Языковая личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать языковую личность ребенка в детской литературе (на материале рассказов В. Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).
Методы и приемы исследования определяются его целями и задачами. Мы использовали метод наблюдения над текстом, метод сплошной выборки при сборе языкового материала, описательный метод.
Практическая значимость исследования представляет собой возможность использования материалов курсовой работы в курсе лекционных и практических занятий в высшем учебном заведении, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением русского языка в гимназиях и лицеях, при подготовке детей к олимпиадам и викторинам по творчеству В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова, русскому языку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………3
Глава 1. Аспекты изучения языковой личности в современной
лингвистике………………………………………………………...………...…..5
1.1. Понятие «языковой личности»………………………..…………………......5
1.2. Структура языковой личности………………………………..……………..8
1.3. Типы языковой личности….……………………………...………………...12
1.4. Понятие «детской языковой личности»……...………………………...….17
1.5. Типы детской языковой личности…………………………………..……..21
Глава 2. Языковая личность ребёнка в художественной прозе для детей (на примере рассказов В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)……………………..... 27
2.1. Особенности вербально - семантического уровня детской языковой личности (на примере героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)…………....27
2.2. Речевые способности языковой личности героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова.……………………………………………………………………..34
3.3. Отражение мировоззрения на прагматическом уровне детской языковой личности…………………………………..………………………………..…….37
Заключение…………………………………………....………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..48

Файлы: 1 файл

языковая личность ребёнка.docx

— 111.75 Кб (Скачать файл)

Ищет способы уйти от неприятных разговор и Витя Малеев:

«Я вернулся домой и решил сделать так, как этот Митя Круглов: сел сразу на стул, свесил голову и скорчил унылую-преунылую физиономию. Мама это сразу заметила и спрашивает:

– Что с тобой? Двойку небось получил?

– Получил, – говорю.

Вот тут-то она и начала меня пробирать.

Но об этом рассказывать неинтересно» [Носов 2011: 61].

Герои входят в новую для них реальность, где приходится врать, что – то придумывать, лицемерить, и это не может не отразиться на формировании их языковой личности: «Потому я и совру им про Михаила Таля, пусть посмеются, а я пока попробую снова вырваться из стальных объятий моего нового знакомого! Куда там, видно, он поздоровее Юрия Власова. И сейчас он мне задаст еще один вопросик. Но по его тону я догадываюсь, что дело идет к концу. Это будет самый смешной вопрос, вроде бы на сладкое. Сейчас его лицо изобразит сверхъестественный испуг» [Драгунский 2008: 81]. 

«Я сел и написал обещание учиться лучше и никогда больше не получать двоек. Шишкин целиком списал у меня это обещание и еще от себя прибавил, что будет учиться не ниже чем на четверку.

– Это, – говорит, – чтоб внушительней было» [Носов 2011: 63].

Однако Дениска и Витя Малеев понимают, что до становления по-настоящему взрослым им еще далеко и пока  порой бывает трудно разобраться в тех или иных поступках, объяснить поведение взрослых: « И тут я по своей наивности думаю, что это уже все, конец, и начну немного посмелее отодвигаться от него, потому что мне некогда, у меня еще уроки не приготовлены и вообще тысяча дел, но он заметит эту мою попытку освободиться и подавит ее в корне, он зажмет меня ногами и закогтит руками, то есть, попросту говоря, он применит физическую силу, и, когда я устану и перестану трепыхаться, он задаст мне главный вопрос» [Драгунский 2008:  78], но вырасти не торопиться. 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  В  данной работе мы рассмотрели  языковую личность ребенка (на  примере рассказов В. Драгунского  «Денискины рассказы» и Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»). Изучив научную и методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что под понятием «языковая личность» понимается носитель языка, который охарактеризован на основе анализа сделанных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных средств этого языка, чтобы представить его видение окружающей действительности и возможно для достижения каких-то его целей. В работе была рассмотрена структура языковой личности, представляющее собой трехуровневое деление: вербально-семантический (лексикон); когнитивный (тезаурус); мотивационно - прагматический (прагматика). Отдельным параграфом были проанализированы особенности языковой личности ребенка, отличающая своим словотворчеством, стремлением к языковой игре, использованием особого синтаксиса, с преобладанием вопросительных и побудительных предложений.

Также мы рассмотрели типы детской языковой личности, выяснив, что И.Н. Горелов и К.Ф. Седов выделяют типы детской языковой личности, связанные с периодами речевого развития ребенка, а отечественный лингвист Г. И. Богин  по ее способности порождать и понимать тексты.

Во второй части нашего исследования мы проанализировали языковую личность ребенка в художественной прозе (на примере героев рассказов  В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).

Так, мы подчеркнули, что на вербально-семантическом уровне герои, несмотря на почти одинаковый возраст, достаточно разные. Так, Дениска использует в своем лексиконе много просторечных слов и, так называемых,  слов-паразитов, часто нарушает нормативные правила  словообразования, грамматики и произношения, герой Н.Н. Носова отличается же  умением правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации, вариативности, функционально-стилистической ценности, обладает большим словарным запасом, использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции, на уровне морфологии часто прибегает к возвратным глаголам  и различным формам местоимений.

  Герой Драгунского  по-настоящему открыт миру, удивляется  всему новому и интересному, Вите Малееву тоже нравится открывать мир вокруг себя, однако он более осмотрителен в своих действиях и поступках, иногда пытается скрыть истинные эмоции и страхи.

Важное место для раскрытия  особенностей языковой личности ребенка  в рассказах В.Ю. Драгунского и  Н.Н. Носова является их сравнение на мотивационно- прагматическом уровне, единицами которого являются цели, задачи, мотивы, намерения и установки, которые, по мнению Ю.Н. Караулова, проявляются в коммуникативно-деятельностных потребностях личности [Караулов 1987, с. 91]. Именно мотивированность говорящего служит наиболее существенным фактором, обусловливающим индивидуальные особенности языковой личности. Именно мотивационный уровень отвечает на вопрос, с какой целью писатель использует в своем тексте именно эти слова и когниции, какую мысль автор хочет выразить и передать в тексте.

Так,  В. Ю. Драгунский и  Н.Н. Носов,  активно используя  детское словотворчество, пытаются  показать нам природную любопытность детей (часто непонятную лексему дети переделывают так, чтобы прояснить ее происхождение), зарождение  и интенсивное развитие у героев  наглядно-образного мышления,  их стремление к подражанию взрослым (речь окружающих становится для ребенка объектом анализа, материалом, в котором он выявляет наиболее частотные способы словостроительства).

Таким образом, мы выяснили, что, несмотря на некоторые различия в богатстве лексикона героев, в их умении правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации, вариативности, функционально-стилистической ценности, их языковые личности очень похожи. Их объединяет общая мотивированность действий,  стремление к познанию и творчеству, пусть даже пока словесному, речь постепенно становящаяся  у них основным способом постижения мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абелюк Е.С. Языковая личность читателя и писателя. – Русский язык. – 2010. - №11. – С. 19 – 23.
  2. Абелюк Е.С. Языковая личность читателя и писателя. – Русский язык. – 2010. - №12. – С. 32 – 34.
  3. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку// Русский язык. – 2006. - №17. – С. 24.
  4. Бикмурзин К.Ш. Речевая образовательная ситуация в развитии языковой личности// Научное обозрение. – 2007. - №4. – С. 200 – 205.
  5. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дисс. ... докт. филол. наук / Г.И. Богин. –Л., 1984. – 38 с.
  6. Богин, Г.И. Типология понимания текста. – Калинин: КГУ, 1986. – 86 с.
  7. Воркачев, С.Г.  Лингвокультурология, языковая личность, концепт: Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании// Филологические науки.– 2001. – № 1. – С. 64–72.
  8. Говорят дети: Словарь-справочник детских речевых инноваций./ Сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева – Нива, 1996. – 478с.
  9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1997. – 224с.
  10. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. – Екатеринбург: Урал.гос.  пед. ун-т, 1996.  – 215с.
  11. Детская литература/ под ред. Е.Е. Зубаревой.  – М.: Просвещение, 1989. – 399с.
  12. Иванова С.В. Лингвокультурология и лингвокогнитология: сопряжение парадигм. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 152с.
  13. Караулов Ю. Н. Понятие языковой личности в трудах В. В. Виноградова Ю. П. КарауловРусскийязык: Языковыезначениявфункциональномиэстетическомаспектах: Виноградовские чтения, XIVXV.-M.: Просвещение, 1987.- C. 91-101.
  14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 262с.
  15. Левин С.Р. Прагматическое отклонение высказывания// Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 342 – 357.
  16. Литературный квартал. Наша речь. Типы языковой личности: http://metaslov.blogspot.com/2012/05/blog-post_20.html
  17. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Наука, 1981. – 468с.
  18. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001. – 428с.
  19. Милованова Л.Я. Языковая личность: факторы становления и развития// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2005. - №4. – С. 68-77.
  20. Овладение языком как системой: http://sbiblio.com/biblio/archive/gorelov_osn/03.aspx
  21. Пельц Л.В.  О некоторых теоретических и практических аспектах изучения вторичной языковой личности//Вестник Кузбасской государственной педагогической академии: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/25/
  22. Попова Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания// Филологические науки. – 2002. - №3. – С. 69 – 77.
  23. Ржаникова Ю.В. Явление языковой игры в детской речи как показатель становления языковой личности//Вестник Тюменского государственного университета. – 2011.- №1. – С. 171 – 175.
  24. Рублик Т.Г. Языковая личность и ее структура// Вестник Башкирского университета. – 2007. - №1. – С. 93 – 95.
  25. Хисамова Г.Г. Социально-психологические типы языковых личностей в рассказах В.М. Шукшина// Филологические науки. – 2008. - №4. – С. 100 – 109.
  26. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000. – 240с.
  27. Цой А.С. Антропоцентрическая лексикография: теоретическое обоснование// Русский язык за рубежом. – 2008. - №1. – С. 43 – 48.
  28. Черпаченко У. С. Мотивационный уровень структуры языковой личности ребёнка в повести С.Т.Аксакова «Детские года Багрова-внука»// Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. -  Уфа: Лето, 2011. — С. 135-137.
  29. Шашлова Г. Теоретико-познавательные и методологические аспекты проблемы вторичной языковой личности: автореферат дис….кандидата философских наук: 09.00.01/Соврем.гуманит.акад.[Текст]/ Шашлова Г.-М., 2006. 
  30. Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лексикография. / Под ред. В.В.Воробьева, Л.Г.Саяховой. – Уфа: Китап,  2001. – 324с.

 


Информация о работе Языковая личность