Школа внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

Школа внешней среды — формирование стратегии как реактивный процесс.
Данная школа концентрирует внимание на третьей силе формирования стратегии — внешней среде — наряду с руководством и организацией.
Согласно этой школе внешние условия подталкивают организации к конкретным нишам: организация действует так, как диктует ее окружение, в противном случае ей придется погибнуть. Уход определяется стратегическим выбором, право на который отнимается у организации и ее руководства и отдается окружению. Таким образом, политическое, идеологическое и другие виды давления определяют стратегический выбор организации.

Файлы: 1 файл

стартегическое управление.docx

— 299.65 Кб (Скачать файл)

Школа внешней среды

 

  Школа внешней среды  — формирование стратегии как  реактивный процесс.

  Данная школа концентрирует  внимание на третьей силе формирования  стратегии — внешней среде  — наряду с руководством и  организацией.

  Согласно этой школе  внешние условия подталкивают  организации к конкретным нишам:  организация действует так, как  диктует ее окружение, в противном  случае ей придется погибнуть.  Уход определяется стратегическим  выбором, право на который отнимается  у организации и ее руководства и отдается окружению. Таким образом, политическое, идеологическое и другие виды давления определяют стратегический выбор организации.

  Посылки школы внешней  среды:

  — внешнее окружение  проявляется как набор сил  общего характера и является  главным элементом процесса создания  организационной стратегии;

  — организация должна  либо адекватно реагировать на  внешние силы, либо ей придется "уйти со сцены";

  — руководство рассматривается  как пассивный элемент стратегического  процесса, его задача — идентификация  внешних сил и обеспечение  приспособления организации;

  — организации собираются  вместе в особых нишах экологического  типа и остаются там до тех  пор, пока их ресурсы не оскудевают  или враждебность среды не  становится чрезмерной. Затем организации  прекращают свое существование.

  В школе внешней  среды можно выделить два направления:  теорию ситуационных факторов  и теорию экологии популяции.

  В основе ситуационной  теории, которая возникла из-за  неудовлетворенности утверждениями  классической теории менеджмента  о существовании "единственного  способа" управления организацией, метод управления зависит от  множества факторов (размера организации,  технологии, устойчивости, враждебности  внешней среды и т. д.).

  Для изучения внешней  среды выделяют четыре характеристики:

  — стабильность. Окружение  организации варьируется от стабильного до динамичного. Динамику окружению придают разнообразные факторы: изменения спроса и предложения, смена технологий или базы знаний и др.;

  — комплексность. Окружение  организации варьируется от простого до сложного. Окружение является сложным в той степени, в какой организации приходится использовать знания о продуктах, технологиях, потребителях;

  — разнообразие рынка.  Рынки организации варьируются  от интегрированных (внутри компании) до диверсифицированных (по всему миру);

  — враждебность. Окружение  организации по степени доступности  ресурсов варьируется от очень  щедрого до враждебного. Одни организации могут позволить себе выбирать клиентов, другие участвуют в конкурсах и тендерах с жесткими условиями.

  Ситуационная теория  сосредоточена на исследовании  возможных реакций организации  (структурных, стратегических) на  перечисленные выше характеристики. Руководители делают выбор из  ряда жизнеспособных стратегий,  принимая решения, не только  адекватные внешней среде, но  и отражающие их собственные  побуждения, пристрастия, возможности.  Например, предприниматели, которые предпочитают рисковать, выбирают динамическое окружение.

  Экологический популяционный  подход использует модель: отклонение (изменение) — отбор-закрепление.  Объясняя изменения, они указывают  на взаимодействие инноваций  в организации и борьбы за  существование на уровне популяции.  Рождение организации вносит  изменения в популяцию, поскольку  объем ресурсов внешней среды  является конечной величиной  (фиксированная потенциальная емкость  экологической системы). Во внешней  среде действует жесткая борьба  за ресурсы, из которой выбывают  менее приспособленные компании (отбор). Критерии выживания устанавливает  исключительно внешняя среда,  и те, кто им не соответствует,  вынуждены "оставить сцену". Приверженцы этого направления  не отрицают роль стратегии,  поскольку у организаций всегда  есть выбор. Будущее организации  зависит от того, какие объем  и структуру ресурсов она выберет  для сохранения избыточного потенциала, и от умения правильно распоряжаться  ресурсами и запасами. Очень часто  прекращение существования связано  с агрессивными стратегическими  действиями конкурентов. В табл. 4 представлены стратегии и тактика  выживания организаций.

 

Таблица 4. Стратегические ответы на институциональные процессы

 

 

 

  Критика положений  школы внешнего окружения:

  — характеристики  внешней среды, вводимые теорией  ситуационных факторов, весьма расплывчаты,  абстрактны, что не позволяет  строить стратегий, которые должны  исходить из четких позиций;

  — школа экологической  популяции придерживается мнения, что у организации отсутствует  свобода выбора и она обречена на условия деятельности, исходящие из внешней среды. На практике действует большое число организаций, успешно противодействуя враждебности внешней среды. Вопрос о том, есть ли у компании выбор, сходен с вопросом о том, есть счастье или нет. В жизни всюду встречаются счастливые люди. Крупные организации устанавливают взаимосвязи с другими влиятельными крупными организациями (например, ОПЕК) в целях ослабления давления при отборе.

 

 

 

Стратегические ответы организации  на внешнее давление (по К. Оливеру, 1991)

Основные особенности  школ стратегического управления

 

 

К. Оливер выдвинул гипотезу о пяти возможных стратегических реакциях фирмы на давление среды

 

1. Уступки. Организация  следует неписаным законам, подчиняется  правилам большинства.

 

2. Компромиссы. Организация  ведет постоянные переговоры  для снижения давления внешних  факторов, заключает сделки и  отказывается демонстрировать несогласие  неписаным законам.

 

3.Уклонение. Компания предпринимает  попытки вывернуться из-под общих  правил, игнорировать некоторые  правила.

 

4. Открытое неповиновение.  Компания активно сопротивление  давлению внешней среды, особенно  неписанным правилам и законам, ведет дискуссия по поводу справедливости текущих правил.

 

5. Манипулирование. Применяют  компании, обладающие влиянием и  контролем . они стремятся доминировать, навязывая другим свои правила и ценности.

 

Таким образом, приверженцы  школы внешней среды считают, что организации практически  лишены стратегического выбора и  вынуждены следовать очень ограниченному  набору выборов. Думаю, что сын приверженца этой школы вполне мог стать сценаристом серии фильмов – ужастиков типа «Пункт назначения»:)


Информация о работе Школа внешней среды