"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Началом иерархического ряда являются первичные свойства индивида, включающие общесоматические, нейродинамические и билатеральные свойства организма.

Следующим уровнем являются вторичные свойства индивида: темперамент, задатки, органические потребности.

На третьем уровне человек рассматривается как личность. Составляющими личностной подсистемы являются: статус личности в обществе; социальные роли личности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей и ценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер и склонности.

На четвертом уровне человек рассматривается как субъект деятельности. Структура данной подсистемы складывается из определенных свойств индивида и свойств личности в зависимости от назначения деятельности. Основой индивидуальности, соответственно, является гармония свойств индивида, личности и субъекта деятельности.

Б.Г.Ананьев признавал между характеристиками разных уровней индивидуальности многозадачный и однозначный  тип детерминации. Он утверждал, что «структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих комплексов органических свойств» (Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания – Спб.: Питер, 2004. – С. 145), тем самым признавая, что свойства низшего уровня выступают как общая причина, которая порождает разнообразные свойства высшего уровня.

Таким образом, можно сказать, что С.Л.Рубинштейн и Б.Г.Ананьев рассматривали индивидуальность с позиции принципа совокупности, т.е. принципом аддиктивности.

В настоящее время существует несколько новых моделей изучения интегральной индивидуальности. Один из подходов к рассмотрению составляющих целостной структуры индивидуальности предлагает В.М.Русалов. Автор выделяет в индивидуальности два уровня: дифференциально-психофизиологический (низший уровень, который представлен свойствами организма) и дифференциально-психологический (высший уровень, который состоит из индивидных, личностных, или других социокультурных образований). В.М.Русалов относит темперамент к территории, на которой встречаются дифференциальная психофизиология и дифференциальная психология.

Используя «метаязык» математики, В. М. Русалов убедительно показывает с одной стороны, существование разной зависимости индивидуальных психологических свойств темперамента от общих свойств нервной системы, а с другой стороны зависимость от психодинамических параметров индивидуальности.

Другой взгляд на данную проблему, мы можем увидеть у А.В.Брушлинского. Рассматривая данную проблему с позиции субъектно-деятельностного подхода, автор отмечает, что личность человека выступает как целостная система внутренних условий, необходимо и существенно опосредствующих все внешние причины (педагогические, пропагандистские и т.д.). Иначе говоря, не личность сводится до уровня пассивных внутренних условий, а, наоборот внутренние условия формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы — личности, «вообще субъекта» (Брушлинский А.В.  Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - С.204).

Формируясь и изменяясь в процессе развития, внутренние условия определяют тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление, процесс и т. д. могут подвергнуться. Другими словами, следуя его логике, любая личность может быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого воспитания, все более становящегося самовоспитанием. Целостную систему внутренних условий субъекта, через которые только и действуют на него любые внешние причины, влияния и т.д., образуют многообразные виды и уровни активности личности. Изучая такие типы активности человека, как язык, речь, мышление, А.В.Брушлинский утверждает, что ни одна из функций человека не может его подменить и стать вместо него субъектом мышления или другим видом активности.

Оригинальный подход, основанный на системных принципах исследования индивидуальности, мы можем увидеть в трудах отечественного психолога Б.Б.Коссова. Автор утверждает, что «Личность человека — наиболее обобщенная система психического отражения его жизнедеятельности».(КоссовБ.Б. Личность: Актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии: №6 ноябрь-декабрь 1997. - с. 58-69). Придерживаясь системно-стилевой концепции личности, Б.Б.Коссов считает, что «личность является многомерной и многоуровневой системой. Это вытекает уже из того, что она включает не только множество свойств, что делает ее многомерной, но и каждое свойство — обобщение связано со свойственной к иерархии подсистемой относящихся к нему ситуаций, видов жизнедеятельности (или проще — видов занятий, жизненных задач), в которых свойство проявляется».

Основой многоуровневости структуры личности являются уровни, связанные с обобщением жизненного опыта и соответственно — с разнообразием проявления личностных свойств в ситуациях жизни. Только изучение конкретной ситуации проявления человеком тех или иных индивидуальных качеств может служить критерием оценки его как личности. Природное и приобретенное в личности едины и в норме неразделимы, и не их различие образует иерархическую структуру личности, считает автор концепции. «Структурированность личности зависит от сформированности обобщений по тем или иным параметрам нравственности, мотивации, эмоциональности, волевой регуляции действий и пр. В результате, в зависимости от характера обобщения один и тот же человек может быть, например, трудолюбивым, честным, общительным и прочее в одних ситуациях и условиях, но проявлять иные, порой противоположные качества в других» (КоссовБ.Б. Личность: Актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии : №6 ноябрь-декабрь 1997. - с. 58-69).

