерантность
нужно воспитывать. Проблема культуры
общения — одна из самых острых в школе,
да и в обществе в целом. Порою складывается
ощущение, что искусство общения – это
дар, которым обладают немногие. Всех остальных
– надо учить. Учить диалогу, учить умению
слушать, слышать, понимать, не манипулировать
и не применять насилия к партнеру по общению,
а пытаться ему открыть себя так, чтобы
он тебя понял. Важно быть терпимым по
отношению друг к другу, что очень непросто.
«Педагогика сотрудничества» и «толерантность»
— те понятия, без которых невозможны
какие-либо преобразования в современной
школе. Именно поэтому появилась необходимость
разработать систему формирования толерантного
сознания в школе-интернате и апробировать
ее, тем более что отношения между современными
школьниками, к сожалению, нельзя назвать
идеальными. Поэтому одним из основных
направлений воспитательной системы школы-интерната,
в рамках которого осуществляется толерантное
воспитание, является «Я - гражданин России».
Формы работы, с помощью которых, по моему мнению, можно сформировать культуру толерантности в школах:
Педагоги должны следовать следующим принципам:
Анализ социального проекта:
В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Именно в начальной
школе ребенок учится, с одной стороны,
принимать другого как значимого и ценного,
а с другой стороны — критически относиться
к своим собственным взглядам.
Но особое внимание педагоги школы обращают
на воспитание толерантности в подростковом
возрасте. Именно в этот период начинает
формироваться чувство культурной идентичности
человека, а соответственно повышается
интерес к вопросам культурной принадлежности.
В подростковом возрасте закладываются
основы дальнейшего социального поведения
личности, в том числе: способность к эмпатии
или конфликтность, социальная изоли-рованность,
позитивное или заведомо негативное отношение
к другому. У старшеклассников важно воспитывать
такие качества, как политическая осведомленность,
сознательное участие в политической
жизни общества, способность идти на компромисс
при разногласиях и спорах, справедливость
в отношениях с людьми, способность встать
на защиту любого человека, независимо
от национальности.
По моему мнению, школа должна собственным
примером подтверждать ценности толерантности
и воплощать их.
Система формирования толерантного сознания
в школе-интернате, воспитывающая терпимость
по отношению к людям, позволяет ученикам
успешно адаптироваться не только к жизни
в школе, но и за ее пределами.
Заключение.
Говоря о концепциях модернизации
российского образования, следует
сказать, что толерантность укореняется
в школе, формирует отношения
к ней как к важнейшей ценности
общества, так как развивает у
учащихся черты толерантной личности
с целью воспитания чутких и ответственных
граждан, открытых восприятию других культур,
способных ценить свободу, уважать
человеческие достоинства и
Воспитание толерантности способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся школы должны учиться проявлять терпимость – значит, признавать то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Изучая эту проблему в этой работе, я с помощью анализа прочитанной литература и предоставленных документов, раскрыла суть проблемы, её значимость, показала формы и методы, с помощью которых можно рещать эту проблему в школах.
Список используемой литературы:
Информация о работе Школа как среда формирования толерантности