Формирование информационной образовательной электронной среды учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что к современному образованию, в условиях его активного развития и уровня роста, предъявляются повышенные требования, связанные с результатами освоения основных образовательных программ. Появляется необходимость специальной подготовки учителей, способных в своей профессиональной деятельности использовать электронные образовательные среды и продукты.
Предмет исследования – информационная образовательная среда учебной дисциплины.
Цель исследования – особенности разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики».

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 Информационная образовательная среда: понятие и подходы формирования

1.1 Информационная образовательная среда: понятие, структура, сущностные характеристики 6
Модульный подход в формировании информационной образовательной среды 11
Организационные формы обучения, реализуемые в информационной образовательной электронной среде 16

Выводы 21

Глава 2 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины 23
2.1 Проектирование информационной образовательной среды учебной дисциплины 23
2.2 Инструментальные средства разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины 43
2.3 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики» 53

Выводы 60

Заключение 61

Список литературы 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Дурдыевой Лияны.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Принимая за основу признаки, приведенные Г.Ю. Беляевым, можно сформулировать существенные черты информационной образовательной среды [7]:

  1. Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы.
  2. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующее разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
  3. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.
  4. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психолого-дидактического компонентов, образующих систему.

Современная информационно-образовательная  среда как многокомпонентная система, по мнению М. А. Свиряевой и др.[25], должна обладать следующими характеристиками:

  • хранение, переработка и передача информации любого вида (звуковой, визуальной, текстовой, графической и т.п.);
  • доступ к различным источникам информации;
  • свободное общение (телеконференции, видеочаты и т.п.)

На основании вышесказанного, информационную образовательную электронную среду можно определить как комплексную систему, объединяющую посредством сетевых технологий программные и технические средства, организационное, методическое и учебное обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности программ обучения [18].

    1. Модульный подход формирования информационной образовательной среды

 

Необходимым условием гармоничного развития личности, создания условий  для полноценной интеграции в  мировую профессиональную и культурную среду является наличие развитой информационной образовательной среды [11].

Формирование такой информационной образовательной среды является предметом совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Она осуществляется в следующих направлениях [29]:

  • определение содержания, методов и технологий обучения учащихся в условиях информатизации образования;
  • обеспечение современной компьютерной техникой образовательного учреждения;
  • создание условий для эффективного использования средств информационно-коммуникационных технологий в практике образовательного учреждения.

Анализ структуры и  состава существующих информационных образовательных сред позволяет выделить основные особенности их формирования [17], к которым можно отнести принцип модульности [21], предполагающий целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков (элементов). Эти блоки взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Эта гибкость основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности. Такой подход к построению информационных образовательных сред обусловлен дидактическими традициями западной системы образования, основанной на стандартизации не только образовательной программы, но и всех ее составляющих и имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинствами такого подхода  являются:

  • простота проектирования и построения информационной образовательной среды, как совокупности дисциплин образовательной программы;
  • сравнительно несложная организация учебного процесса;
  • распределенность информационной образовательной среды, трактуемая как возможность использования стандартизованных курсов, подготовленных разными образовательными организациями или авторами в образовательной программе.

К недостаткам такого подхода можно отнести:

  • противоречивость между интегральностью системы знаний в рамках образовательной программы, заключающейся в междисциплинарных связях и базирующейся на дополнительных учебных материалах, детализирующих и углубляющих отдельные разделы дисциплины и попыткой представления ее в виде системы не взаимосвязанных модулей;
  • необходимость поиска дополнительных источников информации для углубления знаний по дисциплине;
  • отсутствие целостности в восприятии учебного материала;
  • отсутствие логики причинно-следственных связей в образовательной программе;
  • сложность адаптации в российскую образовательную систему, ориентированную на подготовку специалистов широкого профиля;
  • разрыв между процессом обучения и традициями научных и научно-педагогических школ.

Помимо стандарта западной системы образования, процесс обучения в информационных образовательных средах наследует и основные элементы модели традиционной российской системы образования, такие как лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, контрольные задания и пр.

Анализ составляющих некоторой  обобщенной существующей модели информационной образовательной среды, позволяет выявить следующие особенности [17]:

  • отсутствие единого интерфейса между средой и обучающимся, что затрудняет использование информационных образовательных сред в процессе обучения;
  • отсутствие дифференцированной системы навигации в курсе, учитывающей различные способы передвижения при изучении курса, повторении материала, а также при подготовке к экзаменам;
  • отсутствие стратегии использования наукоемкого программного обеспечения;
  • несмотря на декларируемое использование в процессе обучения метода проектов, являющегося аналогом курсового проектирования в традиционной образовательной системе, отсутствуют примеры его использования, даже на уровне постановки задач;
  • хорошо продумана и доведена до стандарта система тестового контроля, однако, примеры ее использования встречаются крайне редко и фрагментарно.

