Языковая личность рыбака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в описании лексики конкретной языковой личности
Цель исследования реализуется через конкретные задачи:
- изучение трудов лингвистов, посвященных данной проблеме;
- анализ лексики, зафиксированной в словарях;
- исследование особенностей речи языковой личности рыбака.

Содержание работы

Введение……………………………………………………................................3
Глава 1 Языковая личность как носитель диалекта и традиции ее изучения................................................................................................................5
п.1.1 Языковая личность: основные теоретические положения…………....5
п.1.2 Портрет языковой личности в лингвистических исследованиях……..8
п.1.3 Языковая личность и диалект…………………………………………..11
Глава 2. Диалектологические исследования Архангельского Севера…….... 13
п.2.1 Аспекты и методы диалектологического исследования……………....13
п.2.2 Диалектологические исследования Архангельского Севера………….15
Глава 3. Языковая личность ………………......17
п.3.1 Место постоянного проживания, историческая справка……...............17
п.3.2 Краткая биографическая справка……………………………………….18
п.3.3 Языковая личность.................................18
Заключение……………………………………………...………………………..29
Список использованных источников.. .…………...………................................30

Файлы: 1 файл

содер курс.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………................................3

Глава 1 Языковая личность как носитель диалекта и традиции ее изучения................................................................................................................5

  п.1.1 Языковая личность: основные теоретические положения…………....5

  п.1.2 Портрет языковой личности в лингвистических исследованиях……..8

  п.1.3 Языковая личность и диалект…………………………………………..11

Глава 2. Диалектологические исследования Архангельского Севера…….... 13

  п.2.1 Аспекты и методы диалектологического исследования……………....13

  п.2.2 Диалектологические исследования Архангельского Севера………….15

Глава 3. Языковая личность ………………......17

  п.3.1 Место постоянного проживания, историческая справка……...............17

  п.3.2 Краткая биографическая справка……………………………………….18

  п.3.3 Языковая личность.................................18

Заключение……………………………………………...………………………..29

Список использованных источников.. .…………...………................................30

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время взгляды  философов, культурологов, лингвистов, лингвокультурологов обратились к человеку, к изучению его природы, внутреннего мира, отражением которого является язык человека. Интерес для современной лингвистики и для нашей работы, в частности, представляет изучение языковой личности – личности, существующей в языковом пространстве. Изучая язык, человечество познает самого себя и свое отношение ко всему видимому и скрытому вокруг себя. Проблеме «языковой личности» посвящены работы И. Вейсгербера, В.В. Виноградова, Г.И. Богина, В.П. Нерознака, Ю.Н. Караулова, Ю.Е.Прохорова, Л.П. Клобукова, К.Ф. Седова, В.И. Карасика и т.д.

Диалект транслирует определенную языковую картину мира его носителей, систему ценностей, отраженных в  языке и посредством языка, при  этом диалект есть источник познания самого главного – носителя языка. Таким образом, каждая диалектная личность, обладающая огромными «недрами» духовного потенциала и народного богатства, представляет для науки ценнейший источник материала.

Обращение к носителю диалекта важно  еще и потому, что в настоящее  время в связи с тенденцией ликвидации различий между деревней и городом значительно ускоряется и процесс замещения региональных диалектов общенациональным языком.

Исходя из обозначенной актуальности, объектом нашего исследования является речь носителя языка из числа коренных жителей п.Шойна Архангельской области. В качестве предмета исследования выступают особенности речи языковой личности поморского рыбака. Изучение «языковой личности» на материале речи носителя рыбацкого диалекта приобретает особую актуальность, поскольку исследования, проводимые лингвистами на материале диалектов жителей Ненецкого Автономного округа, являются крайне редкими.

Цель исследования состоит в описании лексики конкретной языковой личности

 Цель исследования реализуется через конкретные задачи:

- изучение трудов лингвистов, посвященных данной проблеме;

-анализ лексики, зафиксированной в словарях;

 -исследование особенностей речи языковой  личности рыбака.

Материалом исследования послужили результаты анкетирования и интервьюирования, проведенных с носителем языка - коренным жителем. Картотека диалектной лексики, собранная автором данной работы за период с 2005 –по 2012 год, составляет 95слов.

