Школа как среда формирования толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 00:20, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации школьников.
Задачи:
1. Дать характеристику термину толерантность.
2. Выявить специфику проявления и формирования толерантности школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

культ.толерантности К.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Введение. Актуальность темы.

В последнее  время проблема толерантности стала  широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и  международном уровне. Это связано  с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим  людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей школьного возраста, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе.

В «Декларации  принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним  из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной  личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» .

Начинать формирование качеств толерантной личности нужно  как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.

Объект исследования – социализация школьников.

Предмет исследования – толерантность как условие успешной социализации школьников.

Цель  исследования  – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности как условия успешной социализации школьников.

Задачи:

1.  Дать характеристику термину толерантность.

2. Выявить специфику  проявления и формирования толерантности  школьном возрасте.

Методы  исследования: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической, социально-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  толерантности.

Взаимодействие  человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет  междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации.

Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат.

Изучением толерантности  занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Федоренко Л.Г. и многие другие.

В переводе с  латинского толерантность (tolerantia) означает терпение. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. Именно терпение считается одним из значимых качеств педагога. В педагогической работе, как ни в какой другой необходимо много терпения.

Первое значение толерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.

Второе значение включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптацией подразумевается отсутствие или  ослабление реагирования на некий неблагоприятный  фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация – постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения  и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека.

Толерантность понятие широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. Наиболее точна, на наш взгляд, в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.В. Вульфовым. Она определяется им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни».

Анализируя различные  источники, можно сказать, что существует несколько видов толерантности: этническая, коммуникативная, гендерная, политическая и др.

Этническая толерантность  понимается как отсутствие негативного  отношения и наличие позитивного  образа иной этнической культуры при  сохранении позитивного восприятия своей собственной

Политическая толерантность – непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами.

Коммуникативная толерантность  – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Гендерная толерантность  – как психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразных проявлений гендерного поведения, гендерное равноправие в социуме, на основе активной, нравственной позиции личности. «Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина».

Анализируя работы Безюлевой  Г.В., можно сказать, что коммуникативная  толерантность как черта человека собирательна: в ней находят отражение  факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности – интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.

Нетерпимость может принимать  форму маргинализации социально  наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации  по отношению к ним. Ведь все люди и группы людей имеют право  отличаться друг от друга.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. При этом под процессом  воспитания толерантности педагогом  подразумевается целенаправленная организация позитивного (преодоление  негативного) опыта толерантности, то есть создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

Воспитание в духе толерантности  начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Толерантность необходима в  отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

На государственном уровне толерантность требует справедливого  и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность  также требует предоставления каждому  человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

Для того чтобы  сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

В интересах международного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократии невозможны без мира.

Деление на толерантную  и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.

Проявления  терпимости включает в себя такие  качества личности, как:

¾  равноправие;

¾  взаимоуважение;

¾  доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;

¾  равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

¾  сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

¾  возможность следовать своим традициям;

¾  свобода вероисповедания;

¾  сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

¾  позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами.

Проявления  нетерпимости включают:

¾  оскорбления, насмешки;

¾  игнорирование;

¾  негативные стереотипы, предубеждения ( составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик);

¾  этноцентризм (оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими);

¾  поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других);

¾  преследование, запугивание, угрозы;

¾  дискриминация, расизм;

¾  национализм;

¾  эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);

¾  изгнание, репрессии, фашизм, геноцид

Таким образом, толерантность проявляет себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношения  к проявлениям нетерпимости как  к недопустимым.

 

 

 

Принципы  толерантности в школьном образовательном  процессе 
«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности». 
Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. 
Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. 
Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. 
Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании. 
I. Обучение толерантности.  
•    Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. 
•    Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов. 
II. Изучение и поддержка другой культуры.  
•    Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности. 
III. Уважение культурных различий.  
•    Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры. 
IV. Утверждение культурных различий.

Информация о работе Школа как среда формирования толерантности