Внедряя принципы системного изучения личности, Б.Б.Коссов подчеркивает, что личность — это развивающаяся и динамическая система. В период становления личности и с расширением сферы активной жизнедеятельности возрастают «мерность и ступенчатость личностной структуры». Развитие свойств-обобщений зависит от многих внешних и внутренних факторов: способностей субъекта, направленности его активности, удовлетворения его потребностей (успешности действий) и т. д. Содержательно этот процесс определяется соотношением сфер жизнедеятельности. Процесс развития связан с повышением видов собственной активности, в которых разные полярности одного и того же свойства (замкнутость – общительность) дают наиболее желаемый и благоприятный для определенного человека эффект. Изменение внешних и внутренних условий жизни человека может приводить и к изменению свойств: смене их полярности (КоссовБ.Б. Личность: Актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии : №6 ноябрь-декабрь 1997. - с. 58-69 ).

Прикладной аспект интегративного подхода к исследованию индивидуальности связан с широким спектром практических направлений исследований, которые закономерно вытекают из теоретических основ, рассматриваемого подхода.

Системные исследования индивидуальных психологических особенностей человека затрагивают такие вопросы прикладной психологии, как:

- исследование  структуры индивидуальности в  зависимости от внешней и внутренней  детерминации (обнаружение системообразующих факторов в организации подсистем индивидуальности);

- исследование  возрастных особенностей становления  индивидуальности;

- изучение  условий развития и саморазвития  индивидуальности.

Исследованию системообразующих факторов в организации подсистем индивидуальности были посвящены многочисленные прикладные исследования в научных школах В.В.Белоуса, В.С.Мерлина, В.М.Русалова, Б.А.Вяткина, Э.А.Голубевой, А.И.Щебетенко и др.

К настоящему времени утвердилось положение о том, что системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности могут выполнять такие свойства субъекта, как индивидуальный стиль деятельности и общения (Л.Я.Дорфман, 1994, А.И.Щебетенко, 2000; и др.), ценностные ориентации (Н.А.Кирилова, 1998), религиозная активность (Д.О.Смирнов, 2001), мотивация достижения (Т.В.Белых, 2001; Т.В.Копань, 1996), адаптированность (Н.К.Тхан, 2000), познавательная активность личности (И.В.Боязитова, 2001).

Внутренние свойства субъекта, и объективные требования деятельности могут выполнять системообразующую функцию в структуре индивидуальности человека. В результате многочисленных экспериментальных исследований обнаружены факты, свидетельствующие о том, что условия жизнедеятельности подростков (К.В.Макарова, 1992), различия социума (Т.В.Копань, 1996), этническая принадлежность (Ю.В.Павличенко, 1995), способы развивающего обучения (С.А.Никулина, 2000; Г.П.Былим, 2000; С.А.Клемешов, 2000) способны влиять на специфику взаимодействия разноуровневых подсистем в структуре индивидуальности.

Управление объективными условиями деятельности и ситуации наряду со встречным процессом позволяет изменить «внутренние условия» субъекта, а именно, «внутренние условия», то есть уникальность личности способна преломлять «внешние» воздействия, создавая условия для развития собственной активности, субъектности личности.

Определение роли «внешней» и «внутренней» природных предпосылках психического развития человека, детерминации, а также их взаимодействия при исследовании структуры индивидуальности позволяют обосновать принципы педагогического воздействия, необходимые и достаточные для развития индивидуальности на различных возрастных этапах. В рамках интегративного подхода обоснованы педагогические принципы управления саморазвитием интегральной индивидуальности (Блонский, П.П. Избранные психологические произведения – М.: Просвещение, 1964.- С.195). Стратегия интегративного исследования индивидуальности предполагает изучение ее как динамической, саморазвивающейся системы.

Состояние большой системы интегральной индивидуальности может описываться как состояние системы в определенный момент времени, и тогда мы имеем дело с анализом синхронической («одновременной»), статичной структуры интегральной индивидуальности (Блонский, П.П. Избранные психологические произведения - М.: Просвещение, 1964.- С.201). С помощью теоретической модели интегральной индивидуальности можно описать (используя математический и философский метаязыки) сам процесс развития системы интегральной индивидуальности путем сравнения ее синхронических структур. Не менее важным оказывается изучение изменения, трансформации структуры системы, которые происходят в различные временные интервалы. То есть интегральная индивидуальность представляет собой структуру, развернутую во времени, - пластичную структуру. Исследование таких структур позволяет реализовать принципы функционально-генетического подхода, который открывает возможности для исследования условий не только развития, но и саморазвития индивидуальности человека.

Возрастные особенности развития интегральной индивидуальности являются предметом многочисленных исследований, в которых обнаруживается специфика структур индивидуальности с дошкольного возраста и до периода поздней зрелости. Как указывает В.В.Белоус, «внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста; межуровневые — условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом» (Белоус, В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспек-тива // Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №1. - С.44-51.).

Учет интегративных показателей возрастных изменений индивидуально-психологических качеств личности при создании обучающих развивающих, коррекционных программ значительно увеличивает и положительный эффект, поскольку позволяет варьировать межуровневые связи за счет изменения системообразующих факторов, различающихся в зависимости от возрастных особенностей становления индивидуальности человека.

Таким образом, принципы интегративного исследования индивидуальности в современной психологии связаны с реализацией системного подхода, основываются на методах междисциплинарных исследований и на примере конкретных достижений в психологии индивидуальности позволяют исследовать взаимодействие «внешних» и «внутренних», социальных и биологических, объективных и субъективных условий развития индивидуальности. Полученные данные в прикладном аспекте позволяют определить способы развития и саморазвития уникальности, неповторимости личности на различных возрастных этапах.

 

    1. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности

 

В основе теории В.С. Мерлина лежат иные методологические корни. Они вне собственно психологической науки, но легко обнаруживаются в ряде фундаментальных идей общей теории систем. Можно обозначить прежде всего три фундаментальные системные идеи, реализованные в теории интегральной индивидуальности.

Во-первых, это идея структурных уровней. Она разрабатывалась в концепции структурных уровней Брауна–Селларса, которая, строго говоря, предшествовала возникновению общей теории систем. Согласно В.И. Кремянскому, впервые эта концепция была четко сформулирована в 1917 году. В концепции структурных уровней наиболее явно было прописано положение о том, что разные уровни организации жизни различаются между собой, поскольку подчиняются разным классам закономерностей, которые не выводимы друг из друга. В.С.Мерлин не мог не знать о существовании этой концепции, ибо ее главные идеи были изложены в статье В.И.Кремянского «Очерк теории интегративных уровней» в престижном сборнике «Проблемы методологии системного исследования» под редакцией И.В.Блауберга, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина. Весьма возможно, кстати, что именно статья В.И.Кремянского «помогла» В.С.Мерлину соединить в единое целое идеи уровневости и интеграции и даже назвать свою теорию индивидуальности «интегральной».

Во-вторых, это идеи о внутренних источниках активности и телеологии, самоорганизации и саморазвитии, изоморфизме и полиморфизме, о живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся системах, которые развивал в частности Л. фон Берталанфи.

В-третьих, это идеи о телеологической детерминации и полиморфизме. Можно предположить, что некоторые отечественные философы также оказали влияние на В.С. Мерлина. Он ссылается на них в своей монографии. В первую очередь нужно указать на Б.С.Украинцева, специально изучавшего проблемы телеологической детерминации, и на В.С.Тюхтина, который наиболее явно и отчетливо обозначил проблему полиморфизма в отечественной философской литературе.

Хотя В.С.Мерлин исходил из общей теории живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся систем, он отделял свой подход от общей теории систем Л. фон Берталанфи в ее первоначальном понимании как всеобщей теории, а так же от кибернетического понимания большой системы с позиций У.Р.Эшби.

Как разрабатываются и в каких направлениях развиваются идеи системности и целостности − ключевой вопрос для понимания сути теории интегральной индивидуальности и ее новизны в области психологической науки. В.С.Мерлин предлагал применять философские и общенаучные понятия для описания интегральной индивидуальности. Именно на философском и общенаучном уровнях анализа обнаруживается собственно методологическое содержание и значение теории интегральной индивидуальности.

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков