Формирование толерантности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 21:26, реферат

Описание работы

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Формирование толерантности…………………………………………………………4
Агенты формирования толерантности………………………………………………..6
Основные предметы исследования……………………………………………………8
Социологические аспекты толерантности…………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

План

Введение………………………………………………………………………………...3

Формирование толерантности…………………………………………………………4

Агенты формирования толерантности………………………………………………..6

Основные предметы исследования……………………………………………………8

Социологические аспекты толерантности…………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………………….13

Список используемой литературы…………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир – это постоянное общение и взаимодействие людей друг с другом. Общаясь с другими людьми, человек оценивает их мир через призму ценностей и норм своей культуры. Оценивая чужую культуру по привычным ему стандартам и критериям своей собственной, человек тем самым, начинает судить предвзято, появляется убеждение, что чужая культура непременно хуже, чем его собственная. Такая точка зрения препятствует межкультурной коммуникации, поскольку не способствует взаимопониманию сторон. Один из основополагающих моментов межкультурной коммуникации заключается в том, что не следует спешить с умозаключениями и оценками, оценивая поведение других людей, надо постараться понять их культуру. Это возможно только через формирование толерантности.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

 

Формирование толерантности

Процесс формирования толерантности можно представить в виде последовательности этапов:

  • Интериоризация (усвоение) ценностей;
  • Преобразования ценностей в мотив;
  • Преобразование мотива в деятельность и отношения;
  • Формирование нового содержания мотива под влиянием деятельности субъекта;
  • Осознание толерантности как ценности, что обеспечивается накопленным положительным опытом толерантных отношений.

 

Стратегия формирования толерантности:

- создание системы социальных  и педагогических условий, способствующих  формированию убеждений и взглядов, навыков толерантного поведения  в микросреде – семье, в учебном  заведении, на рабочем месте и  т.д.

- способствование реализации  идей привития детям и юным  гражданам полинационального государства, открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в различных сферах;

- распространение позитивного  подхода к этническим вопросам  и предотвращение проявления  расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии и др. через создание  доброжелательной атмосферы в  детских коллективах, акцентируя  внимание на том, что объединяет  детей, представителей разных этносов.

 

Механизмы формирования толерантности:

1. Принятие – включение  другого в индивидуальное пространство  личности за счет понимания, эмпатии, ассертивности.

2. Идентификация – эмоционально-когнитивный  процесс неосознаваемого отождествления  субъектом себя с другим субъектом  или группой. Она изначально является  нейтральным процессом, но может  иметь позитивные или негативные  эффекты в зависимости от того, кто является объектом идентификации.

3. Самоконтроль как волевой  механизм толерантности подразумевает  положительное, эмоционально устойчивое  отношение в совместной деятельности  и в общении между индивидами.

4. Присвоение – это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агенты формирования толерантности

К  основным агентам формирования навыков толерантного взаимодействия можно отнести: семью, школу, друзей, сверстников, средства массовой информации, произведения устного народного творчества и др.

Рассмотрим значение и суть некоторых из них.

Во всех культурах семья является для человека, а особенно для ребенка,  основным агентом воспитания и формирования личности. В том числе и для формирования понятий «доброта», «уважение», «понимание», «принятие другого человека»,  т.е. для формирования навыков толерантного взаимодействия.  

Эффективность семьи,  как агента формирования навыков толерантного взаимодействия,  во многом определяется следующими факторами: нравственно-психологическим микроклиматом в семье; материальным и социальным статусом семьи; степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой; ролью отца и матери в общении с детьми; структурой и составом семьи и т.д.

Другим агентом формирования навыков толерантного взаимодействия  может быть школа. Так, в школе мы получаем навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе. Для успешного формирования навыков толерантного взаимодействия отношения учитель-ученик и ученик-ученик должны строиться на взаимодействии, уважении, доверии  друг другу. Именно такие отношения могут дать нам ощущение партнерства в процессе обучения и вызвать интерес к учебе.

Безусловно, немалое влияние на формирование толерантности и толерантного сознания оказывает просмотр телевизионных передач. Ученые спорят о характере этого влияния. Положительное в том, что человек, посмотрев разные передачи, может получить много полезной информации о толерантном и интолерантном поведении в обществе, о последствиях интолерантного поведения,  расширить свой кругозор,  увидеть разные модели толерантного поведения, может сформировать у себя толерантное сознание.  Но, к сожалению, за просмотром телевизионных передач не возможно сформировать навыки толерантного взаимодействия. Исследования показали, что за последние 20 лет у подрастающего поколения ухудшились коммуникативные навыки. Раньше члены семьи собирались вместе по вечерам и обсуждали произошедшее за день. Во время таких бесед дети учились не только грамотно излагать свои мысли, но и терпению, умению выслушать и понять другого члена семьи. Теперь дети приходят домой из школы и проводят время у экрана телевизора. Получаемая ими визуальная информация,  не требует ее обдумывания и обсуждения. Из-за телевидения дети не только меньше общаются с родителями и сверстниками, но и меньше пишут и читают. Такая ситуация может крайне отрицательно влиять на развитие навыков толерантного взаимодействия.

Агентов формирования навыков толерантного взаимодействия, помимо уже упомянутых, существует так же много, как групп и социальных  институтов,  с которыми взаимодействует человек на протяжении всей своей жизни. Это и школьный класс, и место работы, произведения  устного народного творчества и произведения мировой и отечественной  литературы,   средства массовой информации и материалы сети Интернет, и многие  другие компоненты,  которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия  человека и принимают участие в формировании его сознания  и навыков  толерантного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные предметы исследования

Представляется, что в рамках социологической парадигмы толерантности можно выделить три основных предмета исследования.

Во–первых, толерантность можно рассматривать как систему ценностей, входящую в структуру общественного сознания. В связи с этим возможен анализ государственной доктрины в этой сфере, основных типов общественного сознания, сознания различных социальных групп, слоев населения и т.д. В этом случае объектом исследования будут выступать проблемы разработки теоретически обоснованных показателей стратификации общественного сознания, построение различных его типов, анализ влияния на каждый тип идеологических и социально–экономических факторов и воздействие определенного типа сознания на социальные процессы и особенности поведения людей.

При анализе толерантности как составляющей структуры общественной идеологии особое внимание предполагается уделить проблемам классификации как самого общественного сознания, так и его носителей – классов, социальных групп, слоев населения. Эта классификация наряду с подробной классификацией самого понятия толерантности должна явиться основой для создания системы переменных, при помощи которых будут разрабатываться инструменты сбора эмпирической информации.

Во–вторых, толерантность может рассматриваться в рамках функционирования какого–либо конкретного института, особо значимого для исследования идеологии толерантности, например, образовательного, СМИ и т.д. Анализируя этот процесс функционирования в рамках какой–либо социологической теории, можно анализировать особенности влияния толерантных (интолерантных) ценностей, норм и образцов поведения на установки и поведение отдельных индивидов или групп. Одновременно с этим исследованию будут подвергаться функции толерантных или интолерантных ценностей и норм и их воздействие на выполнение институтом своих основных функций. Так, например, можно рассматривать влияние ценностей, норм и образцов поведения образовательных институтов (школ, ВУЗов и т.д.) на успешность воспитания подрастающего поколения.

В–третьих, предметом исследования может быть система межгрупповых взаимодействий (межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и т.д.). Здесь речь идет, прежде всего, о больших социальных группах, выделенных по социально–демографическим показателям, и проведении эмпирических исследований в отношениях между членами этих групп (межличностные отношения двух конкретных представителей национальных или религиозных групп или же отношение к человеку как представителю той или иной группы).

Если на протяжении 70–летней истории развития советского общества отношения со стороны государства к личности, к политическим и идеологическим институтам, а также институтам собственности отличались крайней интолерантностью, то в настоящее время интолерантное отношение намного более характерно для внутриинституциональных отношений (межконфессиональное противостояние), межгрупповых (прежде всего межэтнических) и межличностных. Последствия интолерантности могут принимать такую форму и такой размах, что они начинают представлять собой опасность для стабильности социальных отношений, существования государственных институтов, здоровья и жизни людей.

Указанные предметы исследования не являются взаимоисключающими, тем не менее каждый из них имеет свои особенности. Их необходимо учитывать при построении теоретической модели, в рамках которой будет осуществляться эмпирическое исследование.

 

 

 

 

 

 

 

Социологические аспекты толерантности

Понятие толерантность может входить в различные парадигмы и, в соответствии с этим, по–разному трактоваться. Л.Дробижева справедливо отмечала, что "теоретическая трактовка толерантности имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение" (Дробижева, 1998).

В идеологическом ракурсе толерантность является системой ценностей и норм, которые присутствуют во многих современных цивилизационных концепциях, таких как "Глобальная этика", "Права человека", "Декларация Культуры Мира", "Декларация Земли" и т.д.

Представляется, что основными составляющими данной системы являются:

• презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

• презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

• ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

• ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

• ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

• ценность следования нормам права;

• ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

В России идеологическая трактовка толерантности тесно связана со схемами, разработанными большевистскими идеологами, в рамках которых понятие нетерпимости носило позитивно окрашенный характер, в то время как терпимость – явно негативный. В связи с этим, в представлениях многих людей понятие терпимости являлось синонимом понятий "бесхребетность", "безразличие", "беспринципность", "вседозволенность" и т.д. Позитивное восприятие толерантности имеет огромное идеологическое значение с точки зрения приобщения людей к системе ценностей современной глобальной этики.

Использование толерантности в политическом контексте вытекает из его идеологической трактовки и связано с концептуальным противостоянием традиционного политического сознания, доминирующего до конца 50–х гг. XX века, основанного на национальной и межконфессиональной непримиримости, классовой борьбе и современного, получившего свое развитие во второй половине XX века и основанного на демократии, правах человека, ненасильственном разрешением конфликтов. Можно согласиться с тем, что "в политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве" (Век толерантности, 2001).

Информация о работе Формирование толерантности