"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Оценочная составляющая «Я-концепции». Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: "Прогресс", 1986. - С.41).

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание  - М.: "Прогресс", 1986. - С.36).

Второй фактор, важный при формировании самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, его оценивают другие, по его мнению.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: "Прогресс", 1986. - С.37).

Поведенческая составляющая «Я-концепции». Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: "Прогресс", 1986. - С.37).

Мы рассмотрели понятие «Я-концепции» и её структурные компоненты. Формирование «Я-концепции» складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения.

В период подросткового возраста особенности «Я-концепции», с одной стороны, становятся более устойчивыми, а с другой — претерпевают определенные изменения, вызванные множеством причин. Во-первых, психологические и физиологические изменения, связанные с половым созреванием, влияют на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей обусловливает усложнение и дифференциацию «Я-концепции», и помогает появиться способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, которые исходят от социальной среды в лице родителей, учителей, сверстников порой оказываются взаимно противоречивыми. При смене ролей возникает необходимость принимать важные решения, которые касаются выбора профессии, ценностных ориентаций, образа жизнедеятельности и много другого, все это может вызвать ролевой конфликт и неопределенность в статусе, что так же оказывает отпечаток на развитие «Я-концепции» в данный период.

Кроме этого, взрослые зачастую не совсем адекватно реагируют на проявление и поведение подростков: с одной стороны упрекают их в недостаточной самостоятельности и независимости и в то же время требуют — иногда без основания — прилежного поведения, послушности и конформности.

Поведение подростка зачастую парадоксально. Открытое негативное отношение может сочетаться с явной конформностью, стремление к независимости, может сочетаться с просьбами о помощи. Сегодня подросток может быть полон энергии и энтузиазма, а завтра мы можем увидеть, что у него опустились руки и он пассивно «плывет по течению». Такие резкие перепады — являются характерными чертами переходного периода от детства до того момента, когда общество признает человека взрослым. Общественное признание взрослости может определяться рядом критериев — обязанность в полной мере отвечать за свои поступки перед законом, возможность полноправно участвовать в общественных делах, вступать в брак и прочее. Во всех этих случаях в разных странах возрастная регламентация отличается и меняется с течением времени.

Под действием различных факторов — биологических, психологических, социальных — человек часто становится взрослым ранее, чем ему и его окружению, бы этого хотелось. Во многих случаях эти факторы, наоборот, тормозят его развитие. Человек становится взрослым на два года раньше, чем хотелось бы его родным, и на два года позже, чем хотелось бы ему самому.

По мнению Дж.Коулмэна (Цит. по Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.– СПб и др.: Питер. 2000. – С.  89), существует два типа объяснений проблем переходного периода: психоаналитические и социально-психологические. Психоаналитические сосредоточены на эмоциональных взаимоотношениях в семье, а так же на психосексуальном развитии индивида. Для социально-психологического типа характерно внимание к социальной жизнедеятельности индивида, а именно к таким категориям: статус, роль, социальные ожидания, ролевой конфликт, ролевая неопределенность.

Центральным фактом в психоаналитическом подходе является пробуждение в период полового созревания сил, с инстинктивной природой, которые способны нарушить равновесие, установившееся в более ранний период, и приводят к росту напряжения и резким сдвигам в эмоциональной сфере. Согласно мнению З. Фрейда, результатом этого своеобразного возврата к генитальной фазе, становится разрушение эмоциональных связей с родителями, так как поиски подходящего объекта любви выходят теперь за пределы семейной системы.

Психологическое разъяснение тем душевным бурям и стрессам, которые свойственны для внутреннего мира подростков пытались дать представители психоаналитического направления. Так, П.Блос (Блос П. Психоанализ подросткового возраста. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010. С. 56) рассматривает подростковый возраст как процесс «второй индивидуализации» по аналогии с «первой индивидуализацией», которая, согласно его мнению, заканчивается к четырехлетнему возрасту. Как считает П.Блос, оба периода, имеют много сходных черт. Перед ребенком стоят задачи адаптации, как в одном, так и во втором случае, продиктованные необходимостью достижения большей зрелости. Может возникнуть опасность нарушения психического равновесия, если личность не успевает приспосабливаться к новым ситуациям. Это сопоставление позволяет П.Блосу провести параллель между переходом от полной зависимости младенца к некой самостоятельности дошкольника и во многом сходным переходом от ребенка, еще не достигшего пубертатного возраста, живущего в замкнутом пространстве семейной системы, к независимости взрослого человека. Второй переход предполагает собой внутреннее принятие независимости как со стороны самого подростка, так и со стороны его родителей, а так же отказ от определенного типа семейных взаимоотношений, составляющих основу формирования личности подростка. Чтобы подросток в дальнейшем мог полюбить другого человека и создать со временем свою семью, он символически должен отвергнуть своих родителей, чтобы освободить в своей душе место, ранее занимаемое ими (Блос П. Психоанализ подросткового возраста. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010. С. 59).

Данные периоды очень схожи между собой, но на ряду с этим у них существуют определенные различия, которые являются существенными. Прежде всего эта борьба за независимость имеет в разных случаях различные результаты: так если двухлетний ребенок в этой борьбе почти всегда проигрывает, то подросток, как правило, выигрывает, или должен выиграть.

Данный подход, к пониманию психологических проблем подросткового возраста, который выбрал П.Блос, позволяет ему выявить значение регрессии. Автор считает, что для сохранения эмоционального благополучия поведение подростка должно соответствовать более ранним этапам его развития, так как формирование индивидуальности и достижение независимости привносят в его внутреннюю жизнь определенный разлад, который требует переоценки эмоциональных связей в семье. Единственным верным, по мнению П.Блоса, путем разрешения данной задачи является обращение к истокам эмоциональных связей, определенное возрождение инфантильных форм поведения. П.Блос считает, что подростку, важно, соприкоснуться с привязанностями своего младенчества и раннего детства, дабы снизить или вовсе избавиться от порождаемой ими напряженности его эмоциональной сфере, только после этого прошлое может сгладиться, уйти в сознательные или бессознательные воспоминания, не доставляющие неприятностей (Блос П. Психоанализ подросткового возраста. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010. С. 63).

П.Блос приводит целый ряд примеров подростковой регрессии. Одним из таких примеров является склонность молодых людей к идеализации знаменитостей — чаще всего кинозвезд или выдающихся спортсменов. Это, по мнению представителей психоаналитического направления, перевоплощенная форма любви к родителям, которая свойственна ранним фазам развития ребенка. Другим примером может стать особое, свойственное для подросткового возраста эмоциональное состояние, которое можно описать как «растворение» или полное слияние с кем-либо или чем-либо. В таком состоянии подросток способен всем своим существом проникаться такими абстрактными идеями, как красота или природа, быть полностью захваченным религиозными, философскими или политическими идеалами (Блос П. Психоанализ подросткового возраста. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010. С. 69).

Еще один пример возврата к инфантильным проявлениям — колебания от одной крайности к другой, иными словами амбивалентность поведения подростка.

Неуравновешенность в чувствах и мыслях, характерна больше для ребенка младшего возраста, возможно необъяснимые, на первый взгляд внезапные перепады от ненависти к любви, от принятия к отвержению, от радости к унынию также являются типичной формой и подростковой регрессии. Внутренний конфликт любви и ненависти, стремление к независимости и потребность в помощи могут стать причиной бунта подростка, который не принимает, такой неустойчивой, противоречивой реальности. Так же разные негативные проявления могут быть результатом защитного механизма, к которому прибегает подросток.

Если подросток обвиняет родителей в их отсталости от современности, в ограниченности, ему в этот период уже так уж не сложно пошатнуть эмоциональные узы, связывающие его с семьей: он при этом как будто ничего не теряет, ему достаточно легко отказаться от родительской заботы, чтобы добиться независимости.

Переживание утраты и одиночества, которое иногда может возникнуть в данном возрасте, во многом сходно с проживанием печали, скорби взрослого человека, потерявшего близкого. Такое состояние П.Блос называет «эмоциональным и объектным голодом». В попытке справиться с этой внутренней опустошенностью, подросток увлечься экстремальными видами деятельности, а так же может без разбора расширять круг своего общения, своего знакомства, что зачастую способно привести к негативным последствиям. Так же на первый взгляд, безобидное желание делать что-то ради забавы, тоже своего рода способом преодоления эмоциональной подавленности и чувства одиночества, которые являются обратной стороной, так желаемой самостоятельности. Заменой семьи может фактически выступать компания сверстников, в которой до какой-то степени может утоляться эмоциональный и объектный голод. Здесь подросток приобретает определенный эмоциональный опыт, который необходим ему для индивидуального развития, постигает различные стороны человеческого общения, такие как поощрение, эмпатия, включенность, ролевое поведение, идентификация, разделение группового чувства вины и тревоги.

Таким образом, можно сделать вывод, что с позиций психоанализа подростковый возраст трактуется как период исключительной ранимости личности, обусловленной пробуждением сил, имеющих инстинктивную природу. Плохая адаптивность и непоследовательность поведения могут объясняться внутренними конфликтами и стрессами, зачастую связанными с необходимостью разрыва установившихся в детстве эмоциональных связей, чтобы выстроить систему новых, взрослых эмоциональных отношений уже за пределами семьи. В связи с этим определяется существование переходного периода размытого Я и поиска идентичности, необходимой для достижения индивидуальной автономии. Картина подросткового развития в целом, психоаналитиками представляется довольно беспорядочной, по-видимому из-за того, что представления о подростках они черпают из опыта работы с клиническими невротиками.

С позиции социально-психологического подхода главными понятиями при анализе подросткового возраста являются социализация и роль. При этом основная сложность заключается в том, каким образом ценности и убеждения, характерные для данного общества, воздействуют на ожидания и нормы, связываемые с ролями подростка, родителей, сына, дочери и т. д. Социализация и роль приобретают ведущее значение данном возрасте, из-за возросших когнитивных возможностей подростка, увеличивается диапазон ролевого выбора и расширяется его окружение. Ослабляется влияние старых авторитетов и открывается возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения, что может привести к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Таким образом, важные особенности подросткового развития предопределяются процессом смены ролей.

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков