Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа
Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ
Кафедра методологии психологии и теории
психолого-педагогического образования
Степанова Екатерина Михайловна
«Я-КОНЦЕПЦИЯ» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТРУКТУР
ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация на соискание степени магистра
Направление подготовки 030300.68 – «Психология»
Магистерская программа «Психология индивидуальности»
Научный руководитель:
к.пс.н., доцент кафедры
методологии психологии и теории
психолого-педагогического образования
Института человековедения
В.Д. Поклонская
К защите в ГАК допускается
Решение кафедры от __2014 г.
Протокол № ___
Заведующий кафедрой
методологии психологии и теории
психолого-педагогического образования
________________(В.В. Белоус)
Пятигорск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ |
14 |
1.1. Теоретико-методологические
основы интегрального |
14 |
1.2. Истоки возникновения
теории интегральной |
24 |
1.3. Исследование психологических
факторов формирования «Я- |
39 |
Выводы к главе 1 |
52
|
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» И
РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ |
54 |
2.1. Общая организация
и этапы исследования структур
интегральной индивидуальности
подростков с различным |
54 |
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности |
56 |
|
67 |
|
84 |
|
87 |
Выводы к главе 2 |
92 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
93 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
96 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
102 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем в теоретических и прикладных исследованиях психологической науки.
Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос
интеграции междисциплинарных
- вопрос
применения принципов
- вопрос
соотношения биологического и
социального в структуре
Весьма важен для исследования индивидуальности прикладной аспект исследования. Социальная практика на современном этапе развития общества ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе образования: дошкольного, среднего, высшего и профессионального.
Для разрешения многих прикладных психологических задач требуются знания индивидуальных различий, их надежной диагностики, оценки их как целостной системы. Таким образом, именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профотбора и профориентации, эффективному консультированию и т. д.
Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на бесконкурентное исследование индивидуальности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий не позволяет осуществиться интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.
После фундаментальных теоретических исследований крупнейших ученых современности (М.И.Рабинович, Г.В.Осипов, А.В.Гапонов-Грехов, А.С.Ломов,1981, В.И.Вернадский, 1989; А. И. Уемов, 1978; Л. Берталанфи, 1969; А.А.Ляпунов, 1972; П.К.Анохин, 1973; и др.) системный подход стал определяющим в разработке проблем психологии индивидуальности (В.С.Мерлин, 1966; Б.Ф.Ломов, 1975; К.А.Абульханова-Славская, 1977; А.А.Бодалев, В.В.Столин, 1987; В.В.Знаков, 1991; В.Д.Шадриков, 1996; В.А.Петровский, 1997 и др.).
Вместе с принципами системного подхода, в основу интегративного подхода к исследованию индивидуальности человека легла концепция иерархической организации субъективной реальности (А.В.Брушлинский, 1991; Б.Г.Ананьев, 1969; В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995 и т. д.), а так же данная концепция нашла свое отражение в теоретических и прикладных трудах (В.С.Мерлина; В.В.Белоуса; Э.И.Маствилискер; Б.А.Вяткина; А.И.Щебетенко, 2001, Л.Я.Дорфмана, 1993;).
В настоящее время проблема индивидуальности интенсивно разрабатывается в научных школах В.В.Белоуса (1982, 1989, 1996, 2000), А.И.Крупнова (1983,1987), В.М.Русалова(1982,1985,1986, 1989), О.А.Ахвердовой (1998), И.В.Боева (2000) и др.
Исходным моментом в изучении индивидуальности принято считать уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого.
Целостную характеристику индивидуальных свойств человека B.С.Мерлин обозначает как интегральную индивидуальность — особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе. Опираясь на положения теории функциональных систем П.К.Анохина (1971) и на методологический принцип активности личности C.Л.Рубинштейна (1946) В.С.Мерлин экспериментально обосновал теорию интегральной индивидуальности, применив принцип значимости к распознаванию одноуровневых и межуровневых связей иерархических уровней интегральной индивидуальности.
Основной путь исследования любой интегральной индивидуальности В.С.Мерлин видел в системном подходе, который представляет собой общенаучный метод эмпирических исследований в самых различных теоретических и практических областях (Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. — Москва-Воронеж, 1996.). Основной задачей научно-практического познания индивидуальности является то, чтобы при помощи системного подхода направлять развитием этой индивидуальности. Основная задача психологического исследования, заключается в том, чтобы выяснить, как было детерминировано формирование развития данной индивидуальности. При этом обнаруживается многообразие различных вариаций содержательных характеристик одного и того же типа детерминации. И таким образом, появляется возможность управлять развитием индивидуальности при помощи преобразующего эксперимента.
Интегральное изучение развития личности позволяет по-иному взглянуть на характеристику периодов развития с позиции возраста. Под руководством профессора В.В. Белоуса в Пятигорской психологической школе были выполнены экспериментальные исследования, которые освещают на системной основе возрастной аспект интегральной индивидуальности: младшего школьного возраста И.Г.Наталуха, дошкольного возраста О.А.Костикова, С.А.Никулина, подросткового возраста К.В.Макарова, ранней юности Ш.М.Гойи, А.А.Осиповой, Т.В.Копань и др., студенческого возраста Ф.М.Шидаковой, Л.В.Мищенко, Е.Я.Михитарьянц и др. На каждом из возрастных этапах установлен несовпадающий диагноз одного и того же возраста по отдельным и интегральным мерилам, что позволяет выдвинуть идеи об интегративной психологии развития (БоязитоваИ.В. Проблемы интегративной психологии развития. – Москва-Пятигорск: ПГЛУ, 2004).
Проблема «Я-концепции» изучалась психологами в рамках разнообразных теоретических концепций. Отечественные психологи, такие как Л.С.Выготский, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин и другие, рассматривали проблему человеческого Я как исследование самосознания личности. В зарубежной психологической науке понятие «Я-концепции» разрабатывается в рамках психоаналитического, интеракционистского и когнитивного направлений (Дж.Мид, И.Гоффман, Д.Хабермас и др.).
Данное исследование направлено на раскрытие особенностей структур интегральной индивидуальности подростка в зависимости от становления «образа Я». Подростковый возраст – переход от детства к взрослости, остро протекающий, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода характерны дисгармоничность в строении личности, негативные проявления, отход от прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, этот возраст отличается множеством положительных факторов: разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, увеличивается самостоятельность ребенка, существенно расширяется сфера его деятельности и многое другое. Важно, что именно, данный период отличается выходом подростка на новую качественную социальную позицию, в ходе которой формируется его сознательное восприятие себя как члена общества.
В данном возрасте формируются жизненные перспективы, нравственные ценности, приходит осознание своих особенностей, потребностей, интересов, способностей, подросток стремится скорее стать взрослым или ощущать себя таковым, возрастает тяга к взаимодействию со сверстниками, возникают общие взгляды на жизнедеятельность, на свое будущее, на отношения между людьми, точнее сказать – складываются личностные смыслы жизни.
Важнейшим новообразованием подросткового возраста, центральным фактором его психологического развития, является становление нового уровня самосознания, изменение «Я-концепции» (Л.И.Божович, И.С.Кон, Э.Эриксон и др.), которые определяются стремлением понять свои возможности и особенности, узнать самого себя, как отличающие подростка от других людей, делающие его особенным, неповторимым, так и объединяющие его с другими людьми, группами людей. С этим могут быть связаны резкие колебания в «Я-концепции», неустойчивость самооценки.
В связи с этим возникает проблема: каковы же особенности структур интегральной индивидуальности подростка в зависимости от становления «образа Я»? Указанная проблема предопределила выбор темы данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема «Я-концепции» относится к числу проблем, имеющих в последние годы все большее значение. Поэтому она изучается в различных научных отраслях психологии. Результатами проведенных исследовательских работ явилось появление определений «Я-концепции», интерпретация ее психологической сущности, разработка и определение подходов, демонстрирующих возможность формирования «Я-концепции» личности. (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.С.Арсентьев, Р.Бернс, А.А.Бодалев, А.В.Иващенко, И.С.Кон, К.Левин, А.Маслоу, К.Роджерс, С.А.Рубинштейн, А.Н.Славская, Д.Б.Эльконин и др.). Подростковый возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Р.Селман, Э.Шпрангера, Ш.Бюлера, В.Штерна, а так же отечественных исследованиях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. Интегральная индивидуальность подростка исследовалась в работах А.А.Осипова, 1991; К.М.Макарова, 1992; С.А.Клемешов, 2000; Т.В.Белых, 2001, и др.
Цель исследования: выявить особенности проявления структур интегральной индивидуальности в подростковом возрасте с низким уровнем развития «Я - концепции» путем реализации программы психологического сопровождения.
Объект исследования – «Я - концепция» как фактор развития структур интегральной индивидуальности в подростковом возрасте.
Предмет исследования – структура интегральной индивидуальности подростка в зависимости от становления «образа Я».
Гипотеза исследования: структуры интегральной индивидуальности подростков видоизменяются в зависимости от уровня сформированности «Я-концепции».
Гипотеза исследования конкретизировалась следующими задачами.
1. Раскрыть подходы к исследованию «Я-концепции» в психологической науке, представить основные положения теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина и результаты исследований возрастных структур интегральной индивидуальности Пермской и Пятигорской психологических школах.
2. Разработать
программу
3. Выявить
особенности структур
4. Разработать программу психологического воздействия, оптимизирующего процесс развития структур интегральной индвидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции».
5. Определить
эффективность внедрения