"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Идеи системности и целостности он разрабатывал по следующим фундаментальным направлениям, которые условно можно разделить на два блока: первый блок – общенаучные вопросы (интегральная индивидуальность как система; индивидуальность как интегральность; интегральная индивидуальность как иерархия) и второй блок – психологические вопросы о том, благодаря каким механизмам интегральная индивидуальность функционирует как система и обладает признаками целостности (полиморфизм; опосредование).

Разработка идей системности и целостности по обозначенным выше блокам и направлениям не привела к фрагментации теории интегральной индивидуальности на разрозненные части. Напротив, В.С. Мерлин развивал данные направления в тесных их взаимосвязях; данные направления многократно пересекаются, образуя синтезы на разных уровнях анализа интегральной индивидуальности.

В советской психологии одним из центральных было понятие «личность». Личность понималась как элемент социума. В теории В.С.Мерлина речь идет, напротив, об индивидуальности; она не является копированием общества, а представляет собой самостоятельную систему. Личность же входит в индивидуальность на правах одной из ее подсистем. В теории В.С.Мерлина объем понятия «индивидуальность» шире понятия «личность», поскольку понятие «индивидуальность» описывает и объясняет не только личностные, но также социально-психологические и биологические особенности человека. С точки зрения условий существования, система индивидуальности вписывается в более широкую социальную макросистему, связана с ней и в то же время имеет собственные закономерности. Система индивидуальности вписывается также в более широкую биологическую макросистему, опять-таки связана с ней и в то же время имеет собственные закономерности.

В теории интегральной индивидуальности единицей анализа являются индивидуальные свойства. Многие исследователи полагают, что одни свойства человека индивидуальны, а другие типичны. Индивидуальность якобы отличается от личности как раз тем, что первая уникальна, а вторая типична. Однако, как отмечает В.С.Мерлин, в человеке нет двух сортов свойств – индивидуальных и типичных. Одно и то же свойство индивидуально по одним проявлениям и типично по другим, если брать его в определенном отношении. Свойство человека, взятое в его отношении к более широкой, чем он сам, макросистеме (социальной, биологической), несет на себе печать особенностей этой макросистемы и в этом смысле является типичным и общим. К примеру, в свойстве личности, взятом в отношении к социальной макросистеме, обнаруживаются социально-типичные, общие особенности. То же свойство, взятое в его отношении к конкретному (отдельному) человеку, является индивидуально-своеобразным. Индивидуальное соотнесено с типичным, но не сводится к нему. В структуру интегральной индивидуальности свойства личности вписываются прежде всего со стороны их индивидуального своеобразия, хотя при постановке некоторых проблем учитываются также их социально-типические особенности (скажем, положительное отношение к труду как условие формирования индивидуального стиля трудовой деятельности). Со стороны их индивидуального своеобразия в структуру интегральной индивидуальности вписываются и другие свойства, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе (Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды— Москва-Воронеж, 1996. - С.18).

В плане эмпирическом, отдельное свойство человека индивидуально количественно: оно является особенным и в то же время отличается по степени выраженности того же свойства у других людей. Индивидуально неповторимо и сочетание свойств: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности и т.д.

Индивидуальность – это то, что свойственно данному человеку и делает его тем, кем и чем он есть. Понятием индивидуальности описывается нечто личное, приватное, особенное,  преодолевающее редукцию индивидуальности к ее биологии и наследственности. Понятием индивидуальности противопоставляется отдельное – групповому, рефлексивное обособление человеком своего «Я» – исполняемым им социальным ролям, персонализация – деперсонализации. Индивидуальность – это также то, чем одни люди отличаются от других людей. Тождественность себе и отличительные особенности нетождественность другим определяют суть понятия индивидуальности.

Интегральная индивидуальность как система. Как известно, под системой понимается определенная целостность, единство множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой. В.С.Мерлин создавал теорию интегральной индивидуальности с позиций принципа системности. Такой вариант системного подхода можно обозначить как структурно-функциональный. Обычно структурно-функциональный подход определяют как системно-организованную структурную целостность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). Структурно-функциональный (системный) подход В.С.Мерлина подпадает под это определение частично. В.С.Мерлин также понимает систему как структуру. Единицей ее анализа выступают индивидуальные свойства. Как они взаимосвязаны и их детерминация – проблемные вопросы, которые ставятся и разрабатываются в теории интегральной индивидуальности. В отношении функции В.С.Мерлин делает упор на функционировании индивидуальности как системы несколько иначе, чем в традиционном структурно-функциональном подходе. Он фокусирует внимание, во-первых, скорее, на особенностях подсистем интегральной индивидуальности, чем на ее отдельных свойствах; во-вторых, функция здесь – активность (совершение, исполнение). Отсюда обращение к таким вопросам, как мета-индивидуальность и индивидуальные стили (предметной деятельности, общения, жизнедеятельности).

Не смотря на существование огромного количества различных концепций системного подхода, системный подход В.С.Мерлина не сводится ни к одной из них. Своеобразие системного подхода в теории интегральной индивидуальности определяется тем, как в ней ставится и решается вопрос детерминации. В концепциях системного подхода обычно речь идет о функциональном типе детерминации, причем как единственном (например, теория функциональных систем П.К.Анохина, структурные концепции психики, гештальт теория и т.п.). Автор подходит к данному вопросу с других позиций. Он выделяет не один, а несколько типов детерминации(Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды— Москва-Воронеж, 1996. - С.20).

Интегральная индивидуальность относится к живым саморегулирующимся и самоактуализирующимся системам. В таком качестве интегральную индивидуальность можно понимать как наделенную способностью к самодетерминации. В то же время интегральная индивидуальность вписывается в социальные и биологические макросистемы, что может говорить о подчинении интегральной индивидуальности внешним источникам детерминации. Специальное внимание в теории интегральной индивидуальности уделяется каузальному и телеологическому типам детерминации.

Гносеологическая установка на интегральную индивидуальность как систему позволила В.С.Мерлину показать ее с нескольких сторон. Во-первых, интегральная индивидуальность это самостоятельный качественный феномен, функционирующий как целостность. Во-вторых, интегральная индивидуальность представляет собой совокупность множества индивидуальных свойств, взаимосвязанных между собой. Они образуют внутреннюю структуру интегральной индивидуальности и организованы иерархически. В-третьих, интегральная индивидуальность как система вписывается в социальную и биологическую макросистемы и берется вместе с условиями ее функционирования в них.

Разработка системного подхода применительно к интегральной индивидуальности по этим линиям приводит к тому, что в ней обнаруживается и отображается многокачественность, иерархичность, многомерность.

Многокачественность Интегральная индивидуальность проистекает из того, что она содержит в себе качество самостоятельной системы и в то же время актуализирует качества социальной и биологической макросистем, в которые она входит.

Иерархичность обнаруживается в том, что она имеет уровневое строение; в интегральной индивидуальности выделяется некоторое множество относительно самостоятельных уровней.

Многомерность возникает вследствие того, что она существует одновременно в нескольких системах координат. В позиции действующего лица интегральная индивидуальность раскрывается как интраиндивидуальность (свойства, присущие индивидуальности безотносительно к тому, как к ней относятся окружающие люди), в позиции внешнего наблюдателя – как метаиндивидуальность (свойства индивидуальности, возникающие как результат отношения и оценок ее окружающими людьми). Так у интегральной индивидуальности обнаруживается несколько модусов бытия со своими закономерностями, не сводимыми автоматМерлин ически к единому закону.

В.С.Мерлин определял интегральную как целостную характеристику индивидуальных свойств человека, объект междисциплинарного исследования наук о природе и обществе (Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - С.98). Он отмечал, что специализация и дифференциация наук привели к тому, что исследования индивидуальных свойств, относящиеся к разным наукам о природе и обществе, чрезмерно обособились. Внимание же к исследованиям индивидуальных свойств в их взаимосвязях недооценивалось и не было достаточным. Теория В.С.Мерлина восполняет образовавшийся здесь пробел на основе целостного, интегрального, междисциплинарного исследования человеческой индивидуальности.

Интегральность служила характеристикой определенного типа исследования. В.С.Мерлин полагал интегральным исследование индивидуальных свойств как иерархически упорядоченных и характера связей между ними. Идея интегральности индивидуальности разрабатывалась в тесном контакте с идеей ее дифференциации по уровням (Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности - М.: Педагогика, 1986. - С102).

Интегральным считалось исследование индивидуальности при определенном понимании закона (закономерностей) и детерминации. С позиций редукционизма связи между индивидуальными свойствами понимаются как определяемые некоторыми общими законами. Это означает в частности выведение психических свойств из биохимических, физиологических или социальных закономерностей. В рамках интегрального подхода, напротив, индивидуальные свойства одних уровней не выводятся из свойств других уровней интегральной индивидуальности.

В.С.Мерлин различал два рода законов, которые для большей ясности я условно называю «горизонтальные» и «вертикальные». «Горизонтальные», или специфические, законы обнаруживаются на отдельных уровнях интегральной индивидуальности. В.С.Мерлин связывал их со специфическим типом детерминации(Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды— Москва-Воронеж, 1996. - С.21).

Связи индивидуальных свойств одного уровня подчиняются специфическим каузальным законам данного уровня интегральной индивидуальности; связи индивидуальных свойств другого уровня подчиняются специфическим каузальным законам этого уровня интегральной индивидуальности, и т.д.

Так существуют и сосуществуют законы химические, физические, биологические, психологические, социальные. Каузальные законы одних уровней не сводятся к каузальным законам других уровней, каузальные законы одних уровней не выводятся из каузальных законов других уровней, специфическое своеобразие связей одноуровневых индивидуальных свойств подчиняется действию каузальных законов «своего», а не «чужого» уровня. К примеру, закономерности взаимосвязей свойств личности не выводятся из биохимических, физиологических или социологических закономерностей. Взаимосвязи свойств личности подчиняются специфическим закономерностям подсистемы психических свойств личности; взаимосвязи биохимических свойств подчиняются специфическим закономерностям подсистемы биохимических свойств; взаимосвязи свойств нервной системы подчиняются специфическим закономерностям подсистемы нейродинамических свойств; взаимосвязи свойств темперамента подчиняются специфическим закономерностям подсистемы психодинамических свойств и т.д.

Обычно детерминацию понимают как закономерную причинно-следствен-ную связь между явлениями. С этой точки зрения, связь между разноуровневыми индивидуальными свойствами также, казалось бы, имеет причинно-следственный характер: свойства более низкого уровня выполняют функцию причины, а свойства более высокого уровня – функцию их следствия. В теории личности Г.Айзенка, к примеру, истоки нейротизма увязываются с лабильностью нервной системы, экстраверсии – с восходящими влияниями ретикулярной формации, психотизма – с кортикальным торможением и, соответственно, субкортикальным растормаживанием. На все три измерения личности влияют наследственные факторы, причем в большей степени, чем средовые факторы.

В.С.Мерлин не отрицает наличие каузальных связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности. Однако он ставит вопрос об интегральности в иной плоскости. Во-первых, закономерности одного уровня не редуцируются к закономерностям ее других уровней, не важно, идет речь о более «высоких» (скажем, социально-психологических свойствах) или более «низких» (скажем, свойствах общего типа нервной системы) уровнях интегральной индивидуальности. Во-вторых, в интегральном исследовании индивидуальности связи между ее разноуровневыми свойствами определяются телеологическим типом детерминации. Если специфические законы и каузальный тип детерминации интегрируют индивидуальность «по горизонтали», т.е. по отдельным уровням, то разноуровневые связи и телеологический тип детерминации интегрируют индивидуальность «по вертикали». Благодаря каузальной детерминации одни уровни интегральной индивидуальности относительно автономны и закрыты от других уровней. Благодаря телеологической детерминации, напротив, эти уровни, так сказать, открываются друг для друга и вступают в определенные взаимоотношения. Относительная автономность отдельных уровней (по линии каузальной детерминации) при этом сохраняется (Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды— Москва-Воронеж, 1996. - С.23).

Нередко каузальные законы относят к «миру природы» и изучающим его естественным наукам. Телеологические законы, напротив, относят к духовной культуре и изучающим его гуманитарным наукам. Вместе с тем телеологический подход имеет свою традицию и в естественных науках, таких, как, к примеру, физиология. Разрабатывая общую теорию систем, Л.фонБерталанфи также использовал телеологический подход.

Под телеологической детерминацией В.С.Мерлин подразумевает направленность системы на определенный полезный результат, внутренняя цель системы оказывает воздействие на ход процесса. С этой стороны понятие телеологической детерминации у В.С.Мерлина сближается с понятием финальной причины (предназначение, имманентная цель существования, причина движения) у Аристотеля. В.С.Мерлин использует понятие телеологической детерминации также для объяснения того факта, что отдельные уровни интегральной индивидуальности сосуществуют, взаимосвязаны, но не сводятся друг к другу и не сливаются в общие симптомокомплексы. Телеологической детерминации отводится роль интегратора индивидуальности «по вертикали». С одной стороны, телеологическая (разноуровневая) интегральность дополняет каузальную (поуровневую) интегральность. С другой стороны, телеологическая (разноуровневая) интегральность как бы уравновешивает и дополняет каузальную дифференциацию интегральной индивидуальности на уровни. В результате интегральная индивидуальность остается целостной, хотя имеет место ее поуровневая дифференциация (Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды— Москва-Воронеж, 1996. – С.24).

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков