"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Благодаря телеологической детерминации индивидуальность приобретает признаки интегральности по линии динамичности, а не стабильности, подвижной, а не жесткой структуры; ее иерархическая организация в части взаимоотношений разноуровневых свойств характеризуется изменчивостью, а не константностью, она открыта для преобразований, а не закрывается от них. В конечном итоге у индивидуальности обнаруживается внутренний потенциал к самоконфигурации с позиций ее единства и целостности.

Подчеркнем, что динамичность, подвижность, изменчивость присущи именно вертикальной, а не горизонтальной организации интегральной индивидуальности, ее вертикальной структуре, а не индивидуальным свойствам, из которых она складывается. Индивидуальные свойства (в отличие от вертикальной структуры, которую они образуют) рассматриваются как относительно устойчивые на протяжении определенного времени. Для контраста можно заметить, что в других концепциях структурного подхода сами элементы системы понимаются как очень динамичные. Это процессы или функции, виды активности, деятельности. Одни элементы непрерывно трансформируются в другие.

Одной из основных задач интегрального исследования является установление иерархических (уровневых) отношений между разными группами индивидуальных свойств. Основные задачи в других концепциях системного подхода, как отмечает В.С.Мерлин, совершенно иные: например, установление причинной (функциональной) зависимости элементов или подсистем от системы в целом, выявление различных типов структурных и функциональных связей между ними, выяснение динамики развития этих связей. Термин «иерархия» до сих пор широко употребляется специалистами в области теории систем, его значение остается двусмысленным. «Иерархия» имеет различные значения: 1 – система церковного управления священнослужителями, упорядоченными по рангам; 2 – группа людей, вещей, упорядоченных по рангу, сорту, классу и т.д. А.Кестлер писал, что иерархия – ужасное слово, ассоциирующееся с понятием «субординация» у священнослужителей и военных и создающее впечатление жесткой или авторитарной структуры (Кёстлер А. Гладиаторы. АСТ М.: Фолио Харьков, 2003). Между тем применительно к интегральной индивидуальности термин «иерархия» не подразумевает субординацию, навязанную некими внешними или внутренними силами. Уровни интегральной индивидуальности – это не односторонние «управляющие» влияния, исходящие от более высоких уровней к уровням более низким, а естественное (порожденное естественными причинами) распределение индивидуальных свойств, находящихся в многообразных связях с другими индивидуальными свойствами.

По каким критериям создается иерархия – другой вопрос, вопрос ее оснований. Критерием может быть соотнесение части и целого. Например П.К.Анохин рассматривает в качестве подсистем нервной системы нейрон, популяцию нейронов, блок со специальной функцией, отдел нервной системы и т.д. Другим критерием иерархизации может быть соотношение более частной и более общей закономерности, например, психическая функция, психический процесс, система психических процессов, сознание в целом и т.д.

В.С.Мерлин развивал идею иерархизации интегральной индивидуальности под другим углом зрения. Он сформулировал две группы проблем: первая - касалась принадлежности индивидуальных свойств тем или иным подсистемам. В этой связи были поставлены два вопроса:

1) какие  индивидуальные свойства относятся  к одним и тем же подсистемам  и как они взаимосвязаны внутри  данных подсистем;

2) какие  индивидуальные свойства относятся  к разным подсистемам и как  они взаимосвязаны между собой.

Вторая группа проблем затрагивала вопросы о том, по каким основаниям разные подсистемы можно рассматривать с позиций иерархизации интегральной индивидуальности, а сами подсистемы относить к ее разным уровням.

Идея уровневого устройства интегральной индивидуальности содержит следующие принципиальные положения: (Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности - М.: Педагогика, 1986. - С.56-84)

1. Интегральная  индивидуальность состоит из  индивидуальных свойств, которые  возникли на разных ступенях  онтогенеза и филогенеза, начиная  от биохимических свойств и  кончая социальным статусом человека  в группе и обществе. Относящиеся  к разным ступеням развития, индивидуальные  особенности человека закрепились  в форме устойчивых индивидуальных  свойств и сохранились в форме  относительно автономных систем  и подсистем (уровней). В уровневых  свойствах закрепились особенности  процесса развития человека на  разных ступенях онтогенеза и  филогенеза.

2. Под  иерархическими уровнями понимаются  такие, внутри которых взаимосвязи  свойств подчиняются каузальным  закономерностям. На каждом иерархическом  уровне действуют специфические  каузальные закономерности, например, биохимические, психодинамические, нейродинамические, личностные и т.д.

3. Об  иерархии интегральной индивидуальности  можно говорить также в том  случае, когда между разноуровневыми индивидуальными свойствами возникают отношения, подчиняющиеся телеологическому типу детерминации.

4. Обычно  подсистемы человека подвергаются  иерархизации по критерию источников их обусловленности: свойства человека могут быть обусловлены социально и также обусловлены биологически.

Эти два основных иерархических уровня выделяются и в интегральном исследовании индивидуальности. Однако в теории интегральной индивидуальности речь идет не о биосоциальной проблеме и не о сведении социальной обусловленности к биологической, не идет речь и об обратном сведении. Более того, иерархия подсистем индивидуальности человека по признаку биологической и социальной обусловленности является лишь частью более широкого иерархического ряда. Он включает в себя несколько уровней внутри биологического и несколько уровней внутри социального.

5. Разноуровневые индивидуальные свойства отличаются от одноуровневых по типу взаимного соответствия. Связи одноуровневых свойств носят однозначный характер, связи разноуровневых свойств носят много-многозначный (полиморфный) характер.

6. Для  того чтобы исследование индивидуальности  было интегральным, достаточно изучить  связи ограниченного количества  индивидуальных свойств, предположительно  относящихся к нескольким иерархическим  уровням. Исследование индивидуальности  является интегральным даже тогда, когда его объектом будут некоторые  свойства нескольких (двух–трех) иерархических  уровней. В качестве представителей  разных уровней выбираются не  любые изолированные свойства, а  такие их комплексы, которые образуют  закономерную, относительно замкнутую  систему. Например, для нейродинамического  уровня такими образцами могут  быть показатели силы и лабильности, потому что их сочетание характеризует  тип нервной системы. Для психодинамического  уровня – эмоциональность и  экстраверсия–интроверсия, потому  что их сочетание характеризует  тип темперамента.

В.С.Мерлин выделяет в качестве иерархических уровней несколько систем индивидуальных свойств и их подсистемы (Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - С.109):

• систему индивидуальных свойств организма – ее подсистемами являются: а) биохимические, б) нейродинамические свойства, в) общесоматические.

• систему индивидуальных психических свойств организма – ее подсистемами являются: а) психические свойства личности, б) психодинамические свойства.

• систему социально-психологических индивидуальных свойств – ее подсистемами являются: а) социальные роли в социально-исторических общностях, б) социальные роли в социальной группе.

В итоге интегральная индивидуальность представляет собой систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности устройства интегральной индивидуальности как иерархической системы.

Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина вносит существенный вклад в развитие отечественной психологической науки по линии целостного познания человека. Интегральный подход исследованию индивидуальности – это новый взгляд на системный подход и возможности его применения в психологии, одной стороны, нетривиальный взгляд на индивидуальность человека – с другой.

В.С.Мерлин обогатил отечественную психологию рядом новых идей: общенаучными представлениями об индивидуальности, возможностями применения философского языка для описания явлений, имеющих конкретный, а не абстрактный характер, математического языка для выражения психологических как и биофизических, физиологических, биохимических, социологических и прочих закономерностей.

Теория интегральной индивидуальности – это другой взгляд на то, как может быть устроен человек: не как соотнесение части и целого и не как соотношение более частной и более общей закономерности. Интегральная индивидуальность представляет собой систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности устройства интегральной индивидуальности как иерархической системы.

Огромный материал по исследованию и описанию структур интегральной индивидуальности на разных возрастных этапах накоплен в Пермской и Пятигорской психологических школах. В.В.Белоусом и И.В.Боязитовой введен и обоснован новый раздел психологии индивидуальности - интегративная психология развития. Предметом исследования интегративной психологии развития являются внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик. Внутриуровневые связи описывают сущность данного возраста; межуровневые – условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом.

 

1.3. Исследование психологических  факторов формирования «Я-концепции»  в подростковом возрасте

 

В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие ««Я-концепция»» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам (Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. - М.: 1991, с. 197). 

«Я-концепция» – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

Образ Я – представление индивида о самом себе.

Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Подробнее опишем три составляющие «Я-концепции» (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: "Прогресс", 1986. - с.32).

Когнитивная составляющая «Я-концепции». Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание  - М.: "Прогресс", 1986. - С.33).

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков