Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:10, реферат
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
Целью данной курсовой работы было выявление особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте и методов, используемых для профилактики данного явления. А также исследование основных факторов, потенциирующих суицидальное поведение подростков.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале изучения данной проблемной области была достигнута, а задачи – выполненными.
Итак, высокий уровень самоубийств среды подростков заставляет задуматься о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его профилактики. Суицидальные реакции обусловлены психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах, а также личностными особенностями индивидуума: акцентуацией личностных черт, системой ценностей, жизненным опытом и отношением к жизни.
Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно, имеет под собой определенную социальную почву, психологические и культуральные факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения. Каждый суицид индивидуален и затрагивает тысячи различных причин. Факторы, которые влияют на выбор смерти, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние суицидента порой невозможно.
АНКЕТА ЭКСПЕРТА
Участнику исследования!
«Факторы суицидального риска у лиц подросткового возраста в городе Белгород».
Просим Вас выступить в качестве эксперта и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Для этого необходимо обвести номер ответа соответствующий Вашему мнению. При необходимости допишите свой вариант ответа на отведенном для этого месте. Анкета является анонимной.
1. |
Наличие непосредственно пропагандирующих самоубийство ресурсов в Интернете и социальных сетях |
2. |
Засилье жестокости и криминала на телевидении, приводящее к внедрению в сознание подростков представлений об «обыденности» насилия и смерти, в т.ч., убийства и самоубийства |
3. |
Компьютерные игры, направленные на формирование жестокости, легкомысленного, либо романтического отношения к смерти у подростков |
4. |
Другое (укажите свой вариант) _________________ |
1. |
Повышенная ранимость |
2. |
Импульсивность и эмоциональная неустойчивость |
3. |
Низкая стрессоустойчивость |
4. |
Сильно развитое чувство вины |
5. |
Отсутствие навыков конструктивного решения проблем |
6. |
Неразвитость механизмов планирования будущего |
7. |
Максимализм и незрелость суждений |
8. |
Снижение или утрата ценности жизни |
1. |
Любовные конфликты («несчастная любовь») |
2. |
Конфликтные отношения со сверстниками |
3. |
Влияние «дурной» компании |
4. |
Вовлеченность в молодежные субкультуры («Индиго», «Готы», и др.) |
5. |
Конфликтные отношения с учителями |
6. |
Другое (укажите свой вариант)____________ |
1. |
Аутоагрессивная (агрессия на себя) |
2. |
Гетероагрессивная (агрессия вовне) |
3. |
Затрудняюсь ответить |
1. |
Сензитивность (повышенная чувствительность и ранимость) |
2. |
Агрессивность |
3. |
Низкая стрессоустойчивость |
4. |
Импульсивность |
5. |
Эмоциональная лабильность (колебания настроения) |
6. |
Тревожность |
7. |
Другое (укажите свой вариант)____________ |
1. |
Да, оказывает влияние (продолжайте отвечать на вопросы по порядку) |
2. |
Нет, не влияет (переходите к вопросу № 9) |
1. |
Полная родительская семья |
2. |
Неполная родительская семья |
3. |
Приемная семья |
4. |
Проживающие в семье родственников |
5. |
Проживающие в детском доме |
6. |
Другое (укажите свой вариант)____________ |
Очень часто |
Часто |
Редко |
Почти никогда | ||
1. |
Оба родителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. |
Преимущественно мать |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. |
Преимущественно другие члены семьи (бабушки, дедушки) |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. |
Преимущественно отец |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. |
Практически никто |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Да, оказывает влияние (продолжайте отвечать на вопросы по порядку) |
2. |
Нет, не влияет (переходите к вопросу № 11) |
1. |
Благоприятный психологический микроклимат |
2. |
Неблагоприятный психологический микроклимат |
3. |
Микроклимат в семье не влияет на формирование суицидального поведения у подростков |
11. Какой тип воспитания, на Ваш взгляд, создает наибольший риск формирования суицидальной готовности несет в себе? (выбрать один вариант ответа)
1. |
Гипоопека и беспризорность |
2. |
Родительская депривация |
3. |
Авторитарный, в т.ч. «Золушка» |
4. |
«Кумир семьи» и гиперопека |
5. |
Другое (укажите свой вариант)____________ |
12. Какая агрессия в родительских семьях подростков, склонных к суицидальному поведению проявляется чаще?
1. |
Вербальная агрессия |
2. |
Физическая агрессия |
3. |
Психологическая агрессия |
13. Вербальная агрессия в родительских семьях подростков, склонных к суицидальному поведению проявляется в:
1. |
Агрессии по отношению к подростку |
2. |
Агрессии к другим членам семьи |
3. |
Отсутствует |
14. Физическая агрессия в родительских семьях подростков, склонных к суицидальному поведению проявляется в:
1. |
Агрессии по отношению к подростку |
2. |
Агрессии к другим членам семьи |
3. |
Отсутствует |
15. Какова на Ваш взгляд наиболее приоритетная сфера суицидального конфликта?
1. |
Семейная |
2. |
Взаимоотношения со сверстниками |
3. |
Любовная |
4. |
Другое (укажите свой вариант)____________ |
16. Какие поведенческие нарушения у подростков, склонных к суицидальному поведению проявляются чаще всего? (Укажите не более 3х вариантов)
1. |
Девиантное поведение |
2. |
Группирование со сверстниками |
3. |
Реакции оппозиции |
4. |
Реакции имитации |
5. |
Реакции гиперкомпенсации |
6. |
Реакции отказа |
7. |
Делинквентное поведение |
8. |
Реакции эмансипации |
9. |
Патологические увлечения |
10. |
Отсутствуют |
17. Как Вы думаете, кто чаще всего совершает суицидальные действия?
1. |
Мальчики |
2. |
Девочки |
3. |
Не зависит от пола |
18. Каковы, по Вашему мнению, мотивы суицидального поведения у подростков? (Укажите не более 3х вариантов)
1. |
«Неразделенная» любовь |
2. |
Несправедливое отношение |
3. |
Препятствия к удовлетворению ситуационной актуальной потребности |
4. |
Неудачи в учебе |
5. |
Психопатологические мотивы |
6. |
Самоосуждение за реальный проступок |
7. |
Материально-бытовые трудности |
8. |
Недостаток внимания, заботы |
9. |
Боязнь наказания и/или позора |
10. |
Одиночество, социальная изоляция |
11. |
Потеря «значимого другого», болезнь близких |
12. |
Неудовлетворенность «значимым другим» |
13. |
Косметические дефекты |
Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом возрасте