"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Личностный уровень показал различия по показателю пок.20 – уровень самооценки (p≤0,05).

Это говорит о том, что у подростков из контрольной группы повысился уровень самооценки, они стали более адекватно оценивать себя, свои возможности и достижения.

 

 

Выводы по главе 2

Исследование «Я-концепции» у подростков требует комплексного и системного подхода, подразумевающего рассмотрение различных свойств интегральной индивидуальности.

Согласно данным, полученным на констатирующем этапе исследования, можно сказать, что разница между фоновой и экспериментальной группой составляла 8 показателей (табл.2.2.), т.е. 26 %.

По итогам формирующего этапа, разница между показателями первичной и повторной психодиагностики контрольной группы, с которой не проводилось коррекционно-развивающих занятий на период с октября по май изменилась на 1 показатель (пок.20, табл.2.9.), т.е. 3,2%;  разница между экспериментальной группой после формирующего эксперимента и фоновой представляет собой 18,5%, т.е. мы можем сделать вывод, что с экспериментальной группой произошли значительные изменения в сторону приближения к фоновой группе.

Эти данные позволяют говорить о том, что коррекционно-развивающая программа была успешно апробирована и показала себя, как эффективная и действующая. Свидетельством данного факта выступают статистически значимые различия, которые были выявлены между контрольной группой до констатирующего эксперимента и контрольной группой после формирующего эксперимента.

Такой метод программы психологической поддержки для подростков с низким уровнем сформированности «Я-концепции» как данная коррекционно-развивающая программа, является эффективной, и может быть использована в работе школьной психологической службы для сопровождения учащихся 7 классов. Этот факт подтверждается данными, полученными при помощи компьютерной математической обработки с использованием метода математической статистики – t-критерия Стьюдента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теория интегральной индивидуальности является одним из методологических направлений современной психологии, рассматривающей человека в совокупности всех его свойств: от биохимических до социально-исторических. Была выдвинута идея об интегративной психологии развития, целью которой является изучение возрастных структур интегральной индивидуальности. В Пермской и Пятигорской психологической школах ведутся исследования структур интегральной индивидуальности в зависимости от различных внешних и внутренних факторов. Наше исследование было направлено на исследование интегральной индивидуальности подростков в зависимости от уровня сформированности «Я-концепции».

Обобщенно структуру «Я-концепции» современного подростка можно представить как следующую последовательность компонентов: самоуверен-ность, самоценность, саморуководство, самопринятие, самопривязанность, закрытость, отраженное самоотношение, внутренняя конфликтность, самообвинение. ««Я-концепция»» в данном возрасте неустойчива, на отдельные её характеристики оказывают значительное влияние степень адаптированности к ситуации, избирательное отношение подростка к себе, появление на пути неожиданных трудностей.

В ходе исследования были выделены две группы подростков: подростки с высоким уровнем сформированности «Я-концепции» и подростки с низким уровнем «Я-концепции». Затем проводился сравнительный анализ четырех уровней интегральной индивидуальности подростков из всех трех исследовательских групп, в результате, которого были сформулированы следующие выводы.

1. Выявлены  различия в проявлении трех  уровней интегральной индивидуальности (психодинамического, личностного и  социально-психологического) подростков  с различным уровнем «Я-концепции».

2. Согласно  результатам исследования нейродинамического  уровня интегральной индивидуальности  исследуемого при помощи методики  «Диагностики свойств нервной  системы и коэффициента функциональной  ассиметрии Е.П. Ильина (теппинг-тест)» подросткам с низким уровнем сформированности «Я-концепции», характерно преобладание слабого и среднеслабого типа нервной системы. Подростки с высоким уровнем сформированности «Я-концепции» обладают сильным типом нервной системы.

3. При  исследовании психодинамического  уровня интегральной индивидуальности  с помощью теста школьной тревожности  Филипса, было выявлено, что подростки  с низким уровнем «Я-концепции», проявляют высокую тревожность  в школе, переживают социальный  стресс, склонны к фрустрации  потребности в достижении успеха, переживают негативные эмоции, сопряженные  с необходимостью самораскрытия. Подростки с высоким уровнем  «Я-концепции» зафиксировали низкий  уровень общей тревожности в  школе, характеризующийся эмоциональной  стабильностью при установлении  социальных контактов и, обладают  отсутствием склонности к фрустрации  потребности в достижении успеха.

4. Личностный  уровень интегральной индивидуальности  подростков изучался с применением  методик «Методика мотивация  учения Ч.Д. Спилбергера» и «Методика  изучения особенностей самооценки  Дембо-Рубинштейн», где также были выявлены существенные различия. Так, подростки с низким уровнем «Я-концепции» характеризуются, отсутствием познавательной активности, низкой мотивацией достижений, завышенным уровнем притязаний, низкой самооценкой и вспыльчивостью. Подростки с высоким уровнем «Я-концепции» обладают высоким уровнем познавательной активности, высокой мотивацией достижений, низким уровнем личностной тревожности, адекватным уровнем самооценки.

5. Социально-психологический  уровень интегральной индивидуальности  подростков с различным уровнем  сформированности «Я-концепции»  изучался с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено. Наибольшее количество популярных подростков и обладающих высоким статусом выявлено в группе подростков с высоким уровнем «Я-концепции». Чаще всего подростки отвергают своих сверстников с низким уровнем «Я-концепции».

6. Факторный  анализ также выявил различия  в строении структур инте-гральной индивидуальности подростков. Так, в группе подростков с высоким уровнем «Я-концепции» в структуре интегральной индивидуальности выявлено преобладание высших уровней над низшими. В структурах интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» доминируют низшие уровни.

Экспериментальное исследование, проведенное в рамках данной квалификационной работы, позволило заключить, что коррекционно-развивающая программа помогла сократить разницу между фоновой и экспериментальной группой. Если раньше разница составляла 26%, то после формирующего эксперимента она снизилась до 16% и наблюдается по следующим показателям:

на психодинамическом уровне:

- страх  самовыражения;

- проблемы  и страхи в отношениях с  учителями.

на личностном уровне:

- познавательная  активность;

- уровень  самооценки.

на социально – психологическом уровне:

- взаимные  выборы (серия А).

Наибольшие различия выявлены на психодинамическом и личностном уровне.

Таким образом, гипотеза о том, что взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков варьирует в зависимости от уровня сформированности «Я-концепции» подтверждена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
  2. Агапов, B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. / В.С. Агапов. - М.: Институт молодежи, 1999. - 164с.
  3. Александрова, Ю.В. Взаимосвязь отношения к Другому и самоотношения взрослого человека. //Мир психологии, 1999, №2, с.38-44.
  4. Алексеева, А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте. // Журнал практического психолога, 1999, №1, с.3-9.
  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – Спб.: Питер, 2004. – 345 с.
  6. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2007.
  7. Белоус, В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В.В. Белоус. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 136 с.
  8. Белоус, В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспектива // Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №1. - С.44-51.
  9. Белоус, В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. - 1998.- Т.19. - №1. – С. 47-53.
  10. Белинская, Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности. // Мир психологии, 1999, №3, c.l 11-115.
  11. Белинская, Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. // Вестник МГУ,1997, сер. 14, №4, с.25-31.
  12. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 1964.
  13. Боязитова, И.В. Проблемы интегративной психологии развития / И.В.Боязитова. – Москва – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – 213 с.
  14. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., М., Харьков, Минск. – 1999.
  15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2010.
  16. Выготский, Л. С.  Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс,  2000. – 1008 с.
  17. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике / Н. С. Глуханюк. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. – 204 с.
  18. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э.А.Голубева. - М.: Прометей, 1993.
  19. Дергач, A.A. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). / А.А. Дергач. М.: РАУ, 1993 - 156с.
  20. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В.Дубровина. - М., 1997.
  21. Дутчина, О.Б. Проблемы исследования Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии. / О.Б. Дутчина. Психологическая наука - практика: Сборник научных статей (Ч. 1). Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. – 251с.
  22. Дутчина, О.Б. Самопонимание как психологическое условие развития позитивной Я-концепции личности: Сборник научных статей по материалам Международного Симпозиума «Социальная психология XXI столетия» Т.1. / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль, 2003. – 555с.
  23. Дутчина, О.Б. Особенности Я-концепции в ранней юности. // Материалы II Дальневосточной региональной научно-практической конференции. «Психология и практика: новые реалии в изменяющемся мире». - Хабаровск, 2001. – 313c.
  24. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2004. -701 с.
  25. Карвасарский, Б.Д Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. – М.: Медицина. – 2002.
  26. Коломенский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия. / Я.Л. Коломенский. – М: Просвещение - 2000. – 240с.
  27. Кон, И.С. Самосознание: Открытие «Я». Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1989. - 254 с.
  28. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
  29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология./ И.Ю.Кулагина – М., 2001.
  30. Куликова, А.Н. Проблемы саморазвития личности. / А.Н. Куликова - Благовещенск, 2001 . – 411с.
  31. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.
  32. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. - М.: Смысл. Per Se, 2000.
  33. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. - 263 с.
  34. Маствилискер, Э. Н. Некоторые условия формирования индивидуальнoгo стиля в решении учебных задач у школьников / Э. Н. Маствилискер, Г.Е. Дикополъская. - Пермь, 1976. - С. 120-138.
  35. Медведева, Т. Н. Особенности интегральной индивидуальности старшеклассников с различными учебными интересами: автореф. дисс. канд…  психол. наук. – Москва, 2010. – 28с.
  36. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
  37. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды /В.С. Мерлин / Под ред. Е.А. Климова. — Москва-Воронеж, 1996.
  38. Митичкина, Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дисс. канд…  психол. наук. - Ставрополь, 2004.- 24с.
  39. Митичкина, Е.Е. Математические методы в психологии (в вопросах и ответах) /Е.Е. Митичкина. – Пятигорск, 2008. – 78 с.
  40. Наталуха, И.Г. Развитие структур интегральной индивидуальности адаптированных и дезадаптированных младших школьников современными образовательными технологиями: автореф. дисс. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2003.
  41. Немов, Р.С. Психология: В  3 кн / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001.  —  Кн. 3: Психодиагностика.  Введение  в  научное  психологическое исследование с элементами математической статистики.
  42. Никулина, С.А. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников в процессе специально организованного обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2000.
  43. . Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442с.
  44. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2004. - 440 с.
  45. Пантелеев, Р. С. Методика исследования самоотношения (МИС) / Р.С. Пантелеев // Практикум по психодиагностике: конкретные психодиагностические методики. - М.: МГУ, 1979. - С. 166 – 170.
  46. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива /А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М., 1978.
  47. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М., 1984
  48. Практикум по возрастной и педагогической психологии / автор-сост. Данилова Е.Е. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 160 с.
  49. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  50. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.- С. 129
  51. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс. – СПб и др.: Питер. 2000. – С. 656.
  52. Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности / И.И. Резвицкий. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
  53. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности./ Х. Ремшмидт. – М., 1994.
  54. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010.
  56. Русалов, В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. - 1991. - № 5.
  57. Сидоренко, Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера / Е.В.Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002- 347 с.
  58. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н.Собчик. – М.: Институт прикладной психологии, 1997.
  59. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
  60. Эльконин Д.Б. Изобразительные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989.

 

 

 


Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков