Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:02, контрольная работа
Цель работы: раскрыть проблему формирования толерантности в одном из важнейших социальных институтов –  образовательных учреждений.
В соответствии с целью  работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме формирования толерантности у школьников.
2. Определить и теоретически  обосновать понятие, структуру  и качественные характеристики  компонентов толерантности младших  школьников.
Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.
Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе, говорит нам, что работа даёт результаты.
Рассмотрим и проанализируем возможности формирования правильного осознания толерантности среди школьников, формы, с помощью которых этого можно достичь на примере одного из проектов, направленных на решение этой проблемы.
В рамках государственной 
программы «Толерантность» был 
разработан Социальный проект школы 
по формированию толерантного сознания 
«Не ждать, помогать, верить - действовать 
вместе, всегда!».  
Руководители проекта: Тимакова С.М., Охотникова 
И.А.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Система формирования толерантного сознания предусматривает следующие направления:
Тема проекта  | 
  Проведение творческих встреч-праздников для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся массовых школ.  | 
Обоснование проблемы  | 
  К сожалению, многие воспринимают 
  людей с ограниченными   | 
Методы осуществления / Пути решения  | 
  На базе одного из учебных 
  заведений проводится фестиваль - встреча 
  ребят с ограниченными   | 
Конкурентное преимущество («изюминка» проекта, новизна)  | 
  Все конкурсы, проводимые для учащихся коррекционных школ являются, на наш взгляд, закрытыми для широкого круга зрителей. Так конкурс «Поющие руки» предназначен только для учащихся с проблемами слуха. В конкурсе «Равные права – равные возможности» участвуют учащиеся всех коррекционных школ, но учащиеся массовых школ не знают о нем практически ничего. Мы предлагаем творческие встречи для более широкого круга участников. Наша цель – сблизить учащихся с ограниченными возможностями здоровья с их сверстниками.  | 
Союзники и партнеры  | 
  - ДДТ «Павловский»;   | 
Необходимые ресурсы (ЧЕМ нужно помочь?)  | 
  Информационные – освещение 
  подготовки и проведения данного 
  мероприятия в средствах   | 
Промежуточные шаги реализации (Что УЖЕ сделано?)  | 
  Ежегодно: проведение в школе 
  фестиваля талантов «Звездный дождь», 
  где может проявить себя каждый ребенок, 
  было бы на это его личное желание. 
  Дети знают - даже если ты немного другой, 
  не такой как остальные, тебя будут 
  слушать и смотреть, обязательно 
  поддержат, оценят твои успехи.    | 
Ожидаемый итоговый результат  | 
  - Изменение у подрастающего 
  поколения отношения к людям с 
  ограниченными возможностями здоровья;    | 
      В последнее время 
все чаще и чаще возникают разговоры о 
толерантном мире, т.е. мире без насилия 
и жестокости, мире, в котором самой главной 
ценностью является неповторимая и неприкосновенная 
человеческая личность. Но толерантность 
нужно воспитывать. Проблема культуры 
общения — одна из самых острых в школе, 
да и в обществе в целом. Порою складывается 
ощущение, что искусство общения – это 
дар, которым обладают немногие. Всех остальных 
– надо учить. Учить диалогу, учить умению 
слушать, слышать, понимать, не манипулировать 
и не применять насилия к партнеру по общению, 
а пытаться ему открыть себя так, чтобы 
он тебя понял. Важно быть терпимым по 
отношению друг к другу, что очень непросто. 
«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» 
— те понятия, без которых невозможны 
какие-либо преобразования в современной 
школе. Именно поэтому появилась необходимость 
разработать систему формирования толерантного 
сознания в школе-интернате и апробировать 
ее, тем более что отношения между современными 
школьниками, к сожалению, нельзя назвать 
идеальными. Поэтому одним из основных 
направлений воспитательной системы школы-интерната, 
в рамках которого осуществляется толерантное 
воспитание, является «Я - гражданин России». 
Формы работы, с помощью которых, по моему мнению, можно сформировать культуру толерантности в школах:
Педагоги должны следовать следующим принципам:
Анализ социального проекта:
В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Именно в начальной 
школе ребенок учится, с одной стороны, 
принимать другого как значимого и ценного, 
а с другой стороны — критически относиться 
к своим собственным взглядам. 
       Но особое внимание педагоги школы обращают 
на воспитание толерантности в подростковом 
возрасте. Именно в этот период начинает 
формироваться чувство культурной идентичности 
человека, а соответственно повышается 
интерес к вопросам культурной принадлежности. 
В подростковом возрасте закладываются 
основы дальнейшего социального поведения 
личности, в том числе: способность к эмпатии 
или конфликтность, социальная изоли-рованность, 
позитивное или заведомо негативное отношение 
к другому. У старшеклассников важно воспитывать 
такие качества, как политическая осведомленность, 
сознательное участие в политической 
жизни общества, способность идти на компромисс 
при разногласиях и спорах, справедливость 
в отношениях с людьми, способность встать 
на защиту любого человека, независимо 
от национальности. 
       По моему мнению, школа должна собственным 
примером подтверждать ценности толерантности 
и воплощать их.  
       Система формирования толерантного сознания 
в школе-интернате, воспитывающая терпимость 
по отношению к людям, позволяет ученикам 
успешно адаптироваться не только к жизни 
в школе, но и за ее пределами. 
Заключение.
Говоря о концепциях модернизации 
российского образования, следует 
сказать, что толерантность укореняется 
в школе, формирует отношения 
к ней как к важнейшей ценности 
общества, так как развивает у 
учащихся черты толерантной личности 
с целью воспитания чутких и ответственных 
граждан, открытых восприятию других культур, 
способных ценить свободу, уважать 
человеческие достоинства и 
Воспитание толерантности способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся школы должны учиться проявлять терпимость – значит, признавать то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Изучая эту проблему в этой работе, я с помощью анализа прочитанной литература и предоставленных документов, раскрыла суть проблемы, её значимость, показала формы и методы, с помощью которых можно рещать эту проблему в школах.
Список используемой литературы:
 
 
Информация о работе Школа как среда формирования толерантности