Данный факт показывает, что методологические аспекты информационной образовательной среды отстают от развития технических средств, поскольку в методическом плане информационные образовательные среды интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика. Именно отставание в разработке методологических проблем, «нетехнологичность» имеющихся моделей, методов и методик являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями фрагментов информационной среды, разработанными на настоящий момент.

Анализ достоинств и  недостатков, существующих информационных образовательных сред и дидактических традиций российской системы образования позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационные образовательные среды [20]:

  1. Многокомпонентность – информационная образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
  2. Интегральность – информационная компонента информационной образовательной среды должна включать себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
  3. Распределенность – информационная компонента информационной образовательной среды оптимальным образом распределена по хранилищам информации с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
  4. Адаптивность – информационная образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро информационной образовательной среды, адекватно отражая потребности общества.

Приведенные выше принципы построения информационной образовательной среды делают необходимым ее рассмотрение, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий.

Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно, ее формирование – это системный целенаправленный процесс. Действительно, сегодня в системе образования предприняты серьезные шаги, стимулирующие стремление учителей к овладению информационными и коммуникационными технологиями: на базе институтов повышения квалификации проводятся курсы и семинары по формированию базовой и предметно-ориентированной информационно-коммуникационных технологий-компетенций учителей, организуются конкурсы сценариев мультимедийных уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических кадров включен вопрос об использовании информационных и коммуникационных технологий в методике преподавания предмета и др. Учителя вместе с учащимися создают образовательные сайты, виртуальные предметные кабинеты, работают появившиеся по инициативе педагогов-энтузиастов сетевые методические объединения, проводятся уроки с использованием ресурсов сети Интернет, организуются теле-, видеоконференции, чат-сессии. Развивающаяся информационная образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса. В содержании педагогической деятельности учителя в условиях использования ИКТ получает развитие «информационная составляющая», что обусловливает формирование у учащихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Необходимость совершенствования подготовки учителя, нацеленной на развитие содержания компонентов педагогической деятельности на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий, очевидна в условиях современного

информационного общества [29].

 

 

1.3 Организационные формы обучения, реализуемые в информационной образовательной электронной среде

 

Обучение в информационной образовательной среде выступает  как динамическая система, представляющая собой целостную совокупность поступательно  сменяющих друг друга образовательных  ситуаций. Под образовательной ситуацией понимается система психолого-педагогических и дидактических условий и стимулов, ставящая человека перед необходимостью осознанного выбора, корректировки и реализации собственной модели обучения, то есть осуществления самостоятельной учебной деятельности [19].

Независимо от предметной специфики, информационная образовательная электронная среда должна реализовывать следующие функции [13] (рисунок 1):

Рисунок 1. – Функции  информационной образовательной среды.

Успешность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации, педагогических условий, качества используемых материалов, педагогического мастерства, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, возможности овладения современными методами поиска, отбора и использования информации [23, 24].

В настоящее время  существуют различные организационные формы обучения с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Каждая имеет свое определение. Это системная характеристика процесса обучения с точки зрения места, времени, количества, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, соотношения управления и самоуправления, а также целей, содержания, технологий обучения и воспитания. В современных информационных образовательных средах эти формы имеют свои особенности, трансформируются в части организации и в

части психологического состояния обучающихся.

Рядом авторов предложена следующая классификация форм организации обучения в образовательной среде [2, 28]:

  1. Лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая).
  2. Консультации (индивидуальные, групповые, электронная 
    почта, аудио и др.).
  3. Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эписто-конференция).
  4. Проекты – курсовые работы (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные).
  5. Лабораторно-практические занятия.
  6. Индивидуальные задания (эссе, рефераты, задачи и др.).
  7. Тестирование.
  8. Экзамены/зачеты.
  9. Игры.
  10. Ситуационные задачи.
  11. Учебные научно-исследовательские работы.
  12. Практика.
  13. Экскурсии.

Наиболее часто используются из вышеперечисленного электронные  лекции и ее разновидности, консультации, семинары, проекты, игра, ситуационные задачи, индивидуальные задания, контроль.

Рассмотрим подробнее  некоторые формы организации  обучения в электронной образовательной среде.

Электронные лекции – набор учебных материалов в электронном виде:

текст лекций, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, учебных пособий  и т.д., оформленные в виде файлов [4].

Игра – более древнее изобретение человека, чем урок, но дидактические принципы еще до конца не раскрыты. Игре как особой форме взаимодействия человека с миром посвятили свои научные труды Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.

Учебная игра – это  групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. [32] Игра – такая форма организации обучения, реализация которой в информационной среде не имеет ограничений, но на данный момент является малоиспользуемой.

Информация о работе Формирование информационной образовательной электронной среды учебной дисциплины