Языковая личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать языковую личность ребенка в детской литературе (на материале рассказов В. Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).
Методы и приемы исследования определяются его целями и задачами. Мы использовали метод наблюдения над текстом, метод сплошной выборки при сборе языкового материала, описательный метод.
Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов курсовой работы в курсе лекционных и практических занятий в высшем учебном заведении, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением русского языка в гимназиях и лицеях, при подготовке детей к олимпиадам и викторинам по творчеству В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова, русскому языку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………3
Глава 1. Аспекты изучения языковой личности в современной
лингвистике………………………………………………………...………...…..5
1.1. Понятие «языковой личности»………………………..…………………......5
1.2. Структура языковой личности………………………………..……………..8
1.3. Типы языковой личности….……………………………...………………...12
1.4. Понятие «детской языковой личности»……...………………………...….17
1.5. Типы детской языковой личности…………………………………..……..21
Глава 2. Языковая личность ребёнка в художественной прозе для детей (на примере рассказов В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)……………………..... 27
2.1. Особенности вербально - семантического уровня детской языковой личности (на примере героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)…………....27
2.2. Речевые способности языковой личности героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова.……………………………………………………………………..34
3.3. Отражение мировоззрения на прагматическом уровне детской языковой личности…………………………………..………………………………..…….37
Заключение…………………………………………....………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..48

Файлы: 1 файл

языковая личность ребёнка.docx

— 111.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………..………………………3

Глава 1. Аспекты изучения языковой личности в современной

 лингвистике………………………………………………………...………...…..5

1.1. Понятие «языковой  личности»………………………..…………………......5

1.2. Структура языковой личности………………………………..……………..8

1.3. Типы языковой личности….……………………………...………………...12

1.4. Понятие «детской языковой личности»……...………………………...….17

1.5. Типы детской языковой личности…………………………………..……..21

Глава 2. Языковая личность ребёнка в художественной прозе для детей (на примере рассказов В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)……………………..... 27

2.1.  Особенности  вербально  - семантического  уровня  детской   языковой личности (на примере  героев В.Ю. Драгунского и Н.Н.  Носова)…………....27

2.2. Речевые способности языковой личности героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова.……………………………………………………………………..34  

3.3. Отражение мировоззрения   на прагматическом уровне  детской  языковой личности…………………………………..………………………………..…….37 Заключение…………………………………………....………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..48

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Актуальность исследования. Проблема языковой личности - одна из важнейших в современной науке - может быть решена на междисциплинарном уровне, что вписывается в общий процесс гуманизации научных дисциплин, изучающих человека как представителя социума. Однако научная традиция сложилась так, что изучение этого объекта пока остается  мелкомасштабным: лингвисты обращаются либо к определению самого понятия «языковая личность» [Абрамова 2006; Маслова 2001], либо к рассмотрению отдельных частей структуры данного определения [Милованова 2005; Попова 2002; Рублик 2007].  Как отмечает Ю.Н. Караулов, понятие « языковой личности» рассматривается как бы с «птичьего полета», и исследователю удается разглядеть и зафиксировать в этом случае лишь самые общие черты, характеризующие человека как вид, как существо говорящее [Караулов 1987: 4]. Таким образом, актуальность работы объясняется, прежде всего, недостатком литературы по теме исследования и неизученностью вопросов, связанных с особенностями языковой личности в рассказах В.  Ю. Драгунского.

        Объектом исследования в данной работе является  языковая личность ребенка в детской литературе;  а предметом – языковая личность Дениски в рассказах В.  Ю. Драгунского и Вити Малеева в рассказах Н.Н. Носова.

        Цель данной работы – проанализировать языковую личность ребенка в детской литературе (на материале рассказов В. Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).

Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

1) рассмотреть понятие «языковой личности»;

2) описать структуру языковой личности;

3) проанализировать типы языковой личности;

4) охарактеризовать понятие «детской языковой личности»;

5) систематизировать типы детской языковой личности;

6) сопоставить языковые личности героев в художественной прозе для детей (на примере рассказов В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).

Методы и приемы исследования определяются его целями и задачами. Мы использовали метод наблюдения над текстом, метод сплошной выборки при сборе языкового материала, описательный метод.

Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов курсовой работы  в курсе лекционных и практических занятий в высшем учебном заведении, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением русского языка в гимназиях и лицеях, при подготовке детей к олимпиадам и викторинам по творчеству В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова, русскому языку.

           Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Аспекты изучения языковой личности в современной

лингвистике

1.1. Понятие «языковой личности»

При подходе  к проблеме с  психологических  позиций, отмечает Т.Г. Рублик,  правомерным  представляется рассмотрение психических процессов, лежащих в основе речи [Рублик 2007: 93]. Речь здесь понимается как один из видов деятельности человека и анализируется в общепсихологическом ключе. Личность рассматривается как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальной и физической средой. «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. В итоге получается, что в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т.е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности» [Рублик 2007: 93.].

При подходе  со стороны лингвистики эта проблема предстает как описание системы языка с позиции человека, владеющего системой национальных языковых средств. Введение понятия личности в лингвистику позволяет говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего и главным образом личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической и когнитивной деятельности, что действительная сущность языка заключается в понимании его как формы, способа жизнедеятельности человека, способа вербализации человеческого опыта и его осознания, способа выражения личности и организации межличностного общения в процессе совместной деятельности.  «Язык, как нам постоянно говорят, и как все мы знаем, - пишет С.Левин, - это функция человека, которая пронизывает и определяющим образом упорядочивает нашу повседневную жизнь. Мы поистине сотворены языком в том смысле, что люди владеют им и что это владение выделяет нас среди других живых существ. Поэтому язык как свойство человека заслуживает самого серьезного исследования, и такое исследование вознаграждено тем, что мы получаем знания о нас самих и нашей действительности в мире» [Левин 1990: 342].

Психолингвистическое  направление изучения проблемы заложено в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ, который рассматривал языковую личность как вместилище социально-языковых форм и норм, коллектива. Психолингвистика, опираясь на это направление, сейчас сосредотачивается на изучении механизмов порождения и восприятия речи, т.е. на речевой деятельности в узком смысле.

Выделяется, кроме того, лингводидактический  аспект проблемы. Еще Ф.И.Буслаев  настаивал на  представлениях о  нерасторжимом единстве родного языка с личностью ученика. «Родной язык так сросся с личностью каждого, - пишет Ф.И.Буслаев, - что учить одному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося» [Цит. по: Караулов 1989: 29].

Современная лингводидактика, отмечает Ю.Н. Караулов, далеко продвинулась в понимании  и разработке структуры и содержания «языковой личности» [Караулов 1987: 29]. Последняя предстает как многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (имеются в виду говорение, аудирование, письмо и чтение), а с другой стороны — по уровням языка, т.е. фонетике, грамматике и лексике. Лингводидактическое представление языковой личности отличается двумя особенностями. Во-первых, языковая личность предстает в этом случае как homo loquens вообще, а сама способность пользоваться языком — как родовое свойство человека (вида homo sapiens). Естественно, что структура и содержание языковой личности в таком представлении оказываются безразличными к национальным особенностям языка, которым эта личность пользуется. Во-вторых, лингводидактика, ориентируясь на генезис языковой личности, отдает предпочтение синтезу перед анализом, тогда как изучение языка художественной литературы представляет широкие возможности для анализа языковой личности.

Лингвист  также замечает, что для языковой личности нельзя провести прямой параллели с национальным характером, но глубинная аналогия между ними существует. Она состоит в том, что носителем национального начала и в том и в другом случае выступает относительно устойчивая во времени, т.е. инвариантная в масштабе самой личности, часть в ее структуре, которая является на деле продуктом длительного исторического развития и объектом межпоколенной передачи опыта.  Таким образом, наличие общерусского языкового типа (нулевой уровень структуры), базовой части общей для русских картины мира, или мировидения (1-й уровень), и устойчивого комплекса коммуникативных черт, определяющих национально - культурную мотивированность речевого поведения (2-й уровень), и позволяют говорить о русской языковой личности. Национальное пронизывает все уровни организации языковой личности, на каждом из них приобретая своеобразную форму воплощения, и застывший, статический и инвариантный, характер национального в структуре языковой личности отливается в самом языке в динамическую, историческую его составляющую [Караулов 1987: 42].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура языковой личности

 

Рассмотрим  структуру языковой личности. Понятие  структуры языковой личности не тождественно понятию структуры личности в  психологии.

Структура личности, как она понимается сегодня  большинством психологов,  пишет  Т.Г. Рублик, состоит из четырех подструктур [Рублик 2007: 94].   

