Формирование информационной образовательной электронной среды учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что к современному образованию, в условиях его активного развития и уровня роста, предъявляются повышенные требования, связанные с результатами освоения основных образовательных программ. Появляется необходимость специальной подготовки учителей, способных в своей профессиональной деятельности использовать электронные образовательные среды и продукты.
Предмет исследования – информационная образовательная среда учебной дисциплины.
Цель исследования – особенности разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики».

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 Информационная образовательная среда: понятие и подходы формирования

1.1 Информационная образовательная среда: понятие, структура, сущностные характеристики 6
Модульный подход в формировании информационной образовательной среды 11
Организационные формы обучения, реализуемые в информационной образовательной электронной среде 16

Выводы 21

Глава 2 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины 23
2.1 Проектирование информационной образовательной среды учебной дисциплины 23
2.2 Инструментальные средства разработки информационной образовательной среды учебной дисциплины 43
2.3 Разработка информационной образовательной среды учебной дисциплины «Методика решения задач школьного курса информатики» 53

Выводы 60

Заключение 61

Список литературы 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Дурдыевой Лияны.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Ситуационные задачи способствует формированию у будущего специалиста умения формулировать  и решать задачу (проблему) в определенной обстановке. Ситуационные задачи существенно отличаются от учебных задач-упражнений: если в последних всегда сформулировано условие (что дано) и требование (что надо найти), то в ситуационной производственной задаче, как правило, таких параметров нет. Обучающемуся в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состоит, т.е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения [9].

Итак, ситуационная задача – это описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока. И задания в большей степени связаны с анализом и оценкой действий участников. Ситуационные задачи могут быть придуманы преподавателем, взяты из его реальной практики, журналов, газет, других изданий. Часто делается ссылка: указать обучающимся соответствующее место в сети и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там [4].

Прочтя и проанализировав  ситуацию, студенту нужно будет ответить на ряд вопросов. И эти вопросы независимо от того, откуда задача взялась, нужно продумывать самому преподавателю. Очень важно, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали обучающегося примерить эту ситуацию на себя.

Индивидуальное задание – достаточно гибкий вид письменной работы, аналог задачи. Наиболее распространены такие задания, как проработка источника, поиск источника в сети, каталогизация и т.д. Можно выделить типичные виды заданий по проработке первоисточников: составление плана и/или тезисов публикации, выделение основных мыслей, реферирование, рецензирование, обзор.

Проект – это замысел, намерения, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или другой материализованной форме. Бывают индивидуальные и групповые. Курсовой проект, который вам предстоит выполнять по многим дисциплинам, представляет частный случай индивидуального проекта [9].

Консультация. В учебном  процессе обычно проводятся консультации, индивидуально или в группой форме (но не более 5-7 человек). Консультации можно проводить в реальном (чат, телефон) и отложенном (электронная почта, форум) времени. Наиболее часто используют для данной цели электронную почту. Однако время ответа на заданный вопрос обычно не превышает сутки, иначе информация часто становится неактуальной.

Семинар представляет собой  групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Это один из видов практического занятия. Семинар наряду с лекцией относится к основным формам организации учебного процесса. Общим правилом подготовки семинара в обучении является тщательная его разработка. Преподаватель должен подготовить вопросы, список литературы, методические рекомендации по содержательной части.

Таким образом, данные формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущими преподавателями курсов и групповую работу студентов.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания. В этих условиях на первый план при организации системы обучения выходит содержательность обучающего материала, при условии нормального технического оснащения организации обучения. Имеется в виду не только отбор материала по содержанию, но и структурная организация учебного материала, включение его в образовательный процесс [24].

Управление обучением  не должно сводиться к простому подбору  и подготовке обучающего материала. Необходимо создание единой среды обучения, которая является возможностью реализации равноправия всех обучающихся в доступе ко всей информации и средствам обучения, представленным в данной среде, и, в то же время, сохранению индивидуально-независимой траектории обучения в соответствии с личностными запросами индивида.

 

Выводы

 

Обобщая полученные сведения по изучаемой проблеме, можно сделать следующие выводы:

  1. Понятие «информационная образовательная среда имеет неоднозначное определение в современной науке. Наиболее уместным для нашего исследования мы считаем понятие, приведенное О.А. Ильченко, который под информационной образовательной средой понимает «системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса»
  2. Классифицировать информационные образовательные среды следует по следующим принципам: по целям их использования – стимулирование познавательной деятельности; овладение базовыми знаниями; профессиональная подготовка; соответственно выделяя три вида обучения: стимулирующий; общий; профессиональный, и по степени свободы обучаемого, построенная на тенденции эволюции компьютерного обучения – от жесткого контроля за учеником в автоматизированных обучающих системах, до управляющей функции пользователя – в современных инструментальных средствах, в том числе и в Интернет.
  3. Информационная образовательная среда складывается из 5 блоков: ценностно-целевого, программно-методического, коммуникационного, информационно-знаниевого и технологического.
  4. В основе формирования информационной образовательной среды лежит принцип модульности, предполагающий целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков. Рассматриваемый подход имеет свои достоинства и недостатки.
  5. Существуют следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые информационные образовательные среды:
  • многокомпонентность – информационная образовательная среда включает в себя учебно-методические материалы, программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр;
  • интегральность – информационная образовательная среда должна включать совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов;
  • распределенность – информационная компонента информационной образовательной среды оптимальным образом распределена по хранилищам информации с учетом требований и ограничений современных технических средств;
  • адаптивность – информационная образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро информационной образовательной среды, адекватно отражая потребности общества.
  1. Информационная образовательная среда выполняет следующие функции: оперативную доставку учебной информации обучающемуся, <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043

Информация о работе Формирование информационной образовательной электронной среды учебной дисциплины