В работе были использованы следующие методы:

  1. наблюдение.
  2. сравнительно – сопоставительный анализ полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК НОСИТЕЛЬ ДИАЛЕКТА И ТРАДИЦИИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

 

1.1 ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого  ученого И. Вейсгербера. В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал В.В.Виноградов, который выработал два пути изучения языковой личности - личность автора и личность персонажа. О говорящей личности писал А. А. Леонтьев. Само понятие языковой личности начал разрабатывать Г. И. Богин, он создал модель языковой личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». Ввел же это понятие в широкий научный обиход Ю. Н. Караулов, который считает, что языковая личность - это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью».

Ю. Н. Караулов разработал уровневую  модель языковой личности с опорой на художественный текст (Караулов, 1987). Языковая личность, по его мнению, имеет  три структурных уровня. Первый уровень - вербально-семантический (семантико-строевой, инвариантный), отражающий степень владения обыденным языком. Второй уровень - когнитивный, на котором происходит актуализация и идентификация релевантных знаний и представлений, присущих социуму (языковой личности) и создающих коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры. И третий - высший уровень - прагматический. Он включает в себя выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием языковой личности.

Следовательно, кодирование и декодирование  информации происходит при взаимодействии трех уровней «коммуникативного  пространства личности» - вербально-семантического, когнитивного и прагматического.

Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом  коррелирует с тремя типами коммуникативных  потребностей - контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а  также с тремя сторонами процесса общения - коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

Уровневая модель языковой личности отражает обобщенный тип личности. Конкретных же языковых личностей в  данной культуре может быть множество, они отличаются вариациями значимости каждого уровня в составе личности. Таким образом, языковая личность - это многослойная и многокомпонентная  парадигма речевых личностей. При  этом речевая личность - это языковая личность в парадигме реального  общения, в деятельности. Именно на уровне речевой личности проявляются  как национально-культурная специфика  языковой личности, так и национально-культурная специфика самого общения.

В содержание языковой личности обычно включаются такие компоненты:

1) ценностный, мировоззренческий,  компонент содержания воспитания, т.е. система ценностей, или  жизненных смыслов. Язык обеспечивает  первоначальный и глубинный взгляд  на мир, образует тот языковой  образ мира и иерархию духовных  представлений, которые лежат  в основе формирования национального  характера и реализуются в  процессе языкового диалогового  общения;

2) культурологический компонент,  т. е. уровень освоения культуры  как эффективного средства повышения  интереса к языку. Привлечение  фактов культуры изучаемого языка,  связанных с правилами речевого  и неречевого поведения, способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;

3) личностный компонент, т.е.  то индивидуальное, глубинное, что  есть в каждом человеке.

Параметры языковой личности только начинают разрабатываться. Она характеризуется  определенным запасом слов, имеющих  тот или иной ранг частотности  употребления, которые заполняют  абстрактные синтаксические модели. Если модели достаточно типичны для  представителя данного языкового  коллектива, то лексикон и манера говорения  могут указывать на его принадлежность к определенному социуму, свидетельствовать  об уровне образованности, типе характера, указывать на пол и возраст  и т.д. Языковой репертуар такой  личности, деятельность которой связана  с выполнением десятка социальных ролей, должен быть усвоен с учетом речевого этикета, принятого в социуме.

Языковая личность существует в  пространстве культуры, отраженной в  языке, в формах общественного сознания на разных уровнях (научном, бытовом  и др.), в поведенческих стереотипах  и нормах, в предметах материальной культуры и т.д. Определяющая роль в  культуре принадлежит ценностям  нации, которые являются концептами смыслов.

Культурные ценности представляют собой систему, в которой можно  выделить универсальные и индивидуальные, доминантные и дополнительные смыслы. Они находят отражение в языке, точнее, в значениях слов и синтаксических единиц, во фразеологизмах, в паремиологическом фонде и прецедентных текстах (по Ю. Н. Караулову). Например, во всех культурах осуждаются такие человеческие пороки, как жадность, трусость, неуважение к старшим, лень и др., но в каждой культуре эти пороки имеют разную комбинаторику признаков.

Для каждой культуры можно разработать  параметры, которые будут своеобразными  ее координатами. Такие параметры  будут считаться исходными ценностными  признаками.

На сегодняшний день известны различные  подходы к изучению языковой личности, определяющие статус ее существования  в лингвистике: полилектная (многочеловеческая) и идиолектная (частночеловеческая) личности (В. П. Нерознак), этносемантическая личность (С. Г. Воркачев), элитарная языковая личность (О.Б.Сиротинина, Т. В.Кочеткова), семиологическая личность (А. Г. Баранов), русская языковая личность (Ю. Н. Караулов), языковая и речевая личность (Ю. Е. Прохоров, Л. П. Клобукова), языковая личность западной и восточной культур (Т. Н. Снитко), словарная языковая личность (В. И. Карасик), эмоциональная языковая личность (В. И.Шаховский) и т.д.

