"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Формула расчета t-критерия для зависимых выборок имеет следующий вид:

;

.

Число степеней свободы вычисляется по формуле df = n – 1.

 

    1. Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков

 

Все участники эксперимента согласно результатам методики изучения особенностей «Я-концепции» были разделены на две группы согласно уровню сформированности «Я-концепции»: 1) подростки, характеризующиеся высоким уровнем развития «Я-концепции», соответствующим социальному нормативу; 2) подростки, характеризующиеся низким уровнем «Я-концепции», неблагоприятный вариант развития.

Целью исследования было определение особенностей проявления структур интегральной индивидуальности в подростковом возрасте в зависимости от уровня развития «Я - концепции».  На следующем этапе эксперимента мы диагностировали четыре уровня интегральной индивидуальности подростков из данных групп. Первичный анализ полученных нами результатов приведен в таблице 2.1. (Приложение 1).

Данная таблица характеризует четыре уровня интегральной индивидуальности (нейродинамический, психодинамический, личностный и социально-психологический подростков с различным типом самоотношения. Произведем первичный анализ всех уровней поочередно.

Так, согласно представленной таблице наиболее высокий балл по шкале количество точек поставленные за 0-5 сек. (пок. 1) проявляют подростки, характеризующейся низким уровнем «Я-концепции» (75%) и лишь 25% подростков этой группы выявили низкие значения по шкале «количество точек за 0-5 сек.». Подростки с высоким уровнем «Я-концепции» (70%) проявляют низкий балл по данной шкале. И только 30% респондентов первой группы выявили высокие значения по шкале количество точек за 0-5 сек.

По шкале «количество точек за 5-10 сек.» (пок. 2) также зафиксированы различия между подростками всех исследовательских групп. Так, с высоким уровнем «Я-концепции» в преобладающем большинстве выявили низкие значения по данной шкале (80%). Это значит, что респонденты данной исследовательской группы обладают сильным типом нервной системы. А вот подростки с низким уровнем «Я-концепции» (45% низкие баллы и 55% высокие баллы). Следовательно, подростки низким уровнем развития «Я-концепции» в большей степени склонны к обладанию слабым типом нервной системы.

По шкале «количество точек за 10-15 сек.» (пок. 3) также выявлены различия между подростками исследовательских групп. Меньше всего склонны к проявлению данного показателя подростки с высоким уровнем «Я-концепции» (88%), наиболее склонны к выраженности показателя подростки с низким уровнем «Я-концепции» (38%), что свидетельствует о развитии среднеслабой нервной системы.

Около  34 % респондентов с низким уровнем «Я-концепции» обладают среднеслабым типом нервной системы (пок. 4). Этот показатель проявляют лишь 15% подростков с высоким уровнем самоотношения. Но мы склонны констатировать, что у большинства обследованных подростков по данной шкале «количество точек за 15-20 сек.» зафиксированы низкие значения: 85% - подростков первой группы, 66% - подростков второй группы.

По шкале «количество точек за 20-25 сек» (пок. 5) большинство подростков с высоким уровнем самоотношения и низким уровнем зафиксировали низкие значения (67% и 80%). Данные оценки указывают на преобладание среднесильного типа нервной системы. Интересным представляется тот факт, что только 20% подростков второй группы и 33% подростков первой группы проявляют высокие значения по данному показателю.

По шкале «количество точек за 25-30 сек» (пок. 6) большинство испытуемых зафиксировали низкие значения (70% - подростков первой группы, 56% подростков второй группы). Следовательно, большинство подростков обладают сильной нервной системой.

Произведем анализ показателей психодинамического уровня интегральной индивидуальности подростков с различным типом самоотношения.

Согласно представленной таблице наибольшую тревожность в школе (пок. 7) проявляют подростки, характеризующиеся низким уровнем «Я-концепции» (65%) и лишь (35%) подростков этой группы выявили низкие значения по шкале «общая тревожность в школе». Подростки с высоким, а также с предельно высоким уровнем «Я-концепции», в большинстве (80%) проявляют низкий уровень общей тревожности в школе. И только 20% подростков первой группы выявили высокие баллы по данной шкале общей тревожности в школе.

По шкале «переживание социального стресса» (пок. 8) зафиксированы различия между подростками из двух исследовательских групп. Подростки с высоким уровнем самоотношения в преобладающем большинстве выявили низкие значения по данной шкале (65%). Это свидетельствует, о том, что респонденты данной группы эмоционально стабильнее при установлении социальных контактов, в частности со сверстниками,  а  подростки с низким уровнем самоотношения проявили (45% низкие баллы и 55% высокие баллы). Таким образом, возможно сделать вывод о том, что подростки из второй группы в наибольшей степени склонны к переживанию стресса при установлении социальных контактов.

По шкале «фрустрация потребности в достижении успеха» (пок. 9) тоже выявлены различия между подростками из данных исследовательских групп. Наименее склонны к фрустрации данного типа с высоким уровнем «Я-концепции» (80%), наиболее склонны к фрустрации потребности в достижении успеха подростки с низким уровнем самоотношения (38%), данный факт свидетельствует о неблагоприятном психическом фоне, не позволяющем подростку развивать потребность в успехе.

Подростков второй группы (34 %) переживают негативные эмоции, связанные с необходимостью самораскрытия (пок. 10). Такие эмоции переживают лишь 15% подростков с высоким уровнем «Я-концепции». Большинство обследованных подростков по шкале «страх самовыражения» зафиксировали низкие значения: 85% - респондентов первой группы, 65% - опрошенных второй группы без негативных переживаний проявляют и демонстрируют свои возможности.

По шкале «страх ситуации проверки знаний» (пок. 11) большинство респондентов из групп с высоким уровнем и низким уровнем «Я-концепции» проявили низкие значения (66% и 80% соответственно). Полученные данные свидетельствуют об эмоциональной стабильности при публичной проверке знаний. Интересным представляется тот факт, что только 20% подростков второй группы и 34% респондента первой группы испытывают страх при проверке знаний. Возможно, что в семье родители ждут от таких подростков хороших и отличных оценок, и подростки опасаются, что не оправ ожиданиям родителей.

По шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (пок. 12) большинство опрошенных респондентов зафиксировали низкие значения (70% - подростков первой группы, 57% подростков второй группы). Следовательно, большинство испытуемых, участвующих в исследовании, не испытывают тревоги по поводу оценок окружающих.

По шкале «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (пок. 13) так же большинство опрошенных респондентов показали низкие значения (90% - подростков первой группы, 76% опрошенных второй группы). Данный факт свидетельствует о наличии адекватной реакции детей на тревожные факторы среды. Из двух исследуемых групп, подростки второй группы (имеющие низкий уровень «Я-концепции») в большей степени – 24% и только 10% подростков первой исследовательской группы могут иметь склонны к деструктивным реакциям на тревожные факторы поступающие из окружающей среды.

По шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (пок. 14) также у большинства испытуемых были выявлены низкие значения (55% - подростков первой группы, 64% опрошенных второй группы). Таким образом, можно сделать заключение, что большинство подростков не переживают негативных эмоций в отношении учителей. Наименьшее количество опрошенных респондентов показало высокие оценки по данной шкале – подростки с низким уровнем «Я-концепции» (36%). Количество подростков из первой группы набравшие высокие баллы по шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями» набрали (45%) опрошенных респондентов. Можно сказать, что эти подростки переживают негативные эмоции перед учителями, что снижает их успешность в процессе обучения.

Свойства личностного уровня интегральной индивидуальности подростков с различным типом самоотношения изучались с помощью методики мотивации учения Ч.Д. Спилбергера и методики изучения особенностей самооценки Дембо-Рубинштейн.

Рассмотрим результаты первичной обработки данной методики.

У 90% подростков с низким уровнем «Я-концепции», 80% опрошенных с высоким уровнем «Я-концепции» были выявлены высокие баллы по шкале «познавательная активность» (показатель 15). Что характеризует подростков как познавательно активных. 20% подростков с высоким уровнем «Я-концепции», и 10% подростков с низким уровнем «Я-концепции» показали низкие значения по данной шкале, что говорит о низком уровне развития познавательной активности у подростков.

По шкале «мотивация достижения» (показатель 16) 64% опрошенных первой группы, 60% респондентов второй группы проявили высокие значения, что характеризует подростков как мотивированных на достижения. В то же время, 36% испытуемых первой группы, 40% испытуемых второй группы показали низкие баллы по данной шкале. В этом случае возможно говорить о том, что подростки менее ориентированы на достижения, не проявляют интереса к деятельности.