Первичная структура социально  обусловлена. Направленность и отношение (установка) личности отражают индивидуально  преломленное групповое общественное сознание. Формы существования этой подструктуры - влечения, желания, склонности, мировоззрение, убеждения. Здесь отношение понимается не как свойство личности, а как атрибут сознания наряду с переживанием и сознанием, а убеждение - как наивысший уровень направленности личности. Вторую подструктуру составляют знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте, но уже с заметным влиянием биологически и генетически обусловленных свойств. Третья подструктура представлена индивидуальными особенностями отдельных психических процессов или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: память, эмоции, ощущение, восприятие, чувства, воля. Четвертая включает свойства темперамента или типологические свойства личности.

В таком  представлении языковой личности структурированию подлежит язык личности. Элементом, связывающим языковое структурирование с личностными подструктурами, является психологический по природе личностный атрибут - способность. С введением понятия способности сохраняется целостное, нерасчлененное представление о человеческой личности, потому что все компоненты подструктур личности, тем или иным образом детерминирующие построение дискурса, сфокусированы и преломлены через понятие способности. С психолингвистической точки зрения эту способность личности, отмечает Ю. Н. Караулов, можно назвать - способностью творить дискурс. Дискурс личности - это сама личность, владеющая языком [Караулов 1987: 13].

Ю.Н.Караулов предлагает трехуровневое представление  структуры языковой личности (дискурса): вербально-семантический (лексикон); когнитивный (тезаурус); мотивационно - прагматический (прагматикой) [Караулов 1987: 52].

Вербально-семантический уровень предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений. Задача исследователя при анализе дискурса личности на этом уровне заключается в традиционном описании формальных средств выражения определенных значений.

Когнитивный, или тезаурусный уровень структуры  языковой личности многоаспектен. Здесь выделяется знание о мире, которое в свою очередь является условием знания личности о себе, т.е. сознания своего Ego в его отношении к окружающему миру. Единицы когнитивного уровня - понятия, идеи, концепты - складываются у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, систематизированную картину мира, отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и её анализа предполагает расширение области языковой информации включением в нее наряду со значениями знаний, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания - к знанию, сознанию, процессам познания. Дискурсивные способности когнитивного уровня отвечают за адекватное отображение в дискурсе фрагментов реального или мыслимого мира.

Прагматический  уровень заключает цели, мотивы, интересы, установки и интенции личности. Он обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной действительности. Дискурсные способности прагматического уровня ориентированы на целенаправленное использование вербальных актов в социальном взаимодействии людей. Элементарной единицей анализа дискурса на прагматическом уровне является речевой акт. Следует однако помнить, что в целостном дискурсе уровни языковой личности не расчленяются, они тесно переплетены, и между ними нет четких границ.

По  мнению Ю.Н.Караулова, «языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения - выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе» [Караулов: 58]. В философском плане семантический, когнитивный и прагматический уровни соотносятся как язык, интеллект и действительность: Названные уровни не равноправны, поскольку включают разную степень отражения языковой личности. Л.О.Савчук отмечает: «Неравнозначность уровней в конкретном описании ставит ряд запретов: знание об устройстве и особенностях функционирования вербально-семантического уровня данной личности (например, её полный ассоциативный словарь) является необходимой предпосылкой, но ещё не дает оснований делать заключения о языковой модели мира. Если известен только «тезаурус» личности, нельзя ещё делать выводов о мотивах и целях личности» [Цит. по: Рублик 2007: 94].

Ю.Н.Караулов предлагает под языковой личностью понимать совокупность способностей и характеристик человека, которые обусловливают создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Они различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определённой целевой направленностью [Караулов 1987: 65]. В этом определении автор соединяет способности человека с особенностями порождаемых им текстов.

Г.И. Богин, исследуя дискурс с позиций типологии понимания, также предлагает рассматривать язык в соответствии с уровнями его понимания и различает в дискурсе три его уровня: семантизирующий, когнитивный, распредмечивающий.

 Исходя из психологической  концепции А.А.Леонтьева, Г.И.Богин разработал параметрическую поликомпонентную модель речевой способности. В качестве параметров он выделяет важнейшие аспекты языка (фонетические, грамматические, лексические и основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Уровни речевой способности располагаются в соответствии с реальным развитием речевой способности в онтогенезе или в учебном процессе, ориентированном на относительно полное научение языку. Г.И.Богин выделяет пять уровней речевой способности, разворачивающейся по направлению от низшего к высшему:

Информация о работе Языковая личность