Есть и другие концепции языковой личности. Так, В. В. Красных выделяет в ней следующие компоненты: 1) человек говорящий - личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность; 2) собственно языковая личность - личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая совокупностью знаний и представлений; 3) речевая личность - это личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, репертуар средств; 4) коммуникативная личность - конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации.

В данной работе мы будем оперировать  лишь двумя составляющими языковой личности - собственно языковой и коммуникативной.

Итак, языковая личность - социальное явление, но в ней есть и индивидуальный аспект. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление  личностных языковых смыслов; но при этом не следует забывать, что языковая личность оказывает влияние на становление языковых традиций. Каждая языковая личность формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками. Язык конкретной личности состоит в большей степени из общего языка и в меньшей - из индивидуальных языковых особенностей.

 

1.2 ПОРТРЕТ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЯХ

Что касается практического описания языковой личности носителя, то изучению подвергались пока преимущественно обобщенные личности как социолингвистическая группа носителей языка в целом. В качестве типов языковых личностей в отдельных работах рассмотрены жители деревни, современные русские интеллигенты, подростки, молодежь, школьники и др. Источниками исследований в этом случае становятся данные анкет, психолингвистических экспериментов, фрагменты дискурса разных лиц.

При обращении к языку конкретных индивидов в большинстве случаев  изучаются творческие личности: поэты, писатели, видные деятели науки, в  основном по материалам созданных ими  письменных текстов (обычно - художественных произведений, реже - писем).

Достаточно распространена практика составления словарей языка писателей. Широко известен «Словарь языка Пушкина» в 4-х томах (1956-1961); опубликована серия  словарей произведений М. Горького [Словарь  автобиографической трилогии М. Горького, 1974-1986; Словарь драматургии М. Горького, 1984-1994], «Словарь языка басен Крылова» [1996], начата публикация словарей К. Паустовского, Ф.М. Достоевского, М. Цветаевой и  др.

В русле антропологического направления  написаны работы по стилистике, посвященные  анализу идиостилей различных авторов. В их числе - фундаментальные работы В.В. Виноградова [1990], крупные исследования В.П. Григорьева о В. Хлебникове [1979], Л.А. Зубовой о М. Цветаевой [1990], А.А. Евтюгиной о В. Высоцком [1995], В.В. Леденевой о Н.С. Лескове [2000] и т.п.

Начало исследованию индивидуальных особенностей языка и стиля крупных  ученых было положено составителями  речевого портрета лингвиста А.А. Реформатского [Опыт описания..., 1989] и продолжено в  работах Т.В. Кочетковой о саратовском  фармакологе К.И. Бендере [1998], И.А. Федорченко о литературоведе и лингвисте В.В. Виноградове [2002].

Речь обычных носителей языка  становится предметом анализа значительно  реже. Конкретные рядовые языковые личности, владеющие литературным языком, почти не изучались [Сиротинина, Ларькина, 1989; Е.Г. Малышева, 2000].

Несколько чаще лингвисты обращаются к изучению речи отдельных диалектоносителей.

В.П. Тимофеевым [1971] был создан первый словарь в 2792 единицы (по типу дифференциальный), отражающий собственно диалектную лексику  и фразеологию одной языковой личности, - Е.М. Тимофеевой из Курганской области, 1897 г. рождения. Пермскими диалектологами с 70-х гг. XX в. осуществляется анализ речи А.Г. Горшковой, 1891 г. рождения, проживавшей  в деревне Акчим Пермской области [Горланова, 1974; Балакишева, Щукина, 1992; В.А. Малышева, 1998]. В исследовании В.Д. Лютиковой «Языковая личность и идиолект» [1999] рассматривается речь диалектоносительницы В.М. Петуховой из Курганской области, 1920 г. рождения. Этим же автором составлен «Словарь диалектной личности» в 3407 единиц, аналогичный словарю В.П. Тимофеева [Лютикова, 2000]. Е.А. Нефедовой опубликован "Экспрессивный словарь диалектной личности" [2001], включающий около 1400 экспрессивных единиц в речи А.И. Пономаревой, 1928 г. рождения, коренной жительницы Архангельской области.

Информация о работе Языковая личность рыбака