По 60% респондентов из второй группы, а также 67% респондентов из первой группы выявили высокие значения по шкале «тревожность» (показатель 17). Подростки с высокой оценкой характеризуются как тревожные, легко возбудимые. Респонденты первой группы -33% и  40% из второй группы представляются менее тревожными, сдержанными и невозбудимыми, чаще всего спокойными, так как набрали низкие баллы по данной шкале.

Существенные различия выявлены при интерпретации результатов по шкале «гнев» (показатель 18). Так, большинство опрошенных испытуемых из первой группы набрали высокие значения по данной шкале (68%), что характеризует их как редко проявляющих гнев. Высокие значения по шкале «гнев» также набрали 60% подростка второй группы. Большинство подростков характеризуются как проявляющие беспричинно гнев и агрессию. Данные личностные свойства характерны и для 40% опрошенных из второй группы и 32% подростков из первой группы.

По шкале «уровень притязаний» (показатель 19) большинство испытуемых первой группы (54%) набрали высокие значения. Это говорит о среднем и высоком уровне притязаний, что является нормой. В тоже время 60% респондентов с низким уровнем «Я-концепции», 46% подростков с высоким уровнем «Я-концепции» проявили низкие значения по данной шкале. Что характеризует их как обладающих низким или очень высоким уровнем притязаний.

Преобладающее большинство подростков из всех исследовательских групп (64% - из первой группы, и 64% - из второй группы) представили высокие значения по шкале «уровень самооценки» (показатель 20). Это говорит о наличии адекватной самооценки. И лишь только по 26% подростков из первой группы, а также 36% подростков второй группы выявили низкие показатели по данной шкале, что является признаком обладания либо заниженной, либо завышенной самооценки.

По шкале «степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой» (показатель 21) большинство испытуемых из первой группы (64%) проявили высокие значения, это характерно для умеренной степени дифференцированности самооценки и уровня притязаний. 36% из первой группы и 22% из второй группы в результате низких оценок по данной шкале, характеризуются слабым расхождением между притязаниями и самооценкой и обычно свидетельствует, что подросток по разным основаниям (защита, инфантильность, самодостаточность и др.) «закрывается» от внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих.

Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем «Я-концепции» изучался с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено и также представлен в таблице 2.1.

Рассмотрим результаты предварительной интерпретации.

Так, методика Дж. Морено фиксировала положительные и отрицательные выборы подростков при ответе на вопрос кому ты отдашь предпочтении при приглашении на день рождение. Наибольшее количество популярных подростков выявлено в группе испытуемых с высоким уровнем «Я-концепции», - 20% при ответе на данный вопрос (показатель 22) и 25% при выборе партнера по мастерской (показатель 23). Уровень популярности подростков при выборе партнера по мастерской из второй группы 10%. При выполнении учебных заданий с небольшой разницей наибольшей популярностью пользуются подростки из первой группы - 20%, нежели испытуемые из второй группы – 6%. Чаще всего подростки отвергают своих сверстников с низким уровнем развития «Я-концепции», это составило по 20% при выполнении учебных заданий (показатель 24) и при выборе партнера по мастерской (показатель 25). Непопулярными в серии А и серии Б также оказались по 10% подростков с высоким уровнем «Я-концепции».

Различия между подростками двух исследовательских групп выявлены и при подсчете взаимных положительных (показатель 26) и отрицательных (показатель 27) выборов в двух сериях. Так, при предпочтении с выполнением задания в первой группе выявлено 20% взаимных выборов, и наибольшее количество взаимных выборов – 6% выявлено во второй группе подростков. При выборе партнера по мастерской взаимные выборы в двух исследовательских группах распределились следующим образом: по 20% в первой и 25% во второй группах. Можно сделать вывод, что подростки с низким уровнем «Я-концепции», чаще выбирали себе партнеров из своей же групповой категории. При подсчете совпадения предполагаемых выборов и реальных в двух сериях эксперимента (показатели 28, 29) не выявлено различий между детьми двух исследовательских групп. Во всех группах данные показатели равны по 25%, это говорит об эмоциональном благополучии подростков в учебной группе. Различия у подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» выявлены при вычислении показателей значимости выбора (показатели 30, 31). Так, в двух сериях эксперимента наиболее высоким статусом обладают подростки с высоким уровнем «Я-концепции» – в серии А 20% и в серии Б 25%. Менее значимыми являются подростки с низким уровнем «Я-концепции»: в серии А – 6%, и в серии Б – 10%.

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков