Языковая личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 10:12, доклад

Описание работы

В центр современной антропоцентрической лингвистики ставится понятие «языковой личности», то есть человека в его способности совершать речевые поступки. Впервые в науку оно было введено В. В. Виноградовым [Виноградов, 1980]. Ученый подошел к понятию языковой личности путем исследования языка художественной литературы. Логика развития понятий «образ автора» и «художественный образ», центральных в научном творчестве В. В. Виноградова, подвели исследователя к вопросу о соотношении в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора.

Файлы: 1 файл

Языковая личность. Различные подходы к изучению вопроса.docx

— 19.66 Кб (Скачать файл)

Языковая личность-

1.Носитель языка,который  охарактеризован на основе анализа  сделанных им текстов с точки  зрения применения в этих текстах  системных средств этого языка,чтобы  представить его видение окружающей  действительности и возможно  для достижения каких-то его  целей;

2.Название способа описания  языковой способности человека,получение  знания о личности на основе  его письменного текста.

В центр современной антропоцентрической  лингвистики ставится понятие «языковой  личности», то есть человека в его  способности совершать речевые  поступки. Впервые в науку оно  было введено В. В. Виноградовым [Виноградов, 1980]. Ученый подошел к понятию  языковой личности путем исследования языка художественной литературы. Логика развития понятий «образ автора»  и «художественный образ», центральных  в научном творчестве В. В. Виноградова, подвели исследователя к вопросу  о соотношении в произведении языковой личности, художественного  образа и образа автора. Первые описания конкретных языковых личностей также  принадлежат перу В. В. Виноградова (глава «Опыты риторического анализа» монографии «О художественной прозе») [Виноградов, 1980. С. 120-146].

Наиболее систематично структура  языковой личности представлена у Ю.Н. Караулова.

Выделяют 3 уровня рассмотрения языковой личности :

  1. вербально-семантический;
  2. когнитивный;
  3. мотивационный.

На  вербально-семантическом уровне рассматриваются  слова и их значения. На когнитивном  концепты. Высшим уровнем является мотивационный, так как отвечает на вопрос, с какой целью писатель использует в своем тексте именно эти слова и когниции, какую мысль автор хочет выразить и передать в тексте. При таком представлении структуры языковой личности и, соответственно, задач исследователя, воссоздающего эту структуру методами лингвистического анализа. Естественно может возникнуть вопрос, а не превышает ли свои возможности языковед, когда вторгается столь глубоко в сферы психологического интереса: ведь в приведенной характеристике, особенно двух последних уровней, содержатся в основном относимые к психологии категории и объекты? Да, это верно, психологический аспект в изучении языковой личности представлен очень сильно, он пронизывает не только два последние — когнитивный и прагматический уровни, — но и первый, поскольку основывается на заимствованных из психологии идеях его организации в виде ассоциативно-вербальной сети. Но в то же время психологическая глубина представления языковой личности лингвистическими средствами не идет ни в какое сравнение с глубиной представления личности в психологии. Языковедческий подход раскрывает и новые возможности для конкретного и конструктивного наполнения некоторых важных, но слишком обобщенных и потому трудных для оперирования ими понятий. Возьмем такое, чисто философское понятие, как мировоззрение. С учетом того содержания, которое я вложил в характеристику уровней в структуре языковой личности, могу дать методическое определение этого понятия: мировоззрение есть результат соединения когнитивного уровня с прагматическим, результат взаимодействия системы ценностей личности, или "картины мира" с ее жизненными целями, поведенческими мотивами и установками, проявляющийся, в частности, в порождаемых ею текстах.

Важную  роль в характеристике языковой личности играет анализ стиля автора.

Языковая  личность в настоящее время активно  изучается в лингвистике. Ю.Н.Караулов говорит, что под языковой личностью он понимает совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

А) степенью структурно-языковой сложности;

Б) глубиной и точностью отражения  действительности;

В) определённой целевой направленностью.

В этом определении соединены  способности человека с особенностями  порождаемых им текстов. Три выделенные им в дефиниции аспекта анализа текста сами по себе всегда существовали по отдельности как внутрилингвистические и вполне самостоятельные задачи.

Ю.Н.Караулов говорит, что  языковую личность следует трактовать не только как часть объемного  и многогранного понимания личности в психологии, не как еще один из ракурсов ее изучения, наряду, например, с "юридической","экономической", "этической" и т. п.»личностью", а как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс.

"Понятие "языковая  личность" образовано проекцией  в область языкознания соответствующего  междисциплинарного термина, в  значении которого преломляются  философские, социологические и  психологические взгляды на общественно  значимую совокупность физических  и духовных свойств человека, составляющих его качественную  определенность. Прежде всего под  "языковой личностью" понимается  человек как носитель языка,  взятый со стороны его способности  к речевой деятельности, т.е. комплекс  психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить  и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая.  Под "языковой личностью"  понимается также совокупность  особенностей вербального поведения  человека, использующего язык как  средство общения,- личность коммуникативная.  И, наконец, под "языковой  личностью" может пониматься  закрепленный преимущественно в  лексической системе базовый  национально-культурный прототип  носителя определенного языка,  своего рода "семантический фоторобот", составляемый на основе мировоззренческих  установок, ценностных приоритетов  и поведенческих реакций, отраженных  в словаре - личность словарная,  этносемантическая". (Воркачев С.  Г. Лингвокультурология, языковая  личность,концепт: становление антропоцентрической  парадигмы в языкознании // Филологические  науки - 2001 - № 1. - С. 64-72.)

Высказывание Ю.Н.Караулова:"Все, что было сказано о языковой личности до сих пор, дает основания, трактовать ее не только как часть объемного  и многогранного понимания личности в психологии, не как еще один из ракурсов ее изучения, наряду, например, с "юридической", "экономической", "этической" и т. п.»личностью", а как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс. Таким образом, уже в самом выборе языковой личности в качестве объекта лингво-психологического изучения заложена потребность комплексного подхода к ее анализу, возможность и необходимость выявления на базе дискурса не только ее психологических черт, но философско-мировоззренческих предпосылок, этно-национальных особенностей, социальных характеристик, историко-культурных истоков". Даже психолингвистический аспект владения культурой речи связан с понятием языковой личности. Овладение языком – его лексикой, грамматикой, стилистикой, произносительной сферой – создает внутренний образ мировоззрения людей и каждого человека. Тем временем бурное развитие во второй половине XX века лингвистики, лингводидактики и методики преподавания и изучения иностранных языков привело к выдвижению на первый план теории языковой личности с ее концептами первичной, вторичной, третичной и так далее личности.

В понятии языковой личности фиксируется связь языка с  индивидуальным сознанием личности, с мировоззрением. Любая личность проявляет себя и свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо  без языка и речи. Речь человека с неизбежностью отражает его  внутренний мир, служит источником знания о его личности. Более того, «очевидно, что человека нельзя изучить вне  языка...», поскольку, даже с обывательской  точки зрения, трудно понять, что  представляет из себя человек, пока мы не услышим, как и что он говорит. Но также невозможно «язык рассматривать  в отрыве от человека», так как  без личности, говорящей на языке, он остается не более чем системой знаков. Эта мысль подтверждается В. Воробьевым, который считает, что  «о личности можно говорить только как о языковой личности, как о  воплощенной в языке». Под языковой личностью в языкознании понимается «совокупность способностей и характеристик  человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, языковая компетенция, характеризующаяся  глубиной и точностью отражения  действительности, степенью структурно-языковой сложности, при этом интеллектуальные характеристики языковой личности выдвигаются  на первый план». По мнению Ю.Н. Караулова, «языковая личность – вот та сквозная идея», которая «пронизывает все  аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека вне его языка». Языковая личность является видом полноценного представления личности, вмещающим  в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс.


Информация о работе Языковая личность